Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
С конца XIX в. точное отражение действительности перестало быть основной задачей художника. Эту функцию взяла на себя недавно появившаяся фотография. Искусство стало постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы окончательно абстрагировались от объектов, возникло новое искусство – абстрактное.
Прародителем абстрактного искусства можно считать английского художника-мариниста Уильяма Тернера. Его работа «Закат над озером» (около 1840 г.) обогнала время на долгие годы вперед и открыла дорогу к новому восприятию цвета и формы. Оказалось, что не обязательно рисовать понятные зрителю предметы, чтобы передать настроение, динамику и даже сюжет художественного произведения.
Импрессионисты, кубисты, фовисты – их эксперименты все дальше уводили живопись от академизма. В начале XX в. французский художник чешского происхождения Франтишек Купка и русский живописец Василий Кандинский почти одновременно представили на суд публики ряд работ, полностью лишенных конкретных фигур и предметов.
Строго говоря, абстракционизм – это обширное понятие, которое применимо к нескольким течениям, общим для которых стало отсутствие фигуративности, то есть конкретных предметов и фигур, имеющих определенное, понятное зрителю значение.
В зависимости от того, на чем сосредотачивали внимание представители каждого из художественных направлений, формировались принципы и названия новых стилей. Так, к абстрактному искусству относятся лучизм, ташизм, орфизм, супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм и некоторые другие. Особенно много экспериментов в области абстрактного искусства было в послереволюционной России. Новая власть пыталась как можно дальше уйти от всего, что связывало ее с царским режимом, в том числе и в искусстве. В 1920-х гг. в этом направлении работали целые артели художников: Казимир Малевич, Николай Суетин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Чашник и другие. Их искусство должно было стать символом нового мира, пропагандистом иного, светлого, далекого от прошлой России будущего.
Приемы, разработанные художниками-абстракционистами, вошли в рабочий арсенал представителей других художественных течений: футуристов, сюрреалистов, экспрессионистов, конструктивистов и других. Другими словами, абстрактное искусство развязало руки всем, кому было тесно в каноне академической живописи, ведь отныне можно было делать все, что угодно, не считаясь с законами композиции, сюжетом и персонажами.
Произведения первых абстракционистов принято делить на геометрическую абстракцию и лирическую. Острые углы, бесстрастная атмосфера и четкие формы определяют первую категорию, а плавные текучие линии и лирический настрой характерны для второй.
Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стала, как ни странно, музыка. Художники пытались достичь эффекта, который производила на слушателя музыка. Будучи понятием по сути абстрактным, музыка, тем не менее, может заставить человека ощутить вполне реальные эмоции: плакать от грусти или воодушевлять.
Так, опера Вагнера «Лоэнгрин», вызвавшая у начинающего художника Василия Кандинского целую бурю не только эмоций, но и зрительных образов, заставила его задуматься о попытке сделать что-то похожее при помощи холста и красок – что-то настолько же сильное по воздействию на зрителя, но без непосредственного привлечения конкретных образов.
Стремился создавать живописные симфонии и француз Робер Делоне. Основанное им совместно с супругой Соней Делоне течение орфизм было названо в честь Орфея, певца и музыканта из мифов Древней Греции. (Придумал это название не Делоне, а поэт Гийом Аполлинер, чье творчество вдохновляло многих художников XX в.)
Интересно, что к попыткам интерпретации своего искусства авторы полотен относились по-разному. Одни, как Кандинский, пытались избавляться от любых намеков, которые могли бы подтолкнуть зрителя к ассоциации с предметами или образами, и поэтому давали им максимально отвлеченные названия вроде «Сюжет номер такой-то», «Композиция», или вообще никак не называли. А вот другие, напротив, при помощи названий обозначали то, что по идее должен увидеть зритель на холсте, будь то «Русский балет» Фернана Леже или «Трафальгарская площадь» Пита Мондриана.
Абстрактное искусство не ограничивается работами художников-авангардистов первой половины века. Несмотря на огромное количество новых направлений в искусстве, которыми было богато послевоенное время, абстрактное искусство продолжало жить и развиваться как метод художественной выразительности в интерпретациях художников направления неоэкспрессионизма, «ар брют», информализма, движения COBRA и других. Франсис Пикабиа, Ханс Хартунг, Жан Дюбюффе, Никола де Сталь, Вольс, Жан Арп, Пьер Сулаж – эти и многие другие художники обращались к абстрактному искусству в определенные периоды своей жизни. Кто-то, как Франсис Пикабиа или Никола де Сталь, преодолевали этот период и возвращались к фигуративности, а кто-то, как Пьер Суланж или Жан Арп, оставался верен ей до конца жизни.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
Абстрактное искусство своим появлением развязало руки всем, кому было тесно в каноне академической живописи
Первым полотном, написанным Кандинским целиком и полностью в абстрактном стиле, считается «Картина с кругом» (1911 г.). Во время ее создания Кандинский был одержим идеями взаимосвязи живописи и музыки, ставил «музыкальность» своих картин на первое место и стремился при помощи цвета играть на струнах души зрителя.
Одна из первых беспредметных картин Франтишека Купки называлась «Первый шаг» (1909 г.). Попробовав силы в фовизме и кубизме, Купка увлекся астрономией, физикой и биологией. По его словам, именно наука помогла ему окончательно отказаться от фигуративной живописи. «Природа все время меняется, ее суть – в метаморфозах, – пояснял он. – Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись».