тел. (495) 223-42-15

Плати и проезжай

Дороги – это артерии, по которым пульсирует кровь мировой экономики, заметил кто-то поэтично. С годами метафора не утратила ни смысла, ни важности. Транспортная инфраструктура в целом и автомагистрали в частности были и будут важнейшей областью инвестиций и в то же время одной из самых уязвимых и болезненных сфер как развивающихся стран, так и стабильных экономик Европы.

Качество и количество

Высокое качество дорог – один из важнейших элементов экономики страны, но не единственный. Для подтверждения этого тезиса достаточно сравнить два ярких статистических показателя. Рейтинг развития и качества дорог в мире (по данным statista.de) и индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) – метрику, разработанную Всемирным банком.

Первый рейтинг поначалу удивляет. На первом месте по качеству дорог, с довольно большим отрывом, находятся Объединенные Арабские Эмираты, затем следуют Швейцария, Сингапур, Гонконг, Япония, Нидерланды, Австрия, Португалия, Франция и замыкает десятку США. Германия, дорожным символом которой для многих остаются автобаны, находится на 15 месте с показателем, аналогичным Испании.

В подобном внутриевропейском рейтинге, составленном Еврокомиссией по данным на 2016–2017 гг., пятерку лучших составляют Нидерланды, Франция, Португалия, Австрия и Дания. Германия находится на 6-м месте, а Испания на 7-м.

Все дороги ведут в Азию?

Не будет преувеличением сказать, что общемировой симптом в области дорожного хозяйства – это полная или частичная неспособность государственного сектора в полной мере обеспечить потребности рынка. Даже развитые экономики Европы не справляются с поддержанием здоровья транспортных артерий в должном состоянии. Но, безусловно, чем беднее страна, тем сложнее для нее обеспечивать высокий уровень дорожного хозяйства.

В то же время Международное энергетическое агентство (IEA) в своих прогнозах называет Африку (к югу от Сахары), Китай и Индию – самыми быстрорастущими рынками транспортной инфраструктуры. Потребности населения растут с огромной скоростью. По данным агентства, с 2000 г. протяженность дорог в мире увеличилась более чем на 12 млн км. И почти половина этого роста – дороги Китая и Индии.

Согласно глобальным прогнозам, такой рост вовсе не предел. К 2050 г. активность дорожного трафика удвоится, а глобальная дорожная инфраструктура расширится на 60% в сравнении с цифрами 2010 г. И вновь флагманом этого роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно прогнозам, ежегодный прирост рынка инвестиций в транспорт здесь может оставить до 900 млрд долл. к 2025 г.

«Космические» цифры инвестиций, впрочем, ложатся не только на государственные бюджеты. Строительство дорог уже давно стало ареной взаимодействия для государственно-частного партнерства, а поддержание дорог в приличном состоянии отчасти переложено на самих пользователей этих дорог – автомобилистов и грузовой автотранспорт. Платные дороги стали реальностью почти повсеместно.

Франция

Французский опыт платных частных дорог можно назвать вполне успешным. Легендарная 175-километровая пробка между Парижем и Лионом впервые была зарегистрирована еще в 1960-х, так что новые автострады проектировались с учетом возможностей монетизации. Организацию и перераспределение трафика на платных автострадах, предложенную французским оператором Cofiroute, часто ставят в пример. Доходы платных автомагистралей составляют до 75% дорожного бюджета страны.

Что касается остальной части дорожного фонда, то государственные дороги Франции можно разделить на три типа: муниципальные, ведомственные и национальные. Забота о первых двух ложится главным образом на региональные власти или конкретные государственные ведомства.

Но в целом строительство дорог в стране редко финансируется только из одного источника. Чаще всего государство привлекает к строительству частных инвесторов и проекты финансируются в рамках концессий (государственно-частного партнерства).

Общая протяженность сети автомобильных дорог во Франции составляет 1млн км, из них автомагистралей – 11,9 тыс. км. Все французские дороги с твердым покрытием. Плата за использование коммерческих участков автомагистралей зависит от категории транспортного средства и расстояния. Отдельно заплатить придется и за проезд по некоторым мостам и туннелям.

