тел. (495) 223-42-15

Играть — не переиграть

Почему так притягательны выставки игрушек? Конечно, дело не только в собственных воспоминаниях и желании найти что-то новое, яркое и необычное для своего ребенка. Причина в другом. Каждый из нас в глубине души остается ребенком. Неслучайно разного рода игрушки сопровождают нас в течение всей жизни. Дорогие часы, коллекционное оружие, модели автомобилей, настольные приборы с двуглавым орлом, бизнес-сувениры, жестяные домики с элитным чаем — разве это не игрушки?

Spielwarenmesse: заслуженное лидерство

Крупнейшая в мире специализированная выставка игрушек, игр и сопутствующих товаров Spielwarenmesse проходит в Нюрнберге ежегодно в январе — феврале.

Впервые она состоялась в марте 1950 г. под именем Deutsche Spielwarenfachmesse и уже тогда была немаленькой: 351 экспонент, 4,3 тыс. посетителей и 3 тыс. кв. м экспозиционной площади. Успех начинания способствовал тому, что через четыре месяца 46 немецких предприятий-производителей основали кооператив для организации ежегодной ярмарки игрушек. Именно эта компания — Spielwarenmesse eG и проводит ее сегодня. В 1973 г. ярмарка переехала в новый выставочный центр NuernbergMesse, который никогда более не покидала. Развитие проекта и выход на международный рынок дважды приводили к смене имени: с 1958 г. — Internationale Spielwarenmesse Nürnberg, с 1997 г. — Spielwarenmesse International Toy Fair Nürnberg.

Всемирный характер смотра подтверждает не только показатель интернациональности участия (71,8%), но и чрезвычайно широкий географический охват стран: КНР и Гонконг — 449 компаний, Великобритания — 174, США — 150, Франция — 147, Тайвань — 70, Южная Корея — 51, Израиль — 37, Индия — 30. Из России приехали 18 экспонентов. Устроители подсчитали, что на стендах находилось не менее миллиона образцов товаров, включая 75 тыс. новинок.

Что касается посетителей, то больше всего было итальянцев — 4 тыс., затем шли французы — 2,8 тыс. и испанцы — 2,2 тыс. Граждан России зарегистрировано 1,2 тыс. (годом ранее — 1,9 тыс.).

Особенность проекта — глубокое проникновение в виртуальный мир. План экспозиции, каталог и иная полезная информация доступна в интернете как на стационарных компьютерах, так и на всех видах мобильных устройств, не говоря уже о социальных сетях.

По традиции, выставка включает специальные разделы и мероприятия, в их числе — новейшие тенденции индустрии игрушек и товаров для хобби и досуга; бизнес-форум индустрии игрушек; центр новых экспонентов; образ жизни, брендовые товары; центр тестирования и контроля; коллективная экспозиция китайских производителей, отобранных устроителем.

HKTDC: Кинг-Конг из Гонконга

Ведущая азиатская выставка игрушек HKTDC Hong Kong Toys & Games Fair проводится ежегодно в январе в павильонах Конгрессно-выставочного центра Гонконга. Организатор — департамент выставок Совета по развитию торговли Гонконга. В этом году проекту исполнилось 40 лет.

Согласно данным аудита, в HKTDC–2015 приняли участие 1864 экспонента, в том числе 1013 иностранных, и 43 тыс. гостей, включая 20 тыс. зарубежных. Площадь нетто — 30 тыс. кв. м. Характерно, что все эти показатели практически не менялись в течение последних трех лет.

Несмотря на масштабы, выставку вряд ли можно считать всемирной. По данным устроителя, большая часть посетителей родом из азиатских стран — 72,2%, меньшинство — из Европы (13,3%), Северной Америки (5,5%) и Латинской Америки (2,9%).

Параллельно с ярмаркой игрушек состоялись еще три выставки, подготовленные тем же организатором: HKTDC Hong Kong International Licensing Show (лицензирование и защита авторских прав); HKTDC Hong Kong Baby Products Fair (товары для младенцев); Hong Kong International Stationery Fair (канцелярские изделия).

