тел. (495) 223-42-15

Москва транспортная

БиВ продолжает серию публикаций об истории развития общественного транспорта Москвы. Архивные материалы, редкие фотографии, интересные экспонаты, документальные киноленты были представлены на выставке «Как поехала Москва», которую Музей Москвы приурочил к 80-летию Московского метрополитена (БиВ № 4 и 5, 2015).

Зеленый огонек

Считается, что первое такси в Москве появилось в сентябре 1907 г., когда газета «Голос Москвы» сообщила о появлении на улицах Первопрестольной автомобиля американской марки Oldsmobile с вывеской «Извозчик. Такса по соглашению». В 1910-е гг. определились три вида коммерческих пассажирских автомобилей: такси — наемный автомобиль, проезд в котором оплачивался по показаниям счетчика-таксометра; прокатный автомобиль — наемный автомобиль, проезд в котором оплачивался по договоренности пассажира с водителем; моторный омнибус — многоместный автомобиль, прообраз автобуса и маршрутного такси.

До 1917 г. многие московские предприниматели пробовали свои силы в таксомоторном бизнесе, создавали гаражи, в которых работало от нескольких до десятков машин, чаще всего французских или немецких марок.

В период социальных потрясений и гражданской войны таксомоторное дело в Москве заглохло. Однако в 1920-е гг., с началом НЭПа, этот бизнес сразу возродился. В Москве существовало несколько гаражей прокатчиков, они использовали машины дорогих европейских марок (Mercedes, Austro-Daimler, Talbot и др.). К концу 1924 г. в столице работало примерно 150 прокатных машин.

Советская власть решила противопоставить частным предпринимателям дешевое государственное такси. Вот что писала газета «Вечерняя Москва» в июне 1925 г.: «В Москве тесно. Город не помещается в своих узких горбатых улицах. Не хватает вагонов трамвая, вводятся автобусы. Не удовлетворяют автобусы, и вводится такси». Газету цитирует В. Носов, бывший генеральный директор АМО ЗИЛ, в своем очерке в книге «Московия» («Московский писатель», 1997 г.). Он пишет: «… 21 июня 1925 г. воскресным утром из ворот гаража во втором Дьяконовском переулке, что неподалеку от Каланчевки, на улицы столицы торжественно выехали 16 автомобилей французской фирмы «Рено». Яркая желтая полоса на кузове привлекла внимание вечно спешащих москвичей. Водителей такси одели в особую униформу — кожаный шлем и куртку».

Сначала машины базировались в общих гаражах со служебными и персональными автомобилями, позднее их вывели в отдельный гараж, ставший Первым таксомоторным парком. К 1930 г. парков было уже два, а на линии работало примерно 200–300 автомобилей.

Наступившие в «год великого перелома» перемены во внутренней политике поставили крест на частном такси прокатчиков. Монополию на пассажирские перевозки получили городские таксомоторные парки. В них до 1934 г. поступали только машины марки Ford-A. На смену этой американской машине пришел первый автомобиль-такси отечественного производства ГАЗ-А.

В 1936 г. появилась новая горьковская легковая модель ГАЗ-М1, который в народе переименовали в «эмку». «Эмка» стала первым массовым советским такси. Она прослужила верой и правдой больше 10 лет.

«Новые страницы в историю развития таксомоторного транспорта вписаны в послевоенные годы. На смену желтой полосе в 1950 г. пришла «шахматная» полоса, а красную табличку «свободен» сменил зеленый огонек», — пишет В. Носов.

После Великой Отечественной войны самым распространенным такси стала «Победа». К началу 1952 г. в Москве уже работало около 3 тыс. такси в пяти парках. С конца 1957 г. «Победы» начали массово заменять «Волгами», из них формировали новые колонны и целые парки. «Волга» выгодно отличалась от «Победы» более просторным салоном, увеличенной до 70 л. с. мощностью двигателя, возросшим ресурсом.

Последней новой моделью советского такси стала модернизированная в 1985 г. «Волга» ГАЗ-24-11.

В памяти нескольких поколений москвичей навсегда остались «шашечки» с буквой «Т» и зеленый огонек…

Маршрутные такси появились в 30-е годы XX в. Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 г. доставкой посетителей на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ), наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами, занимались 120 маршрутных такси. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времен.

В 60-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса (микроавтобусы) РАФ-977 и автобусы малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения.

В постсоветский период, с 1996 по 1998 гг. латвийские РАФы, ставшие импортными, были полностью вытеснены более просторными отечественными микроавтобусами ГАЗ-32213 («Газель»).

Сеть маршрутных такси во многом повторяет сеть автобусных (реже троллейбусных) линий, но все-таки имеет свою специфику. Маршруты такси, как правило, короче автобусных (отсекаются «нерентабельные» участки), могут изменяться в зависимости от загруженности улиц, очень часто обслуживают перевозку пассажиров на относительно небольшое расстояние (конечной, как правило, является станция метро). Особенно велика роль маршрутных такси на пригородных участках. В некоторых случаях они являются единственным видом транспорта.

По рельсам

Железную дорогу из Петербурга в Москву начали строить в 1843 г. под руководством П. П. Мельникова и Н. О. Крафта. Движение по ней было открыто 1 ноября 1851 г. Первый поезд преодолел расстояние за 19 часов. По тем временам это была самая протяженная в мире двухпутная железная дорога. На ней были построены 34 станции, 2 крупных вокзала, 278 искусственных сооружений.

