тел. (495) 223-42-15

Неподвластно времени

В 2019 г. часовая компания Rolex возглавила список 100 самых уважаемых компаний мира по версии международной консалтинговой компании Reputation Institute (БиВ № 3, 2019). Для фирмы, разменявшей вторую сотню лет, удерживать свою репутацию на столь высоком уровне – несомненный успех.

Выбиться в люди

Как это часто бывает с компаниями-долгожителями, своим успехом они обязаны невероятной движущей силе, заложенной их основателями. Как правило, это люди, смотрящие далеко вперед, угадывающие будущее и не боящиеся рисковать.

Таким был и Ганс Вильсдорф, родившийся в 1881 г. в г. Кульмбах в Германии. В 12 лет Ганс, его сестра и брат остались сиротами и оказались на руках у дядюшек. Процветающий семейный бизнес их родителей был продан, а детей отправили на воспитание в хорошую частную школу, где они получили отличное образование.

В автобиографии, которую Вильсдорф издал в 1946 г., он писал: «Нашим дядям была небезразлична наша судьба. И тем не менее, то, как они заставили меня с самого раннего детства полагаться только на себя, выработало у меня привычку заботиться о своей собственности. Оглядываясь назад, я думаю, что своим успехом обязан именно этому».

Ганс Вильсдорф преуспевал в математике и языках. Это подтолкнуло его к путешествиям и работе в других странах. Свою карьеру он начал в качестве ученика во влиятельной и крупной международной компании по экспорту жемчуга в Лондоне. Опыт, приобретенный там, сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе юноши.

В 1900 г. он переехал в Швейцарию, в г. Ла-Шо-де-Фон, где приступил к работе в часовой компании Cuno Korten в качестве клерка с зарплатой в 80 шв. франков в месяц. К тому времени компания ежегодно экспортировала карманные часы примерно на 1 млн франков. В обязанности молодого сотрудника входило заводить вручную сотни часов и настраивать их на точное время. За время работы в Cuno Korten Вильсдорф получил невероятно много знаний о том, как устроен часовой бизнес.

Эти знания упали на благодатную почву. Настало время применить их.

Ганс Вильсдорф вернулся в Лондон и вместе со своим родственником Альфредом Дэвисом в 1905 г. основал собственную компанию по сбыту часов, которая так и называлась – Wilsdorf & Davis. Целью компаньонов была продажа высококачественных часовых изделий по доступным ценам. Вильсдорф стал дистрибьютором часов Aegler на территории Англии. Желая продвинуть свой бренд, он нанял ювелиров, и те ставили логотип W&D на часы Aegler.

Голова Ганса Вильсдорфа была полна идей. Почему бы не носить часы не только в кармане жилетки на цепочке, но и на руке. И их можно сделать не только красивыми, но и надежными и точными. Да и жилетки – непременный предмет мужского гардероба в XIX в. – постепенно выходили из моды. И куда же тогда девать часы? Конечно же, надевать их на руку! Наручные часы в то время уже существовали, однако они были столь громоздкими, неуклюжими и, главное, неточными, что говорить об их широком распространении не приходилось.

Чтобы изменить мнение людей о наручных часах, он стал оснащать их качественными швейцарскими механизмами из Бьена, к тому же они были меньше по размеру. 

Рождение Rolex

В 1958 г., когда отмечался 50-летний юбилей компании, Ганс Вильсдорф рассказал о том, как родилось само это слово – «ролекс». «Я переставлял буквы алфавита так и сяк. Получались сотни всяких сочетаний, но ни одно из них мне не нравилось, всё было не то. Однажды утром, когда я ехал по Чипсайду в Лондоне на империале конки, как будто какой-то добрый гений шепнул мне в ухо: "ролекс". Через несколько дней после этой плодотворной поездки я зарегистрировал это название, а позже Wilsdorf & Davis зарегистрировал новую фирму в Швейцарии».

Новое название было коротким, легко произносилось и хорошо запоминалось на всех языках, красиво смотрелось на циферблате.