Для участия в четырех мероприятиях устроитель организовал приезд 13 деловых миссий закупщиков (байеров), которые в общей сложности представляли около 6 тыс. компаний и 9 тыс. специалистов из 65 стран и регионов мира.

American International Toy Fair: здесь родился Teddy

Крупнейшая в Западном полушарии отраслевая выставка проводится ежегодно в начале февраля в выставочно-конгрессном центре Jacob K. Javits Convention Center в Нью-Йорке. Устроители — американская ассоциация производителей игрушек в партнерстве с коллегами из Канады: U.S. Toy Industry Association Inc. (ТIA), Canadian Toy Association (СТА).

Возраст ярмарки совсем не детский — 112 лет! В феврале 1903 г. она привлекла не более десяти компаний, зато каких! Именно тогда состоялся дебют Teddy, самого известного в мире плюшевого медвежонка. Пользуясь все большей популярностью, ярмарка развивалась и в 1910 г. переехала в здание Fifth Avenue Building, получившее в 1925 г. имя Международный центр игрушек (International Toy Center). В течение многих лет выставка проводилась именно здесь, потом — одновременно в двух местах: в здании на Пятой авеню и на нынешней площадке.

Устроители по праву гордятся историей проекта и порядковыми номерами своих мероприятий: в феврале этого года на Манхеттене состоялась 112-я по счету Американская международная ярмарка игрушек. В Нью-Йорк съехались более 1 тыс. экспонентов: производители, импортеры, дистрибьюторы и торговые агенты, а также 9 тыс. специалистов оптовой торговли, включая членов 22 национальных делегаций. Площадь нетто составила 39 тыс. кв. м.

Американская ярмарка славится удивительным сочетанием новаций и традиций. Здесь есть и ультрасовременные игрушки, например куклы-роботы, способные самостоятельно вести интерактивные игры с ребенком, и традиционные изделия родом из XIX в.: деревянные наборы для рукоделия, красочные картонные коробки в виде сердца для хранения богатств юных принцесс и многое другое.

По традиции экспонаты участников предлагались в нью-йоркских магазинах игрушек по всему городу.

Шанхай: две выставки в зеркальном отражении

С 20 по 22 октября 2015 г. в новом выставочном центре Шанхая — Shanghai New International Expo Centre (SNIEC) прошли две выставки со схожими названиями и по близкой тематике: China Toy Expo (Китайская выставка игрушек) и China Kids Expo (Китайская выставка товаров для детей).

Первую организует Китайская ассоциация производителей игрушек и товаров для юношества (China Toy & Juvenile Products Association, TJPA), вторую — та же структура совместно с немецкой компанией Koelnmesse. Одновременно состоялась специализированная выставка China Licensing Expo.

Согласно итоговому отчету прошлого года, в трех мероприятиях, также проходивших одновременно, участвовали 1364 экспонента и 50,5 тыс. посетителей-специалистов. Общая площадь экспозиций составила 120 тыс. кв. м. Интересно, что в Шанхае есть показатель отчетности, отсутствующий у нас: китайских экспонентов устроители делят на две группы: экспортеров (86%) и «домашние» предприятия, работающие исключительно на внутренний рынок (14%).

Что особенно обрадовало устроителей в прошлом году, так это 40%-й рост числа посетителей-специалистов: на первом месте по количеству новых гостей заняла Россия, далее шли США, Индия, Сингапур, Польша, Великобритания и Австралия.

Играть везде, играть всегда…

Понятно, что выставки игрушек «прописались» во всех столицах и крупных мегаполисах, однако далеко не везде они смогли выйти за пределы национального рынка. Так, в прошлом году в Tokyo Toy Show (Токио) приняли участие 156 экспонентов, в Kids India (Мумбаи) — 153 компании, а в Kids Turkey (Стамбул) — лишь 117 фирм. Тем не менее не сказать о некоторых проектах нельзя.

Ярмарка игрушек в Лондоне называется так, будто никаких иных подобных мероприятий в мире вообще больше нет — The Toy Fair. Проходит она ежегодно в январе в выставочном зале Olympia. Организатор: British Toy and Hobby Association. По своему возрасту лондонская ярмарка — ровесница нюрнбергской, дебютировала в 1954 г. Прошло более полувека, и в январе на 62-ю The Toy Fair приехали 265 экспонентов. Немало, конечно, если не сравнивать с немецким конкурентом, который за тот же исторический срок и в схожих рыночных условиях вырос более чем в 10 раз.

В Москве специализированной выставки, посвященной исключительно играм и игрушкам, сегодня нет. На рынке конкурируют два вполне состоявшихся проекта, тематика которых охватывает не только игрушки, но и всевозможные товары для детей. Проводятся они с разрывом в полгода, что, конечно, несколько сглаживает противостояние.

Выставка «Мир детства» проходит с 1994 г. ежегодно в сентябре на Красной Пресне. Организатор: «Экспоцентр». В этом году в ней участвовали 485 компаний из 30 стран. На площади свыше 14 тыс. кв. м (нетто) отечественные и зарубежные производители демонстрировали весь спектр продукции и услуг для детей, начиная с товаров для новорожденных и заканчивая конструкторами и радиоуправляемыми моделями.

Другую выставку — «Детство/Kids Russia» также ежегодно, в марте, в «Крокус Экспо» организует «НАИР Экспо» при участии Spielwarenmesse eG. Показатели нынешнего года: 242 экспонента из 12 стран, площадь брутто — свыше 9,5 тыс. кв. м. Интересно, что проект родился в 2007 г. при участии немецких партнеров исключительно как выставка игрушек. Собственно говоря, она так и назвалась: «Игрушка» — скромная русская версия Spielwarenmesse, но потом имя сменили и тематику расширили.

Изучая ведущие мировые выставки игрушек, приходишь к удивительному выводу: периодичность и даты проведения выставок в Нюрнберге, Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне практически совпадают. Почему — непонятно, очевидно ведь, что немногие производители могут позволить себе каждый год строить масштабные стенды одновременно в разных концах Земли. Возможно, как сказал герой Фрунзика Мкртчяна в фильме «Мимино», их устроители такую неприязнь друг к другу испытывают, что даже кушать не могут...

И все же, говоря об этих выставках, трудно уйти от ощущения радости, шоу, фейерверка. Везде и повсеместно, рождаясь как торговые площадки они превращаются в праздник не только для детей, но их родителей. За это их и любят.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и выставки»

Крупнейшая в мире выставка игрушек Spielwarenmesse проходит ежегодно в Нюрнберге

Старейшей в мире Американской международной ярмарке игрушек исполнилось 112 лет. В 1903 г. там состоялся дебют Teddy, самого известного в мире плюшевого медвежонка

В Шанхае китайских экспонентов устроители делят на две группы: экспортеров и «домашние» предприятия, работающие только на внутренний рынок

У немецкой выставки игрушек Spielwarenmesse нет конкурентов. Статистика 2015 г. говорит сама за себя: 2857 экспонентов, в том числе 2051 иностранный из 67 стран; 70 тыс. посетителей, включая 40,4 тыс. зарубежных из 125 стран; площадь нетто — 109,3 тыс. кв. м.

На первой Американской международной ярмарке игрушек, которая состоялась в 1903 г., восхищение гостей вызывали модели железных дорог и игрушечные поезда компании Lionel Corporation. До сих пор среди коллекционеров поезда Lionel, изготовленные с 1900 г. по 1969 г., считаются образцами тщательности работы и аутентичности деталей, полностью соответствующих конструкции реальных паровозов и вагонов.

В рамках общей экспозиции Hong Kong Toys & Games Fair в 2015 г. было выделено четыре тематические зоны: новые инновационные изделия и традиционные игрушки, дополненные возможностями цифровых технологий, включая доступ в интернет; товары премиальных брендов (82 экспонента, 165 торговых марок); предметы коллекционирования на любой возраст (модели автомобилей и поездов, игрушечные фигурки и пр.), приспособления для сеансов магии и военные игры; всё для спорта.