тел. (495) 223-42-15

… плюс уберизация всей страны

Вызов такси и общение с таксистом нигде, никогда и никому не доставляло удовольствия. Появление Uber, а вслед за ним и других сервисов по заказу автомобиля нанесло сокрушительный удар по традиционной модели взаимодействия такси-клиент.

Совсем недавно при попытке заранее заказать такси по телефону в ответ можно было услышать: «Свободных машин нет». – «А когда будет?» – «Как только, так сразу… Поставим вас в лист ожидания». Приходилось бежать на улицу и махать руками. В конце поездки выяснялось, что цена совсем не та, на которую рассчитывали. «Да тут же совсем рядом, проехали-то пару километров!», – кипятится пассажир. Таксист невозмутимо всегда и везде отвечает одно и то же: «Бензин нынче дорог». Короче, все это надоело не только нам с вами, но и Трэвису Каланику, который придумал Uber в 2009 г.

Рождение легенды

Казалось бы, времени прошло совсем немного, еще не успела осесть пыль истории, однако версий того, как Каланику пришла в голову мысль преобразовать все это дело, уже несколько. Кто-то пишет, что все началось в Париже, где Каланику пришлось очень долго ждать машину по вызову. Версия имеет под собой основание – первым городом, куда пришел Uber, выйдя за пределы США, был именно Париж. Англоязычная Википедия сообщает, что терпение Трэвиса лопнуло, когда за поездку с друзьями в канун Рождества им пришлось выложить чуть ли не 800 долл. Автор статьи в авторитетном издании Inc. утверждает, что Трэвис Каланик всегда недолюбливал такси, он ввязался в спор с таксистом и выскочил из машины на ходу. Это, мол, и переполнило чашу терпения. Есть и другие, менее живописные версии – рассказывают о конференции по технологиям LeWeb, на которой ему и пришла в голову идея Uber. Как бы то ни было, причина, по которой Трэвис Каланик решил, что со всем этим пора кончать, очевидна: долго, дорого и неудобно.

Стартап под названием UberCab родился в Сан-Франциско всего 9 лет назад. Сегодня это глобальная компания, одна из наиболее успешных в Кремниевой долине. Она поднялась на третью строчку в списке самых успешных высокотехнологичных компаний в мире, уступив только Amazon и Google и опередив Apple. Uber работает в 785 городах мира, а ее стоимость приближается к 70 млрд долл., и это самая дорогая частная компания. Ежемесячно услугами Uber пользуются 40 млн человек. Сам 40-летний Каланик обладает капиталом более 6 млрд долл. Эта же компания вызывает ненависть таксистов всего мира и не вылезает из судебных тяжб. Скандал следует за скандалом. Говорят, что это полностью соответствует характеру Трэвиса Каланика – противоречивому, ершистому, самоуверенному.

Хочу быть шпионом

Трэвис Каланик вырос в Нортридже, Калифорния. Ребенком он хотел стать разведчиком. Шпионом, однако, стать не удалось – пришлось войти в семейный бизнес и пойти по стопам матери, рекламного агента. Он ходил от двери к двери, предлагая ножи фирмы Cutco. Неуступчивого Трэвиса такая карьера, впрочем, не привлекала, и как только ему исполнилось 18, он пошел своим путем. В Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) он изучал компьютерные науки, но до конца не доучился. С друзьями он создавал различные стартапы на деньги венчурных инвесторов. Один из них он продал в 2007 г., заработав 23 млн долл. и статус миллионера.

Компанию под названием UberCab Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп зарегистрировали в Сан-Франциско в 2009 г. Суть идеи была проста – вызвать машину туда и когда надо одним нажатием кнопки. Поначалу, правда, речь шла о вызове исключительно черных представительских лимузинов. (UberX – обычные машины эконом-класса для всех – появился немного позже, в 2012 г.) Трэвис выступал в качестве мозгового центра, или, как он себя называл, «главного инкубатора идей». Технически прототип системы разработали Гаррет Кэмп, Оскар Салазар и Конрад Уилан. Первым официально нанятым в компанию сотрудником в феврале 2010 г. стал Райан Грэйвз – он получил твит от Каланика, что есть работа. Сейчас он наряду с сооснователями входит в список Форбс.