Вильсдорф был уверен, что за наручными часами – будущее. Он начал выпуск собственных наручных часов с золотыми и серебряными ремешками, а позднее – с гибким металлическим браслетом (это значительно их удешевило и на какой-то момент W&D стали самыми продаваемыми в Британии).

Основное внимание компаньоны уделяли качеству часовых механизмов. Их погоня за точностью вскоре увенчалась успехом: в 1910 г. часы с логотипом Rolex стали первыми наручными часами, которые получили Сертификат хронометрической точности, выданный швейцарским Комитетом оценки часов в Бьене. А за 2 недели до начала Первой мировой войны обсерватория в Кью в Великобритании присвоила наручным часам Rolex класс точности «A», который прежде оставался прерогативой морских хронометров. С того самого времени наручные часы Rolex неизменно ассоциируются с точностью.

В годы войны (в 1915 г. компания Wilsdorf & Davis сменила свое имя на Rolex Watch Company Ltd.) Вильсдорф был вынужден перенести бизнес из Англии в нейтральную Швейцарию – причиной стало повышение на треть налогов на импорт, введенное в военное время. В 1914 г. Rolex начали собирать в городе Бьен, также была куплена фабрика в Женеве. Сегодня механизмы часов производятся в Бьене, а полная сборка происходит в Женеве.

В 1920 г. в Женеве регистрируется компания под названием Montres Rolex S.A.

В 1931 г. инженер компании Эмиль Борер придумал систему автоматического подзавода: реагируя на движения руки, механизм автоматически заводил часы. Это стало сенсацией, а полученный патент закрепил столь желаемую многими новинку за Rolex на последующие 15 лет.

В погоне за рекордами

В 1926 г. Rolex создала первые водо- и пыленепроницаемые часы, и это стало прорывом в часовом деле. Их механизм был надежно защищен герметичным корпусом, словно моллюск раковиной, поэтому часы получили название Oyster, или «устрица». Однако одно дело – заявить, что часы не пропускают воду, а другое – доказать это на практике. В 1927 г. англичанка Мерседес Гляйтце вплавь пересекла Ла-Манш с часами Rolex Oyster на руке. Десятичасовое пребывание в воде никак не сказалось на их работе.

Именно это событие и легло в основу дальнейшей маркетинговой стратегии Rolex – компания пыталась, и не безуспешно, доказать, что ее изделиям нет равных на море, в воздухе, на горных пиках и в морских впадинах. Компания объясняет такую погоню за экстримом тем, что это служит ей полигоном для испытания различных технических параметров. Как бы то ни было, часы действительно не подводят ни на суше, ни на воде, ни под землей.

В 1930‑х гг. Rolex предоставляла свои часы для самых разных экстремальных приключений. Так, гонщик Малкольм Кэмпбелл 4 сентября 1935 г. с часами Rolex на запястье поставил рекорд скорости передвижения по земле. На трассе, проложенной по дну высохшего озера Бонвиль в штате Юта, он за рулем своей «Синей птицы» разогнался до 484 км в час. «Я сейчас пользуюсь часами Rolex, и они прекрасно идут в этих довольно непростых условиях», – написал сэр Малкольм Кэмпбелл.

Исследователей, впервые предпринявших перелет над Эверестом в 1933 г., сопровождали часы Rolex Oyster. Члены команды остались весьма ими довольны. Нужна ли лучшая реклама?

Выше, глубже, дальше, дороже

И после Второй мировой войны компания продолжила приобщаться к рекордам. В начале 1950-х гг. она разработала часы, функции которых выходили далеко за рамки определения времени. Эти часы предназначались людям, которые профессионально занимались глубоководными погружениями, воздухоплаванием, альпинизмом, научной разведкой.

В 1953 г. появились часы Deep Sea Special, способные выдержать пребывание на дне океана, а в 1960 г. они прошли проверку практикой. Батискаф Triest совершил погружение в самую глубокую точку Мирового океана – Марианскую впадину. Достигнув рекордной глубины в 10 916 м, батискаф вернулся на поверхность целым и невредимым, равно как и прикрепленные к его оболочке экспериментальные часы Rolex Deep Sea Special.

Часы Oyster Perpetual Explorer II предназначены для полярных исследователей и спелеологов. Их 24-часовая стрелка оказывает помощь в приполярных районах и под землей, где день невозможно отличить от ночи.

