Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Подводя итоги года, компания Reed Exhibitions не скрывает, что довольна результатом. Об этом и о многом другом журналу «БиВ» рассказал генеральный директор российского подразделения Reed Exhibitions Григорий ЗАРАЙСКИЙ.
«БиВ»: 2012 г. подходит к концу. Довольны ли вы его итогами?
— Да, год заканчивается удачно. Мы полностью реализовали все намеченные планы и достигли поставленных целей. Особенно мне хочется порадоваться за выставку целлюлозно-бумажной продукции Pap-For. Эта отрасль пока очень подвижна, здесь нет устоявшейся системы оценки рисков, поэтому найти и удержать постоянных экспонентов особенно сложно. По сравнению с 2010 г. выставка выросла на 20%, то есть почти на 1 тыс. кв. м. В этом году мы полностью поменяли концепцию деловой программы Pap-For. Вместо отдельных семинаров и конференций состоится полноценный международный деловой форум, на котором будут обсуждаться актуальные проблемы отрасли. Что касается остальных наших проектов, то они растут и развиваются по плану. Очень радует, что кризис 2010 г. не поколебал доверия партнеров и экспонентов к компании Reed Exhibitions. Наши клиенты четко видят отдачу от участия в наших проектах, и мы всегда идем навстречу, совершенствуем наши проекты. В общем, я доволен.
«БиВ»: Отметили ли вы рост российского выставочного рынка в 2012?
— Рост, безусловно, есть. При этом хорошо видна динамика этого роста. Конечно, ничего радикального за 2012 г. в отрасли не произошло, но поступательное развитие очевидно, причем почти на всех выставках. Пример – наш осенний проект InterCHARM, который состоится в конце октября. В прошлом году выставка занимала площадь 18,6 тыс. кв. м, а в этом году уже 20 тыс. кв. м.
«БиВ»: Стоит ли ожидать спада, вызванного нестабильностью в Европе?
— Пока я не вижу никаких предпосылок для таких ожиданий. Разумеется, в прессе можно найти разную информацию, но я пока не вижу признаков системного кризиса в экономике. В Европе сейчас есть отдельные страны, где действительно сильны кризисные явления. Это Греция, Португалия, Италия. Но пока это только отдельные страны. На всех мировых рынках выставочный бизнес находится на подъеме. Например, в этом году оборот всего холдинга Reed Exhibitions впервые превысил 1,5 млрд долл. Планы компании в России на следующий год естественно рассчитаны на дальнейший рост и развитие.
«БиВ»: Говорят, что выставочный рынок сейчас близок к насыщению и мелкие выставки постепенно будут умирать или объединяться с более крупными. Что вы по этому поводу думаете?
— Я всегда был и остаюсь сторонником конкурентного подхода в бизнесе. В этом смысле выставочный рынок ничем не отличается от автомобильного, мебельного или какого-либо другого. Всегда найдутся компании, которые будут перераспределять сферы влияния. Но на месте старых компаний будут возникать много новых, которые смогут успешно конкурировать с крупными корпорациями за счет своей гибкости и динамизма. Они будут осваивать новые ниши, направления и маркетинговые приемы. Рынок не только занимается перераспределением ресурсов, но и всегда растет сам по себе. Пока у меня ощущение, что в России работы непочатый край. Посмотрите на посетителей любой выставки. Львиная доля приезжает из Москвы и Подмосковья, регионы совсем не затронуты. Это значит, что есть огромный потенциал для выставочных организаторов по привлечению посетителей из регионов и крупных российских городов. А сколько можно освоить потенциально новых тем: Интернет, маркетинг, образовательные проекты! Пока немного или практически нет качественных выставочных проектов в таких областях. Конечно, всем хочется урвать хороший кусок рыночного пирога в виде строительной или мебельной выставки, но настоящие профессионалы всегда найдут себе работу и в менее очевидных сферах.
«БиВ»: Как относятся другие подразделения Reed Exhibitions к российскому рынку?
— С большим интересом. Внимание к российскому рынку неуклонно растет. Общее впечатление улучшается, оценка уровня риска, связанного с выходом на российский рынок, понижается – как следствие, растет доверие инвесторов. Сегодня головной офис Reed Exhibitions рассматривает возможность вывести несколько мировых выставочных брендов на российский рынок. Речь идет о таких известных проектах, как строительная выставка Batimat, которая проходит каждый год в Париже, или выставка коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах. Да, конкуренция на выставочном рынке в сфере недвижимости и строительства довольно жесткая, но, главное, у моих коллег за рубежом нет страха в восприятии России. Есть четкое понимание ситуации на рынке, знание основных отраслевых компаний, оценка риска. Можно заниматься разработкой стратегии. А вступление России в ВТО, возможно, облегчит в скором времени отношения с таможенными органами и будет способствовать развитию торговых отношений. Это только подстегивает интерес.
«БиВ»: По поводу ВТО. Что изменит вступление России в ВТО для вашей компании?
— Пока не могу сказать ничего конкретного. В наших жизненных реалиях ожидать чего-то позитивного сложно. Хотя изменения, конечно, будут. Я думаю, все будет зависеть от того, захочет ли наша страна действительно интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Вполне возможно, к сожалению, что ВТО превратится в своеобразный флаг, которым будут размахивать в политических целях. Всегда можно построить тысячи внутренних барьеров, чтобы не дать возможности иностранной продукции конкурировать с российской. Безусловно, само вступление – это революционный шаг, но что за ним последует, неизвестно. Хотя мне бы хотелось смотреть на процесс упрощения таможенных регламентов позитивно. Во многих странах, где работает Reed Exhibitions, существуют простые процедуры таможенного регулирования, которые позволяют временно ввозить товар на выставки эффективнее, дешевле и быстрее, чем в России. Простой пример. Нашей компании давно предлагают сделать в России хорошую ювелирную выставку. Единственное, что нам мешает, это нормы таможенного законодательства. В частности, невозможность использовать международную систему временного ввоза товара с помощью карнета АТА, которая в России на законодательном уровне существует, но на практике не применяется. Если вступление ВТО позволит наконец-то упростить процедуру таможенного оформления, многим компаниям в выставочном бизнесе будет намного проще работать.
«БиВ»: Каковы планы на будущее?
— Мы оптимистично смотрим в 2013 г. и запускаем в следующем году несколько новых проектов. В идеале мне бы хотелось, чтобы в 2014 г. эти выставки уже состоялись. Для этого придется хорошо поработать. Наша цель – развивать свой бизнес, чтобы стать лидерами на российском рынке.
Беседовала Надежда КАЛМЫЧКОВА