Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Западная Европа – второй по величине рынок продаж часов в мире. Этот бизнес генерирует миллиарды евро, но владеет им весьма ограниченное число людей. Большая часть производства элитных часов сосредоточена в Швейцарии, Франции и Германии. Насколько же прочна и неприступна «часовая цитадель» Европы сегодня?
Свет в конце туннеля
Мировой рынок часов, согласно прогнозам аналитиков, в 2019–2024 гг. обещает рост на 9,9%. И львиная доля этого рынка, около 50%, принадлежит Европе, а точнее – Швейцарии. Когда речь заходит о часовой промышленности, мы говорим Европа и подразумеваем Швейцарию, ведь именно здесь сосредоточена большая часть производства роскошных часов и, соответственно, оборота рынка.
В октябре 2019 г. аналитики сообщили о стабильном росте экспорта часов из Европы. Мрачные 2016 и 2017 гг. ощутимо ударили по ключевым игрокам этого рынка. Причин было несколько: перепроизводство и общий спад на ключевых экспортных рынках столкнулись в тот момент с последствиями антикоррупционной программы правительства Китая (долгое время дорогие европейские часы были традиционным «подарком-взяткой» в стране), свою роль сыграло уменьшение числа туристов после террористических атак в ряде европейских городов. В 2018 и 2019 гг. ситуация на рынке стала выправляться и наконец-то вселяет оптимизм.
Рынок часов в Европе можно разделить на две неравные части: часы недорогого, или базового, уровня ориентированы в основном на местных покупателей, тогда как их роскошные аналоги идут главным образом на экспорт или раскупаются потоком туристов.
По данным Федерации швейцарской часовой промышленности (FH), экспорт часов в 2018 г. вырос на 7,1% по сравнению с предыдущим годом (по данным на конец ноября 2018 г., экспорт на тот момент составлял 19,5 млрд шв. франков). В сентябре 2019 г., по данным издания Finanz und Wirtschaft, экспорт часов из Европы вырос в номинальном выражении на 10,2% по сравнению с сентябрем 2018 г.
Крупнейшим импортером часов остается Гонконг (по данным на сентябрь 2019 г., экспорт туда вырос на 21%), два следующих по величине экспортных рынка – США и материковый Китай (рост на 8% и 14% соответственно). На рынке роскошных часов стоимостью более 3 тыс. шв. франков за 2018 г. продажи увеличились почти на 11%.
Сделано не только в Швейцарии
Маркировка «Сделано в Швейцарии», появившаяся в XIX в., давно стала синонимом исключительного качества и исключительной цены произведенных здесь хронометров. Крупные знаменитые часовые производства продолжают работать в Германии и Франции, однако принадлежат они всего четырем крупным игрокам, два из которых имеют «швейцарскую прописку».
Исторически сложилось, что часовые производства являются частью продукции многих ювелирных домов, например Cartier и многих других. С 1997 г. Cartier принадлежит швейцарской Richemont Group. Среди прочего, Richemont, одна из крупнейших компаний, производящих предметы роскоши, владеет немецким часовым брендом Montblanc и швейцарским Vacheron Constantin.
Второй швейцарский «монстр» Swatch является результатом слияния Allgemeine Gesellschaft der Schweizerischen Uhrenindustrie (ASUAG) и Société Suisse pour l'Industrie Horlogère (SSIH), флагманами которых были, соответственно, часовые бренды Longines и Omega. Сейчас Swatch принадлежат в том числе Tissot, Breguet и несколько старейших немецких производств, базирующихся в местечке Гласхютте (Саксония). До середины XIX в. это место было известно главным образом благодаря серебряной шахте, а когда месторождение обеднело, город стал «меккой» немецких часовщиков.
Swatch принадлежит несколько старейших часовых производств, включая A. Lange & Söhne, Glashütte Original, Union Glashütte и Mühle Glashütte. Эти часы способны потягаться со швейцарскими собратьями если не в славе, то в качестве.
Два других ключевых игрока на рынке роскоши базируются во Франции. Производителю модных аксессуаров, украшений и часов Kering принадлежат не только модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent, но и такие часовые производства, как французский Boucheron и швейцарские Girard-Perregaux и Ulysse Nardin. К слову, модный дом Gucci в последние годы также активно предствлен и на рынке часов.
И наконец, абсолютный лидер рынка – LVMH, созданный на базе модного дома Louis Vuitton и Moёt Hennessy, владеет несколькими швейцарскими часовыми брендами – TAG Heuer, Hublot и Zenith.
Среди независимых европейских часовщиков стоит обратить внимание, прежде всего, на немецкие производства, которые в своем мастерстве медленно, но верно нагоняют соседей.