С расширением географии полетов воздушные линии соединили между собой континенты, быстро перенося путешественников через часовые пояса. Так у людей впервые возникла необходимость знать время не только там, где они живут, а сразу в нескольких точках планеты. На заре реактивной эры, в 1955 г., Rolex создала часы GMT-Master специально для пилотов авиалиний. Они стали официальными часами многих авиакомпаний, в том числе знаменитой американской Pan American. Их визуальной особенностью стал двухцветный безель, позволявший отличать день от ночи.

В 1956 г. ученые и исследователи получили часы Milgauss, способные выдерживать магнитные поля с индукцией до 1000 гауссов. Инновацией, давшей им возможность противостоять влиянию магнитных полей, стал защитный внутренний экран. Европейская организация по ядерным исследованиям ЦЕРН экспериментально подтвердила, что эти часы действительно противостоят воздействию сильных электромагнитных полей.

Когда наступила эра дешевых «однодневок», компания Rolex сознательно отказалась от конкуренции с недорогими кварцевыми моделями. Она сосредоточилась на качестве, и это нашло отклик у аудитории. Rolex стоят дорого, и скидок не бывает.

Компания сохраняет статус частной. Ее владельцем является семейный Фонд Ганса Вильсдорфа. Его основал сам Вильсдорф в 1944 г., после смерти жены, чтобы часть доходов компании в обязательном порядке отдавалась на благотворительные цели. Он передал в фонд все свои акции.

Швейцарское агентство BV4 составило рейтинг стоимости брендов швейцарских часов (его приводит портал «Швейцария деловая»). Речь идет не о стоимости самой компании или ее продукции, а именно о стоимости бренда как интеллектуальной собственности. Компания Rolex занимает в этом рейтинге почетное первое место.

Ганс Вильсдорф умер в Женеве 6 июля 1960 г. Но принципы, заложенные им, продолжают и сегодня работать, как часы.

Ирина СКИБИНСКАЯ

В Женеве в 2012 г. был торжественно открыт мост «Ганс Вильсдорф» через реку Арв. Строительство моста финансировалось Фондом Ганса Вильсдорфа

На компанию Rolex работают более 6 тыс. человек. В 2016 г. ее оборот составлял 4,6 млрд долл. Ежегодно она производит более 800 тыс. часов

Rolex остается частной компанией. С 1960 г., после смерти основателя, ею управляет Фонд Ганса Вильсдорфа

26 октября 2017 г. аукционный дом Phillips de Pury провел торги по продаже самых дорогих в мире наручных часов Rolex Daytona 1968 г. Раньше они принадлежали актеру и гонщику Полу Ньюмену. Часы за рекордную сумму 17,7 млн долл. приобрел неизвестный коллекционер.

Близкий друг Николя Саркози, бывшего президента Франции, Жак Сегела (специалист по политической рекламе) однажды попал под огонь критики из-за часов Rolex. В вольном переводе его высказывание звучало так: «У всех есть часы ''Ролекс''. Если тебе уже исполнилось 50, а у тебя все еще нет часов ''Ролекс'', значит ты явный лузер по жизни». Это высказывание миллионера вызвало во Франции яростную критику. Его назвали неприличным и оскорбительным для страны, в которой миллионы французов едва сводят концы с концами и страдают от безработицы.

26 марта 2012 г. кинорежиссер и исследователь Джеймс Кэмерон совершил одиночное погружение на глубину 10 908 м в глубоководном аппарате Deepsea Challenger на дно глубочайшей впадины Мирового океана – «Бездны Челленджера». Это было второе погружение в Мариинскую впадину после знаменитой экспедиции на батискафе Triest в 1960 г. с Жаком Пикаром и Доном Уолшем на борту. И в том, и в другом случае экспедицию сопровождали часы Rolex.

Самые дорогие бренды швейцарских часов (млн шв. фр.)

Rolex

5074

Cartier

2942

Omega

2905

Patek Philippe

1534

Swatch

1081

TAG Heuer

845

Breguet

730

 IWC

723

Longines

720