Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Наручные и настенные часы как единственный способ узнать, который час, постепенно уходят в прошлое. Их заменяют разнообразные электронные гаджеты. Тем не менее выставки часов и в наши дни могут поразить воображение.
Веками часы сопровождали человека и отмеряли его жизнь. Башенные гиганты и изящные хронометры, «брегеты» серебряного века и советские «Ракеты». Все это в прошлом. Сегодня роль измерителя времени все больше переходит к телефонам и смартфонам. Традиционные часы постепенно становятся предметом интерьера и в то же время являются объектом страстного увлечения и коллекционирования, символом богатства и средством инвестиций наряду с яхтами и недвижимостью.
Вполне закономерно, что в наши дни часы присутствуют на всех выставках подарков и товаров для дома, каковых в мире даже не сотни – тысячи. Поскольку сложно объять необъятное, сегодня речь пойдет о специализированных мероприятиях, посвященных исключительно часам, а также крупнейшим выставкам ювелирных изделий и хронометров, устроители которых четко обозначают часовую тематику как одно из приоритетных направлений своих проектов.
BaselWorld: главное – устоять
Еще три года назад можно было смело назвать BaselWorld крупнейшей в мире выставкой часовой индустрии, опередившей всех возможных конкурентов. Однако сегодня это утверждение спорно. Что произошло?
Международная выставка часов в Базеле берет свое начало в 1917 г., когда появилась многопрофильная промышленная ярмарка Schweizer Mustermesse Basel, где, наряду с другими товарами, были представлены и часы. Именно от нее в 1931 г. отделилась часовая выставка Schweizer Uhrenmesse. С годами проект рос и развивался. В 1973 г. на выставку впервые допустили ювелиров и часовщиков из других стран Европы и, соответственно, сменили название на Europäische Uhren- und Schmuckmesse. Понадобилось еще 13 лет, чтобы к ним присоединились коллеги из Азии и Ближнего Востока. Знакомое имя BaselWorld проект получил в 2003 г., закрепив за собой звание главного смотра международной часовой индустрии. В тот период он собирал всех гигантов отрасли.
Внешне все шло гладко, однако внутренние проблемы организатора – компании MCH Group – накапливались и в 2018 г. привели к кризису, который не разрешился и сегодня. Количество участников выставки за год упало вдвое – с 1300 до 650 (а в сравнении с рекордным 2011 г. – втрое, тогда было 2 тыс. экспонентов). Площадь экспозиции уменьшилась примерно на треть, время проведения – на два дня. Ушел «якорный» экспонент Swatch Group (бренды Omega, Longines, Blancpain, Breguet, Harry Winston) и представители других мировых брендов: Dior, Hermes, Movado, Mikimoto, Boucheron, Girard-Perregaux, Stephen Webster. Ведущие экспоненты обвинили устроителя в игнорировании их интересов, выдвинули предложения и, не дождавшись ответа, ушли. По их мнению, цены за участие были завышены, а эффективность низка (подробнее – «БиВ», №5, 2018). Прошел год. Показатели BaselWorld–2019 оказались ожидаемо ниже предыдущего года – 520 экспонентов. Следующая выставка намечена на 30 апреля – 5 мая 2020 г.
Важная новация – с нового года Baselworld синхронизирует время проведения с Международным салоном высокого часового искусства SIHH, который состоится в Женеве с 26 по 29 апреля. Поможет это или нет – сложный вопрос, ведь SIHH носит совершенно иной характер – по сути, это шоу высокой моды в часовой индустрии, в рамках которого свои эксклюзивные и фантастические коллекции в 2019 г. презентовали 17 компаний и 18 часовых мастеров. При этом их гостями стали 23 тыс. человек.
Гонконг – всему голова?
Международную выставку HKTDC Watch & Clock Fair называют крупнейшей в мире ярмаркой часов массового спроса. Организатор – Hong Kong Trade Development Council. Именно отсюда потоки китайской продукции наводняют страны и континенты, убивая местных производителей.
Выставка проходит ежегодно с 1982 г. и, по формальной статистике, вполне сопоставима с BaselWorld. В сентябре 2019 г. в 11 павильонах свою продукцию представили 544 компании, в абсолютном большинстве – китайские, из других стран прибыли лишь 35 экспонентов. В Гонконге побывало 18 тыс. байеров со всего мира.