В результате бурного железнодорожного строительства в конце ХIХ — начале ХХ вв. Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел России. С тех пор в Москве действуют 9 железнодорожных вокзалов.

В 19031908 гг. была построена грузовая Московская окружная железная дорога (Малое кольцо). С радиальными направлениями Малое кольцо связано 22 соединительными ветвями. Протяженность кольца — 54 км, с учетом примыкающих веток и подъездных путей — 145 км.

В стремительно растущей Москве пригородные поезда постепенно стали выполнять и роль городского общественного транспорта. Учитывая это, на 2016 г. было запланировано открытие регулярного пассажирского движения электропоездов по Малому кольцу, которое в перспективе должно иметь 31 остановочный пункт. Позднее, однако, сроки ввода движения электричек по Малому кольцу отодвинулись на 2020 г.

Многие эксперты, впрочем, считают, что железнодорожные пути, проходящие по территории Москвы, не столько улучшают транспортное положение в столице, сколько осложняют его. Железная дорога требует больших полос отчуждения, пути «рубят» город на непреодолимые для других видов транспорта сектора.

Московский автобус

Поскольку в начале ХХ в. городские власти не хотели создавать конкуренцию трамваю, первая автобусная линия в Москве была пригородной — от Камер-Коллежского вала в районе Марьиной Рощи до Останкино. Линия была открыта 17 июля 1907 г., и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу Шереметеву: 8-местная линейка «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. За проезд от Москвы до Останкино был установлен тариф в 15 копеек.

Первый автобусный маршрут в Москве (Тверская застава — Каланчевская площадь) был открыт 8 августа 1924 г. На линии работали в основном английские машины «Лейланд», способные перевозить только 28 пассажиров. В 1920–30-е годы активно развивалась маршрутная сеть, но тем не менее вплоть до 1950-х годов автобус играл очень незначительную роль в перевозках (около 8%).

Во время войны большая часть московских автобусов была мобилизована, а оставшиеся машины переведены на газогенераторное питание. Интересно, что после победы в ВОВ не произошло значительного пополнения столичного автобусного парка трофейными автобусами, хотя отдельные экземпляры немецких автобусов проработали до 1960-х гг.

Активное развитие автобусного сообщения в Москве произошло в 1950–60-е гг. в связи с резким увеличением ее площади и строительством новых жилых районов. Если в 1950 г. имелось 50 маршрутов (24 городских и 26 пригородных), то к 1960 г. их стало 154 (88 и 66 соответственно), а в 1970 г. — уже 256 (226 и 30). Поначалу маршрутная сеть имела в основном радиальный характер (по главным магистралям), но постепенно сформировались и хордовые линии, особенно к станциям метро. В некоторых окраинных районах автобус надолго стал единственным видом общественного транспорта.

С конца 1960-х в дополнение к автобусам ЗИЛ и ЛиАЗ в автобусные парки начали поступать массовые партии венгерских сочлененных автобусов Ikarus, использовавшихся на линиях с большим пассажиропотоком. С середины 1970-х основной объем пассажироперевозок стал приходиться именно на автобусы марки Ikarus.

С конца 1990-х годов уверенную конкуренцию автобусам (как и другим видам наземного общественного транспорта) стали создавать маршрутки.

Материал подготовлен на основании материалов, предоставленных Отделом по связям с общественностью Музея Москвы.

БиВ

Последней новой моделью советского такси стала «Волга» ГАЗ-24-11

Малое кольцо — самое удобное «плечо» для переброски поездов с одной радиальной магистрали на другую

В настоящее время большую часть столичного автобусного парка составляют отечественные автобусы большой вместимости

Московские вокзалы

Из всех московских вокзалов Белорусский переименовывался чаще всего. Открытый в 1870 г., до 1871 г. он назывался Смоленским, затем до 1912 г. — Брестским, до 1917 г. — Александровским, до 1922 г. — вновь Брестским, до 1936 г. — Белорусско-Балтийским. Ленинградский вокзал действует с 1851 г. До 1855 г. он носил название Петербургский вокзал. Затем до 1924 г. — Николаевский, в 1924–1937 гг. — Октябрьский и с 1937 г. — Ленинградский. Ярославский вокзал работает с 1862 г. До 1870 г. он был Троицким вокзалом, до 1922 г. — Ярославским, до 1955 г. — Северным. Казанский вокзал действует с 1862 г. До 1894 г. имел название Рязанский вокзал. Курский вокзал действует с 1896 г. Первое время имел название Курско-Нижегородский вокзал. Павелецкий вокзал действует с 1900 г. (до 1910 г. назывался Павелецкий, до 1941 г. — Саратовский). Рижский вокзал действует с 1901 г. (до 1930 г. — Виндавский вокзал, до 1942 г. — Балтийский, до 1946 г. — Ржевский). Савеловский вокзал открыт в марте 1902 г. До 1912 г. — Бутырский вокзал. Самый молодой в столице — Киевский вокзал (до 1934 г. — Брянский), он начал работать в 1918 г.

В новом столетии парк автомобилей такси в Москве составляют в основном иномарки. Современное московское такси представляет собой огромное количество перевозчиков, в том числе и нелегальных. В 2011 г. был принят новый закон о такси. Теперь для осуществления услуг такси, необходимо иметь лицензию.