Первые «уберы» появились на улицах Сан-Франциско летом 2010 г., и это был хит. Техническое сообщество, «заточенные» на все технологичное обитатели Кремниевой долины, молодые сотрудники всех этих Google, Amazon, Facebook и всех-всех-всех встретили новинку с восторгом. Друзьям даже не пришлось тратиться на рекламу. Как рассказывал сам Каланик, сработало старое доброе «сарафанное радио». По его словам, 95% всех пассажиров услышали о Uber от других пассажиров Uber. «Вначале это была компания образа жизни, – говорит он. – Вы нажимаете на кнопку, и подъезжает черный автомобиль».

Первое время сам Каланик использовал только и исключительно Uber. Однако недавно он все-таки нанял личного шофера.

В 2011 г. Uber запустился в Нью-Йорке, который до сих пор остается его крупнейшим рынком. Сегодня по этому городу ежедневно курсируют более 168 тыс. «уберов». Когда он пришел в Лос-Анджелес, первыми клиентами были отец и мать Трэвиса – Дональд и Бонни Каланик.

В 2011 г. компании пришлось сменить название – из UberCab она превратилась просто в Uber. Слово cab – такси – не устраивало водителей настоящих такси в Сан-Франциско. Они считали, что это нарушает их права и вводит потребителей в заблуждение. Друзья спорить не стали – как чувствовали, что впереди у них еще будут конфликты с таксистами чуть ли не всего мира.

В чем суть

Суть состоит в том, что больше нет девушки-оператора в компании, куда надо дозвониться и заказать такси. Uber – это платформа, где встречаются водитель и пассажир. Приложение для смартфона интегрировано с картами Google так, чтобы клиент видел, насколько далеко находятся ближайшие автомобили, мог установить место встречи прямо на карте и попросить подъехать именно туда, где он сейчас находится. Платеж списывается с карты клиента. Удобство для пассажира состоит еще и в том, что цена за поездку объявляется заранее – ушли в прошлое чаевые, споры с таксистом, сломанный счетчик и отсутствие сдачи. Тарифы на поездку не фиксированы – они динамические и зависят от времени суток (в час пик дороже), от востребованности машин, от расстояния, от места посадки (в 15 м дальше может оказаться на пару долларов дешевле, т. к. туда легче подъехать). И все это пассажир узнает до поездки, а не после нее.

Немаловажна и обратная связь: в США после поездки предлагается оценить качество услуги в баллах от 1 до 5 – мастерство вождения, вежливость, состояние автомобиля, знание маршрута и т.д. В США водители очень серьезно относятся к возможности получить плохой отзыв – ведь при большом их количестве водителя могут просто выкинуть из системы. Если он получает много отзывов ниже 3-х баллов, система выдает ему меньше заказов. Пассажир также может ознакомиться с «послужным списком» водителя до поездки и отказаться от него, если у того много «двоек» и «троек». В Кремниевой долине зачастую в машине Uber клиенту предлагают холодную воду, на сидении может стоять вазочка с конфетами или фруктами. Всё ради хорошего отзыва.

Немаловажно и отсутствие языковых барьеров – в какую бы страну вы не приехали, общение с Uber происходит через приложение на родном языке.

Во многих городах водителю, для того чтобы войти в систему Uber, необходимо отвечать ряду требований, получить соответствующую лицензию, машина должна быть исправной и регулярно проходить технический осмотр. Машину можно использовать как собственную, так и арендованную для этих целей. Водитель должен уметь пользоваться современными гаджетами и иметь смартфон или планшет, а также прикреплять эмблему Uber на ветровое стекло.

Сервис Uber, представляет собой образец так называемой экономики совместного участия, когда ресурсы, в данном случае автомобильные перевозки, используются совместно. Эта модель широко распространилась в отраслях, не связанных с транспортом. Появился даже новый термин – «уберизация».

Остановить Uber!

Если клиенты обожают Uber, поскольку он избавил их от диктата хапуг-таксистов, то сами таксисты его ненавидят – ведь он разрушил их монополию и сложившуюся расстановку сил на рынке.

Протесты профсоюзов таксистов против Uber проходят практически по всему миру. Они жалуются, что водители Uber отбивают клиентов у традиционных такси, назначая низкие тарифы и уклоняясь от налогов и социальных обязательств. В некоторых странах работа Uber запрещена. Кое-где компании удалось оспорить решение судов.

Единого мнения по поводу того, кто такой водитель Uber, до сих пор не существует, и в разных юрисдикциях идут по этому поводу споры. Где-то он считается независимым предпринимателем, где-то – контрактором. Единственное, с чем согласны все, – он не является наемным сотрудником компании Uber.