Экспозиция делилась на шесть основных разделов: наручные часы; настенные часы; «умные часы»; машины и оборудование; упаковка, комплектующие и компоненты; торговые организации.
В итоговом пресс-релизе устроители отметили, что зафиксирован «удовлетворительный рост посещаемости покупателями из стран с развивающимися рынками, таких как Бразилия, Польша, Россия, Украина и Вьетнам…».
Филигранная техника и блеск бриллиантов
Роль часов как непременного атрибута жизни миллионов граждан все быстрее уходит в прошлое, и часовая индустрия постепенно делится на два больших направления.
К первому по-прежнему можно отнести массовую продукцию для личного, домашнего и кабинетного использования: механические и электронные будильники, настенные и интерьерные часы, сотни различных видов наручных часов, начиная с детских и заканчивая полноценными мини-гаджетами с программным управлением. Подобную продукцию можно встретить не только на выставках товаров для дома, но и, к примеру, на медицинских форумах, когда речь идет об электронных часах с встроенными функциями (измерение пульса, давления и уровня сахара в крови, снятие кардиограмм и пр.), а также, разумеется, на смотрах цифровых технологий – именно там презентуют новые модели «умных часов», которые совсем скоро перейдут в разряд полноценных компьютеров (или уже перешли).
Для традиционных механических часов, созданных из сотен мельчайших деталей с филигранной точностью, осталась лишь одна, но очень богатая ниша – ювелирные экспозиции. Разумеется, часовое производство всегда было неотделимо от золота и бриллиантов, но сейчас именно это направление позволяет сохранить вековые традиции часовых мастеров.
Самое стильное событие в этом ряду – международная выставка ювелирных изделий, часов, дизайна и технологий Inhorgenta Munich в баварской столице. Впервые она прошла в 1973 г., а спустя четырнадцать лет в Мюнхене впервые представили космический таймер Kundo – автоматические атомные часы, показывающие максимальную точность: отставание на одну секунду за 150 тыс. лет. По традиции для часов здесь всегда выделяют отдельный павильон. В то же время роль часовой тематики в экспозиции крайне мала: в Inhorgenta Munich–2019 приняли участие 1043 компании, при этом часы привезли лишь 75 экспонентов (7%). Разумеется, их стенды были в числе самых больших и интересных, но цифры говорят сами за себя.
В Париже дважды в год проходит международная ярмарка Bijorhca Paris, претендующая на роль законодателя мод в области ювелирных изделий, часов и подарков для среднего класса. В сентябре в Париже собрались 345 компаний, и только пять привезли часы (1,5%).
В аналогичной выставке Madridjoya в Мадриде участвовали 159 компаний, и опять же лишь пять из них имели отношение к разделу Relojería, что в переводе с испанского означает «часовая мастерская» (3%).
Гораздо лучше, в процентном соотношении, дело обстоит в Лейпциге на торговой ярмарке Midora: 11 из 90 экспонентов предлагали часы (12%).
Подобная ситуация характерна не только для Европы. Одно из самых ярких ювелирных шоу, буквально тонущее в блеске восточного богатства, MidEast Watch & Jewellery Show привело в Шарджу в ОАЭ 309 экспонентов, из них лишь 8 часовщиков.
Схожая картина наблюдается и в других странах Ближнего Востока: 10 из 470 участников выставки Jewellery Arabia–2018 в Бахрейне, и 6 из 334 экспонентов Istanbul Jewelry Show–2018 в Стамбуле демонстрировали часы.
Во всех перечисленных случаях часовая тематика объявляется одним из главных направлений проекта. Зачем? Скорее всего, желанием устроителей повысить престиж и степень элитарности событий. Тем не менее в общей структуре экспозиции роль часов всегда крайне незначительна и, по сути, второстепенна.
Стоит отметить, что и на других ювелирных выставках, в названии которых часовая тема не звучит и специальных разделов не строят, часы присутствуют в той же пропорции. Наглядный пример – американское ювелирное шоу JA New York (в 2019 г. общее число экспонентов – 396, с часами – 8).
