Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
«Точен как швейцарские часы» – это выражение в той или иной форме вошло во многие языки мира. Швейцарские хронометры в современном мире стали олицетворением роскоши и престижа.
Швейцария выпускает около 30 млн часов в год. Кажется, что много, но на самом деле это лишь 2,5% от общемирового производства. Однако если оценивать долю индустрии не в «штуках», а по стоимости, то окажется, что Швейцарии принадлежит почти 50% рынка: порядка 95% продаваемых в мире часов стоимостью более 1 тыс. евро поступают из Швейцарии. В последние годы швейцарской часовой индустрии не раз выносили «смертный приговор», и ближайшее будущее также не обещает быть легким. Однако швейцарским часовщикам не привыкать, их товар давно перестал быть просто вещью и стал символом, мифом.
Под защитой Кальвина
Согласно одному из первых мифов, созданных вокруг швейцарских часов, технологию производства карманных часов в Швейцарию привезли гугеноты, бежавшие из Франции после Варфоломеевской ночи. Известна даже приблизительная дата: 1587 г., когда городской совет Женевы дал французу Шарлю Кузэну гражданские свободы бесплатно, но при условии, что тот будет учить своему мастерству местных ювелиров.
Первый часовой механизм, однако, появился в Европе почти на 200 лет раньше. В XIV в. Данте уже упоминает о часах в «Божественной комедии», а в 1354 г. в Страсбурге появляются первые башенные часы. Карманные часы появились в Европе в начале XVI в., а усовершенствовал их нюрнбергский слесарь Петер Хенляйн, который изобрел натяжную пружину, позволявшую регулировать ход механизма. Именно это изобретение и позволило создать часы настолько маленькие, что их можно было носить с собой.
Самые первые карманные часы были похожи на пузатые луковицы и получили прозвище «Нюрнбергские яйца». Ученики и подмастерья Хенляйна в попытках продать изобретение мастера объехали практически все графство, побывали во Фландрии и Лотарингии, добрались наконец до Женевы, к тому времени известной своим ювелирным производством. Согласно этой версии, кто-то из учеников Хенляйна осел здесь, заложив основу часовой индустрии будущей Швейцарии.
Стоит также упомянуть, что важнейшую роль в процветании всей индустрии сыграла Реформация, а точнее – одно из ее направлений, кальвинизм. Беженцы из Франции в большинстве своем поселились в теперешних немецких и швейцарских землях, в том числе и в Женеве. Кальвин же, как протестант и поборник пуританства, не одобрял демонстрации богатства, и растущее число его сторонников негативно влияло на ранее успешный бизнес женевских ювелиров.
Однако предубеждений против часов у кальвинистов не было. Возможно, часы воспринимались ими, с одной стороны, как напоминание о бренности и быстротечности жизни, а с другой – выполняли важную утилитарную функцию. Как бы то ни было, но ювелиры и часовщики быстро нашли общий язык и начали производство хронометров для благородных дам и кавалеров. Цветные эмали, ранее использовавшиеся лишь в ювелирном деле, начали украшать крышки часов, превращая их в произведения искусства.
Уже к XVII в. работы швейцарских мастеров распространились по всей Европе и экспортировались в Америку и на Восток. Из Женевы часовое производство распространилось по всей стране, и вскоре кантоны Юра, Невшатель, Берн и Золотурн стали славиться своими часовщиками. К концу XVIII в. производство часов стало своего рода национальной традицией, пятую часть населения Женевы составляли семьи часовщиков. Это был золотой век индустрии.
Калифы на час
Впрочем, все имеет свойство заканчиваться. В XIX в. успехи швейцарской часовой промышленности все еще заставляли конкурентов кусать локти. Швейцарцы стали крупнейшими производителями в мире. Однако уже во второй половине века американские часовщики начали массовое производство компонентов для механических хронометров. Их работа была настолько точной, что шестеренки можно было использовать в самых разных моделях. Для швейцарской индустрии это имело тяжелые последствия. В течение 10 лет экспорт швейцарских часов в США сократился на 75%. Начало ХХ в. также стало для часовщиков своего рода экзистенциальным кризисом: сразу после Первой мировой войны замерли продажи в Германии и бывшей Австро-Венгрии, экспорт в Россию и вовсе прекратился.
В попытках восстановить конкурентоспособность в начале прошлого века швейцарские часовщики начали оснащать свои хронометры дополнительными функциями, такими как календари или секундомеры. В 1920-х гг. Rolex разработал первые водонепроницаемые часы, а в 1926 г. первые автоматические наручные часы были изготовлены в городке Гренхене в кантоне Золотурн. Швейцарские часовщики смогли наконец вернуть первое место на мировом рынке часов, но ненадолго.
Хотя первые кварцевые часы были созданы в Центре микроэлектроники Хорлоген в Невшателе в 1967 г., швейцарские компании упустили этот шанс. Дальнейшие разработки в этой области успешно вели американцы и японцы, а швейцарцы продолжили совершенствовать механические часы, спрос на которые резко упал. В 1970-х уже казалось, что для швейцарских часовщиков пробил последний час. Вернуться на рынок в этот раз им помогли не технические разработки, а маркетинг. Финансовые советники «переизобрели» часы заново, теперь как модный аксессуар. Аналоговые кварцевые часы Swatch, сочетающие в себе высокое качество и низкую цену, впервые были представлены публике в 1983 г. и буквально спасли швейцарский часовой рынок.