Люди, которые знают Каланика лично, считают, что черты его характера – склонность к риску, агрессивность и самонадеянность – в немалой степени способствовали успеху компании. Но они же негативно сказываются как на имидже самого Каланика, так и на имидже его компании. Плохие новости, касающиеся Uber, следуют одна за другой.

Первый громкий скандал разразился в 2014 г., когда Трэвис в интервью журналу GQ неудачно выразился, использовав игру слов, носившую оскорбительный для женщин характер. В 2017 г. бывшая сотрудница Uber заявила, что, работая в компании, она подвергалась сексуальным домогательствам и гендерной дискриминации. Не так давно в сети появились кадры с камеры видеорегистрации, где Каланик теряет контроль над собой во время ссоры с водителем Uber. Каланик, правда, тут же принес извинения. Против Uber ведется судебное разбирательство по обвинению, выдвинутому компанией Google, которая считает, что у нее с помощью ее бывшего сотрудника пытаются украсть технологию беспилотного автомобиля. И так далее.

Наплевать на скандалы, и – вперед!

В 2015 г. Uber основала в Питтсбурге центр продвинутых технологий для разработки машин-беспилотников. Первый опыт оказался неудачным: беспилотный автомобиль Uber сбил женщину, которая затем скончалась в больнице. Полиция установила, что машина была не виновата, а женщина сама бросилась на дорогу в неположенном месте, однако компания приостановила тестирование беспилотников. Недавно она возобновила тесты, но в машинах теперь должны присутствовать специалисты Uber.

В августе 2018 г. стало известно, что японская Toyota намерена инвестировать в Uber 500 млн долл. Речь идет о соглашении, в рамках которого Toyota и Uber будут вместе работать над технологиями для беспилотных автомобилей. Соглашение предполагает создание парка самоуправляемых машин Autono-MaaS, построенных на базе минивэнов Toyota Sienna. Согласно плану, первые автомобили, созданные в рамках данного соглашения, поступят в сеть Uber в 2021 г.

В планах Каланика запуск сервиса воздушных такси UberAIR. Пробные полеты начнутся в Далласе и Лос-Анджелесе в 2020 г., а коммерческие перевозки запланированы на 2023 г.

В целом за годы своего существования Uber привлек в качестве инвестиций 22 млрд долл. от венчурных фондов и частных инвесторов. Он организовал более 5 млрд поездок по всему миру.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Самые успешные инновационные компании мира, 2017 г.

Место Компания Логотип

  1. Amazon логотип

  2. Google логотип

  3. Uber логотип

  4. Apple логотип

  5. Snap логотип

  6. Facebook логотип

  7. Netflix логотип

  8. Twilio логотип

  9. Chobani логотип

  10. Spotify логотип

Источник: Brandreport

В феврале 2018 г. компании «Яндекс» и Uber заключили сделку по объединению своих онлайн-сервисов заказа такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Инвестиции Uber в новую кампанию составили 225 млн долл., «Яндекс» – 100 млн. В новой кампании около 59,3% принадлежит «Яндексу», 36,9% – Uber, 3,8% – сотрудникам. Стороны оценивают стоимость кампании более чем в 3,8 млрд долл.

Компания Uber Technologies Inc. (в 2009-2011 гг. – UberCab ) – американская компания по предоставлению транспортных услуг и по доставке товаров со штаб-квартирой в Сан-Франциско. Учредители – Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп. Число сотрудников компании превышает 12 тыс. человек. В 2017 г. общие активы оценивались в 15,3 млрд долл., стоимость компании – почти 70 млрд долл.

Медальон таксиста в Нью-Йорке существенно упал в цене из-за конкуренции со стороны Uber и других онлайн-сервисов по заказу автомобилей. Медальон – это бессрочная лицензия на управление такси в Нью-Йорке. В 2013 г. медальоны продавались за более чем 1 млн долл. В начале 2018 г. цена составляла менее 200 тыс. долл.

Название Uber происходит от немецкого слова über, что означает «сверх», «над». В английском оно используется в значении «супер», «отлично»

Всего в Северной Америке услугами Uber охвачены более 320 городов

Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп впервые появились в списке миллионеров Forbes в 2015 г. с капиталом в 6,3 млрд долл.

В мае 2018 г. стало известно, что в 2019 г. Uber готовится сделать первичное публичное предложение и акционироваться