тел. (495) 223-42-15

Теперь не пропадем

Состояние выставочной отрасли в мире не внушает опасения. Прогнозы на конец 2013 г. и первое полугодие 2014 г. у большинства членов Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) весьма позитивны. Интересно, что принявшие участие в подготовке маркетингового исследования российские выставочные компании оказались среди тех, кто наиболее оптимистично смотрит в будущее.

В опросе, который ежегодно проводит UFI, приняли участие 217 выставочных операторов из 56 государств. Россия оказалась среди стран, приславших наибольшее количество ответов на вопросы организации: в исследовании приняли участие 10 компаний из России, 11 — из Германии, 12 — из Китая, 17 — из США.

Документ под названием «Глобальный барометр» (Global Barometer Survey, 11th edition, UFI) был подготовлен уже в 11-й раз. Он показывает изменение ожиданий выставочников относительно ситуации в отрасли по сравнению с таким же опросом, проведенным годом раньше.

Суммируя ответы, эксперты UFI указывают на то, что позитивный настрой участников выставочного рынка, который наметился в 2011 г., сохраняется. Большинство компаний в разных регионах мира заявили о росте оборота своего бизнеса. По их оценкам, этот рост сохранится и в наступающем году: 3 из каждых четырех компаний, или 75%, во всех регионах ожидают в ближайшем будущем роста оборотов. Такое единодушие в позитивных оценках наблюдается впервые с 2008 г. Большинство компаний (от 56 до 71%), действующих на крупных национальных рынках (Россия, Китай, Германия, Италия, США и др.), примерно одинаково оценивают ситуацию и считают, что в будущем году они сумеют расширить свой бизнес. Неплохо обстоят дела и с прибылями. Каждая вторая компания (а кое-где — каждая) в Северной и Южной Америке и каждая 3–4-я из 10 в других регионах рассчитывают закончить 2013 г. с прибылью, как минимум на 10% превышающей прошлогоднюю. В то же время более пристальный взгляд на отдельные регионы показывает существенную разницу в ожиданиях. Наиболее оптимистично настроены компании из США (более 70%) и России (50–60%), которые считают, что их прибыли вырастут более чем на 10%. Доля таких оптимистов в Италии и Нидерландах — 25–30%, в Китае и Германии — 20%.

Продолжает ли экономический кризис оказывать влияние на ваш бизнес? Такой вопрос был задан всем участвующим в исследовании компаниям, а ответы сравнили с теми, что были получены три года назад. Америка стала единственным регионом, большинство компаний которой заявили, что для их выставочного бизнеса кризис уже позади. Так считают 2 из каждых трех компаний в Северной и Южной Америке. В других регионах мира 75% компаний полагают, что кризис в той или иной степени продолжает оказывать влияние на их бизнес. Сдвинулась в ощущениях компаний, по сравнению с предыдущими опросами, оценка того, когда экономический кризис окончательно уйдет из повестки дня. Так, количество компаний, которые считают, что с кризисом будет окончательно покончено к концу 2013 г., упало с 44% год назад до 10% сейчас. 37% опрошенных надеются, что экономический кризис закончится в 2014 г., 42% называют 2015 г., а 12% полагают, что он продлится и далее.

Как и прежде, у выставочных компаний поинтересовались, с какими главными проблемами сталкивается их бизнес. Примерно 80% всех ответов, как и в прежние годы, фокусируются вокруг четырех главных тем: состояние национальной/региональной экономики — 26%; глобальная экономическая неопределенность — 19%; конкуренция выставочных операторов на локальных/национальных рынках — 19%; внутренние проблемы управления — 17%. За прошедшие годы конкуренцию со стороны Интернета, виртуальных выставок, социальных медиа и пр. стали рассматривать в качестве серьезной угрозы бизнесу меньшее количество компаний.

Ирина СКИБИНСКАЯ

 

Большинство компаний в разных регионах мира заявили о росте оборота своего бизнеса. По их оценкам, этот рост сохранится и в наступающем году. Такое единодушие в позитивных оценках наблюдается впервые с 2008 г.

За прошедшие годы конкуренцию со стороны Интернета, виртуальных выставок, социальных медиа и пр. стали рассматривать в качестве серьезной угрозы бизнесу меньшее количество компаний.

Президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей АЛЕКСЕЕВ полагает, что основной проблемой развития выставочно-ярмарочной деятельности в России сегодня является нехватка выставочно-конгрессных центров, соответствующих мировым стандартам. Члены РСВЯ имеют 30 выставочных центров в 24 субъектах Федерации общей площадью 567,2 тыс. кв. м, и далеко не все из них отвечают мировым стандартам. Доля Москвы в выставочных площадях России составляет более 70%. За прошедшее время, сообщил С.Алексеев, были открыты новые современные центры в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. Большое строительство ведется в Санкт-Петербурге, где ЗАО «ЭкспоФорум» планирует в 2014 г. ввести в строй современный выставочно-конгрессный центр в районе Пулково. Завершаются проектные работы по строительству многофункционального комплекса «Конгресс-Центр» в Нижнем Новгороде. Планируется строительство новых центров в Казани, Белгороде, Уфе.

По данным Александра РЫБАКОВА, вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время в России ежегодно проводится более 1700 выставок в формате «бизнес для бизнеса» суммарной площадью свыше 2 млн кв. м. В них принимают участие около 140 тыс. российских и 20 тыс. зарубежных экспонентов. В стране функционируют 44 выставочных комплекса общей закрытой площадью 710 тыс. кв. м. По экспертным оценкам, оборот выставочного рынка России в 2012 г. составил порядка 730 млн долл., что ставит Россию на 7-е место в мире. Пока подавляющая часть всех выставочных площадей располагается в Москве и Санкт-Петербурге, и только 27% приходится на остальные регионы. По поручению Правительства Российской федерации разработана Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Программой предусмотрено строительство новых комплексов в 49 регионах на условиях государственно-частного партнерства.

Москва берется за выставки

Сергей Собянин подписал два важных постановления Правительства Москвы, которые, по замыслу, будут способствовать развитию конгрессно-выставочной деятельности в столице. Одним постановлением создается Московский городской совет по конгрессно-выставочной деятельности. Он будет рабочим органом Правительства Москвы, занимающимся развитием конгрессно-выставочной деятельности в городе. В состав совета вошли представители органов исполнительной власти, организаций и общественных объединений, осуществляющих конгрессно-выставочную деятельность на территории Москвы. В качестве эксперта в состав совета вошел президент ЗАО «Крокус Интернэшнл» Арас Агаларов.

Другим постановлением создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Конгрессно-выставочное бюро Москвы». Правительство Москвы в лице Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства от имени города является единственным учредителем АНО. Бюро призвано стать основным инструментом по развитию соответствующего сектора бизнеса в столице. Его деятельность будет направлена на создание крупных проектов на основе объединения усилий различных участников рынка, на привлечение в Москву крупных международных конгрессов и ведущих мировых операторов, занимающихся этим видом деятельности.

Первое заседание совета состоялось в сентябре 2013 г. Его участникам было представлено АНО «Конгресс-бюро г. Москвы». На последующих заседаниях предполагается рассмотреть вопрос о привлечении усилиями Конгресс-бюро в Москву в 2015–2016 гг. крупных международных мероприятий, таких как ежегодная Конференция Международного совета по архивам, Глобальная конференция по расследовательской журналистике, Саммит новых городов, конференция Европейской ассоциации экономистов, работающих в сфере защиты окружающей среды и сохранения ресурсов, целого ряда крупных медицинских форумов и многих других.

Российские выставочные компании–члены UFI

«АйТиИ Сибирская Ярмарка»
Объединение выставочных компаний «Бизон»
ВЦ «ВертолЭкспо»
ГАО «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ)
«Евроэкспо»
«Казанская ярмарка»
«КраснодарЭКСПО»
«Крокус Интернэшнл»
«Кузбасская ярмарка»
«МВК — Международная Выставочная Компания»
«МЕДИ Экспо»
«Металл-Экспо»
«Мокка Экспо Групп»
«НЕГУС ЭКСПО Интернэшнл»
«Нижегородская ярмарка»
ВЦ «Пермская ярмарка»
«Примэкспо»
ВО «РЕСТЭК»
«РЛП-Ярмарка»
«РуссКом Ай-Ти Системс»
«Сибико Интернэшнл»
«Сибирь Экспоцентр»
«СОУД — Сочинские выставки»
«Текстильэкспо»
«Фарэкспо»
КВЦ «Сокольники»
ВК «Эксподизайн»
Центр маркетинга «ЭкспоХлеб»
«ЭкспоКонста»
«ЭкспоФорум»
«Экспоцентр»