Сейчас швейцарская часовая индустрия, как и большинство производств в мире, постепенно укрупняется, среди элитных брендов разве что Patek Philippe и Rolex смогли сохранить независимость. Кроме Rolex на швейцарском рынке сегодня доминируют еще три компании.
Swatch Group считается номером один на рынке. 40% капитала компании принадлежит семье Хайек. Ливанец Николас Хайек, получив швейцарское гражданство в 1960-х, основал компанию, выкупив также бренды Breguet и Omega.
Конкуренту Swatch, компании Richemont, основанной южноафриканцем Иоганном Рупертом, кроме прочего принадлежат такие ювелирно-часовые бренды, как Vacheron Constantin, Jaeger-LeCoultre и Cartier.
И последний в списке, но не в роли на рынке, концерн LVMH, принадлежащий французу Бернару Арно. Он, среди прочего, владеет такими швейцарскими часовыми брендами, как TAG Heuer, Zenith и Hublot.
Который час?
В современном мире мы легко можем обойтись без наручных часов, точное время можно посмотреть в мобильном телефоне, на табло в метро или на остановке, в крупных городах время показывают повсюду, но часы продолжают оставаться важным атрибутом статуса, и именно в этой сфере швейцарцы преуспевают как никто. Часы класса люкс теперь показывают не время, но положение их обладателя на социальной лестнице.
Интерес к роскошным часам вырос в начале 2000-х, и главными покупателями стали развивающиеся рынки Азии. Экспорт элитных швейцарских часов в Китай с начала 2000-х увеличился почти в 100 раз. На сегодняшний день Китай вместе с Гонконгом занимает первые строчки в списке главных импортеров швейцарских часов. Считается, что с учетом покупок, сделанных туристами в Европе, каждые вторые произведенные в Швейцарии часы в итоге попадают к китайскому покупателю.
Но китайское «эльдорадо» истощается. В 2015–2016 гг. экспорт в Китай резко сократился, что обусловлено не только экономической составляющей, но и беспощадной антикоррупционной кампанией правительства Си Цзиньпина. Гонконг пока остается наиболее важным рынком сбыта для швейцарской часовой промышленности, но беспорядки в этом специальном административном районе Китая в последние месяцы также негативно сказываются на швейцарском экспорте.
Часы для будущего
В последние годы отрасль снова переживает спад, в основном из-за трудностей на азиатских рынках, но и вызовы нового времени играют против традиций. Клиентура будущего молода и очень активна... в сети. Однако новые формы маркетинга и коммуникации пока относительно сложны для солидных часовых компаний.
В ХХ в. швейцарская часовая индустрия была на пике в конце 1960-х гг., когда в 1500 компаниях работало около 90 тыс. человек. К середине 1980-х, после «кризиса кварцевых часов», в стране осталось порядка 500–600 компаний и всего 30 тыс. сотрудников. Заработная плата работников часовой индустрии была и остается намного менее великолепной, чем часы, которые они производят. С 1960-х гг. швейцарская часовая промышленность опирается на иностранных рабочих: в середине ХХ в. на конвейерах работали главным образом низкоквалифицированные работницы из Италии, в последние годы их сменили французы из приграничных районов. Рост спроса в начале XXI в. вывел часовую индустрию на более высокий уровень, экспорт в 2014 г. составлял 22 млрд шв. фр., а в отрасли на тот момент было занято порядка 60 тыс. человек.
На сегодняшний день, по приблизительным оценкам, в отрасли заняты около 50 тыс. человек, обслуживающих нужды 500 часовых компаний, однако если добавить сюда рабочие места, косвенно связанные с отраслью, то получится, что примерно 100 тыс. рабочих мест зависят от часовой индустрии. Это касается главным образом кантонов Невшатель, Берн, Женева, Золотурн, Юра и Во, где часовое производство традиционно играет важнейшую роль. На часовую промышленность приходится около 1,5% ВВП страны. Это третья по величине экспортная отрасль после фармацевтической и машиностроительной.
Удержать отрасль на плаву в ближайшие годы будет нелегко. Большой проблемой для нижнего и среднего ценового сегмента швейцарских часов стали smart-watch – умные часы. При небольшом бюджете они оказываются более востребованными, чем швейцарские изделия. Однако, несмотря на кратковременное охлаждение рынка, эксперты считают, что верхний, элитный сегмент швейцарской часовой промышленности имеет хорошие перспективы. Мировой рынок предметов роскоши имеет большой потенциал, учитывая рост числа состоятельных людей.
Наталья ПОПОВА
В ХХ в. швейцарская часовая индустрия достигла пика в конце 1960-х гг., когда в 1500 компаниях работало около 90 тыс. человек
Лидером рынка считается Swatch Group, 40% капитала которой принадлежит семье Хайек
Аналоговые кварцевые часы Swatch впервые были представлены публике в 1983 г. и буквально спасли швейцарский часовой рынок
С учетом покупок, сделанных туристами в Европе, каждые вторые произведенные в Швейцарии часы в итоге попадают к китайскому покупателю
Производство первых российских часов основал выходец из Швейцарии Генрих Мозер. Он приехал в Санкт-Петербург в 1827 г. и создал фирму «Генри Мозер и Ко» (Henry Moser & Cie), которая до 1917 г. оставалась главным производителем часов в стране.
В отличие от самой отрасли, испытывающей трудности, рынок поддельных швейцарских часов преуспевает. По данным Ассоциации швейцарской часовой индустрии, ежегодно в мире производится более 35 млн поддельных швейцарских часов – больше, чем настоящих. Доход, полученный от этих подделок, составляет около 1 млрд шв. франков, что эквивалентно примерно 5% продаж в отрасли.