тел. (495) 223-42-15

Новый Шелковый путь

Китай приступил к созданию нового Великого шелкового пути, который может соединить Европу и Азию и стать самым масштабным инфраструктурным проектом за всю историю.

В сентябре 2013 г. председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин представил идею экономического пояса Шелкового пути (официальное название «Один пояс — Один путь»), стратегической программы, цель которой — создать торговый коридор для прямых поставок товаров с Востока на Запад. По задумке это должно существенно, более чем на 25%, сократить затраты на перевозку. Объем инфраструктурного фонда программы — 40 млрд долл. Задачи: строительство дорог, автотрасс, индустриальных парков, реализация энергетических проектов. Все это должно будет стать современным аналогом древних караванных троп Великого шелкового пути.

Несмотря на то, что за последние полвека морские грузоперевозки вышли на высочайший уровень развития, даже сейчас осуществлять транспортировку товаров по суше можно гораздо быстрее, чем по морю. По предварительным расчетам после открытия нового Шелкового пути товары из голландского Роттердама будут идти до китайского порта Ляньюньган в среднем около 10–13 дней. Вместо полутора-двух месяцев по морю.

Точный маршрут нового Шелкового пути пока еще не разработан. По предварительным планам, он должен начаться в китайском городе Сиань (древняя столица Китая), границу КНР пересечь на контрольно-пропускном пункте Хоргос, затем проследовать через Центральную Азию (Казахстан – Киргизия – Узбекистан – Таджикистан), перейти на Ближний Восток (Иран – Турция). После пересечения Босфора путь пойдет на север, в столицу России Москву, оттуда — в Европу (Голландия – Германия – Италия). Закончится Шелковый путь в итальянском городе Венеция.

Для осуществления проекта планируется построить три железнодорожных коридора. Маршрут северного — из Западного Китая в Европу через Казахстан, РФ к Балтийскому морю, далее через Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию. Южного — из Китая в Индию, Бангладеш и Мьянму. Центрального — из Китая через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию к Балканскому полуострову и портам Франции. Впоследствии должен быть создан и морской коридор Шелкового пути.

«Китай всерьез озабочен необходимостью связать быстроразвивающиеся западные регионы с рынками сбыта в Европе и Средней Азии. С учетом удаленности этих провинций от моря сухопутные маршруты здесь конкурентоспособны. Проект выполняет еще и геополитические задачи: КНР стремится увеличить свое влияние в регионе. А России этот проект дает хорошие шансы не только на рост транзитных перевозок, но и на более тесную интеграцию с Казахстаном, Китаем и другими странами Евразии. Сейчас нам следовало бы попытаться повлиять на конфигурацию проекта «Шелковый путь» так, как выгодно нам и с точки зрения карты маршрутов, и с точки зрения выбора проектов для инвестиций, и с точки зрения геополитических целей проекта», — считает Владислав Иноземцев, директор центра исследований постиндустриального общества, которого цитирует РБК.

8 мая 2015 г. Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали соглашение о сотрудничестве в развитии проекта «Шелковый путь». Примерно в это же время был подписан еще один договор — о строительстве железнодорожной ветки Москва — Казань, которая в перспективе станет первой высокоскоростной железной дорогой, соединяющей Китай с зарубежными странами. Протяженность магистрали составит 770 км, скорость поездов на ней будет достигать 400 км в час. После окончания строительства время в пути по маршруту Москва — Казань с 14 часов сократится до 3,5. Проект планируют завершить к Чемпионату мира по футболу 2018 г. После окончания турнира строительство железнодорожной ветки продолжится. В планах — соединить Казань и Екатеринбург, дальше дорога пройдет до Астаны, а потом — в КНР.

«Проект экономического пояса Шелкового пути для нас не конкурент, а в известной степени это партнерский проект, о чем мы с нашими китайскими товарищами договорились. Договорились о том, что мы постараемся совместить возможности вот этого проекта Шелкового пути и те возможности, которые открываются нашим общим рынком с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Арменией», — заявил в конце августа 2015 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Стоимость строительства дороги Москва — Казань составит, по предварительным расчетам, более 21 млрд долл. (то есть около 1 трлн руб.). Часть суммы в виде инвестиций и кредитов предоставит Китай, — по данным агентства ТАСС, более 400 млрд руб. Правда, чтобы получить эти деньги России пришлось согласиться на важное требование — производить строительство на основе китайского оборудования.

«Китай в любом случае будет продвигать проект Шелкового пути, он все равно будет реализован — с Россией или без России, с ЕАЭС или без ЕАЭС. Лучше, конечно, в этом участвовать. Есть взаимная выгода. Китай продвигает этот проект, создавая довольно мощные институты финансово-проектного сопровождения и инфраструктурного строительства. И Россия, и другие страны ЕАЭС могут использовать ресурсы этих институтов для инфраструктурного развития своих национальных экономик», — приводит слова Владимира Петровского, главного научного сотрудника Центра «Россия — Китай» Института Дальнего Востока РАН, Русская служба BBC.

«Евразийский экономический союз — это серьезное интеграционное объединение. Шелковый путь, с другой стороны, это инфраструктурный проект. Их объединение кажется на первый взгляд сомнительным, но зато точно видно, что можно предложить китайскому проекту. Это единая таможенная территория, единое экономическое пространство», — отмечает заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский.

По мнению экспертов, проект «Шелковый путь» должен стать выгодным для всех сторон. Именно благодаря ему вместо «США плюс Европа и Япония» возникнет единое евразийское пространство, которое объединит Китай с Юго-Восточной Азией, Россию с Евразийским союзом, а также Евросоюз.

«Это в наших интересах, итальянцев, европейцев, чтобы было взаимодополнение, а не разделение. Европа должна быть заинтересована в том, чтобы стать мостом между Востоком и Америкой. Пришло время перезапустить новый переговорный формат между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом одновременно с переговорами между Европой и Америкой о свободной торговле», — считает министр иностранных дел Италии в 2008–2011 гг. Франко Фраттини.

Согласно первоначальному плану, на реализацию проекта нового Шелкового пути должно уйти около десяти лет, а также сотни миллиардов долларов. Соглашение с КНР о сотрудничестве в развитии Шелкового пути подписал не только президент России, но и главы Казахстана, Пакистана, Бразилии и даже одного из членов ЕС — Венгрии.

«Власть и деньги переходят от Европы к Азии, — заявил в интервью телеканалу "Россия-24" известный американский инвестор Джим Роджерс. — Уже сейчас крупнейшие кредиторы мира — это Китай, Корея, Япония, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Многие денежные активы уже расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Европа уже не на коне. Шелковый путь может изменить экономическую географию мира».

Александра ВЛАДИМИРОВА

Цель стратегической программы Шелкового пути — создать торговый коридор для прямых поставок товаров с Востока на Запад

После открытия Шелкового пути товары из Роттердама будут идти до китайского порта Ляньюньган около 10–13 дней вместо 1,5–2 месяцев по морю

Для осуществления проекта планируется построить три железнодорожных коридора

Стоимость строительства дороги Москва — Казань составит более 21 млрд долл.

На реализацию проекта нового Шелкового пути уйдет около десяти лет и сотни миллиардов долларов

Великий шелковый путь

Торговые коммуникации между странами Европы и Азии начали осуществляться еще во II в. до н. э. Значительных объемов они достигли к началу нашей эры. Правда, в древности этот путь, протяженностью более 7 тыс. км, назывался вовсе не Шелковым, а Пряным или Шахским. Впервые название «Шелковый путь» было использовано немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 г. Видимо, он выбрал название, ориентируясь на самый известный и ценный товар, привозимый в Европу из Азии. Свою значимость Великий шелковый путь, который проходил по территории современных Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции, начал утрачивать в XV в. из-за возобновления военных конфликтов в Средней Азии. Кроме того, в это время началось активное развитие морской торговли и вслед за этим период Великих географических открытий.