Часовые биржи
При первом взгляде на сайт московской выставки Moscow Watch Expo может показаться, что и говорить-то не о чем: около 30 столов в холле небольшого бизнес-центра. В какое сравнение они могут идти с огромными экспозициями? Мысль понятная, но неверная, ибо на самом деле подобный формат часовых салонов не просто востребован в Европе и США, но и является там самым традиционным и уважаемым. Дело в том, что речь идет о презентации лучших часовых брендов и эксклюзивных часов авторской работы со сложнейшей механикой, многие из которых выполнены в корпусе из драгоценных металлов – товара премиум-класса, сверхкачественного и очень дорогого, предназначенного для избранных покупателей.
Называют эти мероприятия по-разному, во Франкфурте – Часовой биржей, в Женеве – Салоном высокого часового искусства, суть от этого не меняется. Здесь, как на элитных автосалонах или Неделе высокой моды в Париже, главное – это не количество участников, а престиж бренда, имя автора и высочайшее качество изделий. Именно поэтому в часовых биржах (будем так их называть) участвует от 15 до 60 компаний и/или часовых брендов, и это считается совершенно естественным. Непременная часть таких событий – программа докладов, посвященных актуальным проблемам часового бизнеса.
В качестве характерного примера можно привести ярмарку часов Watchtime Düsseldorf, которая в конце октября 2019 г. в Дюссельдорфе собрала 51 часовщика. Визитная карточка проекта – возможность не только увидеть последнюю модель знакомого бренда, но и надеть часы на запястье и лично пообщаться с мастером. Очень интересны темы семинаров: «Что делает немецкие часы такими особенными?», «Часы как инвестиции», «Умные часы против механических: кому принадлежит будущее?».
Подобных мероприятий, где господствуют точность механики и часовое искусство, достаточно много. Так, корпоративные торговые сессии Watch Trader Association c штаб-квартирой в Вене проходят в Мюнхене восемь раз в год. Допускаются на них лишь члены ассоциации, но их немало – 3,6 тыс. в разных странах.
Американская гильдия International Watch and Jewelry Guild (IWJG) проводит свои встречи ежемесячно, выбирая для этого самые дорогие отели в мегаполисах США. В каждой сессии участвует 50–70 продавцов и около 700 дилеров, что считается превосходным результатом. Отчеты об этих мероприятиях носят совершенно домашний характер: «Джон доволен, у Пинхаса хорошие продажи, была сумасшедшая вечеринка…». Ассоциация насчитывает свыше 7,6 тыс. членов в 72 странах и является, если верить сайту, крупнейшей мировой биржей для торговли часами высшего качества, включая коллекционные модели и часы, украшенные знаменитыми бриллиантами.
Аналогичные мероприятия в разных городах США готовит и редакция журнала Watch Time, ведущего отраслевого издания Северной Америки. Так, на ярмарке Watch Time New York в конце октября было представлено 37 мировых брендов.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
Имя BaselWorld проект получил в 2003 г., закрепив за собой звание главного смотра международной часовой индустрии
Часовые биржи – это презентации лучших брендов и эксклюзивных часов авторской работы, предназначенных для избранных покупателей
Выставка ювелирных изделий, часов, дизайна и технологий Inhorgenta Munich в Мюнхене – самое стильное событие в ряду экспозиций этой тематики
Международную выставку Watch & Clock Fair в Гонконге называют крупнейшей в мире ярмаркой часов массового спроса
Для традиционных механических часов, созданных из сотен мельчайших деталей с филигранной точностью, осталась лишь одна, но очень богатая ниша – ювелирные экспозиции. Часовое производство всегда было неотделимо от золота и бриллиантов, но сейчас именно это направление позволяет сохранить вековые традиции часовых мастеров.
Ювелирная фирма с коллекцией эксклюзивных часов может не быть часовой, т.е. она не производит хронометры, а закупает готовые механизмы, а затем на их основе создает свои шедевры. Подсчет количества дорогих часов на ювелирных шоу не всегда имеет практический смысл, если речь идет о поиске часовщиков.
Каждый экспонат на часовых биржах стоит баснословных денег, поэтому предусмотрено их хранение в особой охраняемой комнате-сейфе и страховка на случай пропажи. Так, для мероприятий Watch Trader Association она достигает 500 тыс. евро за единицу хранения.