Прежде всего, это часовая мануфактура Junghans, основанная в городке Шрамберг в Шварцвальде (земля Баден-Вюртемберг) в 1861 г. В начале 1900-х Junghans был одним из мировых лидеров часового производства, но во время Второй мировой войны активно включился в производство вооружения и среди прочего использовал труд военнопленных. В послевоенное время репутация компании была разрушена, и она сосредоточилась на производстве часов в попытке вернуться на рынок. Сейчас бренд известен прежде всего благодаря высокоточным моделям Voyager и Mega. Модель Mega 1, выпущенная в 1990 г., была первыми в мире наручными часами с функцией радиоконтроля, т.е. посредством радиосигналов синхронизировалась с атомными часами. Звездой прошлого года от Junghans стал хронометр Max Bill, выпущенный к 100-летию Баухауса и названный в честь немецкого архитектора и художника Макса Билла.
Среди других немецких марок, интересных как своим дизайном, так и качеством, можно назвать Nomos, также базирующуюся в Гласхютте, MeisterSinger из Мюнстера и франкфуртскую Sinn (в переводе с немецкого – «смысл»).
Восточный фронт и цифровая революция
В 1969 г. японская компания Seiko представила свои первые кварцевые часы Astron. Тогда их цена для европейского покупателя была сопоставима со стоимостью небольшого автомобиля. Но прошли годы, и японские часы захватили рынок недорогих товаров. В 1981 г. Япония впервые произвела больше хронометров, чем Швейцария. Сейчас японская Seiko выпускает около 12 млн часов в год и около 300 млн часовых механизмов, которые в основном предназначены для недорогого сегмента и продаются третьим сторонам, в то время как швейцарские производители сосредоточены на более дорогом сегменте рынка.
Японские фирмы типа Seiko или Casio, возможно, не задают тон всему рынку, но, безусловно, играют не последнюю роль в том его сегменте, что ориентирован на среднюю и базовую ценовые категории. И именно в этом сегменте сейчас наблюдается наибольший рост, в том числе и за счет молодой аудитории. Та же Seiko уже озвучивала планы «европейской экспансии», а грядущий Брексит может облегчить ей завоевание как минимум британского рынка (все текущие торговые соглашения между Швейцарией и Великобританией заключены в рамках ЕС, и если Соединенное Королевство его покинет, то понадобится время для подписания новых документов, чем не преминут воспользоваться конкуренты).
Среди разнообразных прогнозов будущего европейского (да и мирового) часового рынка стоит выделить два пункта: рост популярности «умных часов» (SmartWatch) и цифровые продажи. Apple впервые представила «умные часы» в 2015 г., сейчас этот девайс продолжает завоевывать популярность благодаря своей многофункциональности. О том, что у этого типа часов большое будущее, можно судить и по последним новостям. LVMH недавно выпустила под маркой Louis Vuitton «умные часы» Tambour Horizon на базе операционной системы Android. Тем временем Google завладел активами американской марки Fossil для создания собственных «умных часов», а буквально недавно стало известно, что интернет-гигант покупает еще и компанию Fitbit – производителя самых популярных после Apple Watch «умных часов». Аналитики Morgan Stanley также уверены, что умные часы будут продолжать расширять свою долю рынка среди механических и кварцевых продуктов.
Многие эксперты, однако, уверены, что эта тенденция вряд ли повредит высококлассным брендам. Еще в 2017 г. консалтинговая компания Deloitte в одном из обзоров часового рынка упоминала опрос, проведенный среди миллениалов в США, Китае, Великобритании и Италии. Молодым людям был задан всего один вопрос: «Если бы у вас была возможность потратить 5 тыс. швейцарских франков на часы, что бы вы выбрали?» Ответ оказался парадоксальным: большинство предпочло не Apple Watch и их аналоги, а классические механические часы роскошных брендов (в Италии такой ответ дали 62% опрошенных, в Китае – 77%, в США – 45% и в Великобритании – 69%).
Механические хронометры элитных марок, хотя и не отвечают многим вызовам нового времени, но несут в себе нечто большее – элемент статуса, а в мире победившего постмодернизма вещь, утратившая утилитарную функцию, но превратившаяся в символ, становится бесценной.
Наталья ПОПОВА
В 2018 и 2019 гг. ситуация на мировом рынке часов стала выправляться и теперь, наконец, вселяет оптимизм
Крупнейшим импортером швейцарских часов остается Гонконг, два следующих экспортных рынка – США и материковый Китай
На рынке роскошных часов стоимостью более 3 тыс. шв. франков за 2018 г. продажи увеличились почти на 11%
Сейчас японская Seiko выпускает около 12 млн часов в год и около 300 млн часовых механизмов
Немецкий городок Гласхютте (Саксония) до середины XIX в. был известен главным образом благодаря серебряной шахте, а когда месторождение обеднело, стал «меккой» немецких часовщиков. Сейчас здесь базируются несколько из старейших немецких производств. Свое предприятие имеет в Гласхютте бренд Nomos.
В многочисленных прогнозах развития европейского (да и мирового) часового рынка обращают на себя внимание два пункта: рост популярности «умных часов» (SmartWatch) и цифровые продажи. Все большее количество потенциальных покупателей используют интернет, если не для самой покупки, то для того, чтобы выбрать и прицениться.