Так, путь длиной 221 км от Парижа до Лилля обойдется в 16,6 евро, от Парижа до Страсбурга (489 км) – в 38,8 евро. Речь идет о движении только по автомагистралям. Существует сеть бесплатных объездных дорог. Такие дороги, безусловно, гораздо живописнее, так как проходят по небольшим французским городам, однако гораздо длиннее по времени.

Тарифы на проезд по платным дорогам рассчитываются и меняются один раз в начале года.

Италия

Первая платная дорога была запущена в Италии в 1924 г., и кажется, что сегодняшняя организация дорожного хозяйства страны с тех пор не сильно поменялась. На данный момент все решения относительно обслуживания и строительства дорог принимает федеральное правительство, региональные власти имеют весьма ограниченные полномочия и возможности финансирования. Государство также передает управление дорогами частным компаниям-операторам.

Трагедия в Генуе стала ярким символом состояния дорожного хозяйства в стране.

В полдень 14 августа 2018 г. внезапно обрушился пролет моста, по которому проходит скоростная трасса А10 Генуя–Савона (европейский маршрут Е80). В этот момент там находилось более 30 легковых автомобилей и 3 грузовика. В результате катастрофы погибли более 40 человек.

Одной из версий причин обвала называется образование «воздушного пузыря» в обвалившемся поддерживающем столбе. Мост был построен в 1967 г. по проекту Риккардо Моранди. Как сообщают СМИ, Моранди еще в 1980-х годах писал о «более быстром, чем ожидалось, старении и износе материалов».

Итальянская прокуратура ведет расследования по факту крушения, а местные политики обвиняют министерство транспорта, передавшее обслуживание моста в частные руки. Компания Autostrade per l’Italia, обслуживающая итальянские дороги, тем временем опубликовала официальное письмо министерству транспорта, датированное началом 2018 г., в котором просила согласовать проект реновации моста. Сейчас власти ждут от компании полный отчет о профилактических работах.

Трагедия вскрыла многие давно наболевшие проблемы как внутри Италии, так и в Европе в целом. В других странах ЕС эксперты также критикуют состояние транспортной инфраструктуры и предупреждают о возможном повторении трагедии, если не принять меры.

При этом проезд по автомагистралям Италии дешевым назвать нельзя. Проезд по автомагистрали А1 от Милана до Неаполя (776 км) обойдется в 57,1 евро. Отдельной оплате подлежит проезд до некоторым мостам и туннелям. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Италии составляет 487,7 тыс. км, в т.ч. автомагистралей – 6,8 тыс. км. В Италии все дороги с твердым покрытием.

Нидерланды

Нидерланды, возглавляющие общеевропейский рейтинг качества автодорог, – еще и европейский лидер по плотности дорог на квадратный километр. Финансирование автомагистралей в стране осуществляется через национальный Инфраструктурный фонд, куда, в свою очередь, поступают доходы всевозможных дорожных сборов и пошлин. Провинции и муниципалитеты также, как и федеральное правительство, имеют право устанавливать пошлины на проезд транспортных средств. Плюс в бюджет идут налоги на топливо и владение транспортным средством. Кроме того, транспортные компании, действующие на территории страны, платят налог на пользование автомагистралями для транспортировки грузов.

В 2009 г. голландское правительство провело эксперимент по замене налога на владение транспортным средством платой за пользование этим средством согласно пройденному километражу, однако эта схема не имела успеха.

Швеция

Финансирование всех автомагистралей страны осуществляется из федерального и муниципальных бюджетов. Сейчас в стране 98,5 тыс. км государственных дорог, 4,6 тыс. км муниципальных и несколько частных. Хотя в Швеции есть небольшое количество частных автодорог, но как такового частного финансирования в дорожном хозяйстве нет.

Все основные магистрали принадлежат государству и на данный момент являются бесплатными, хотя введение платных дорог обсуждается. Налоги бюджет получает главным образом благодаря платному проезду грузового автотранспорта через Стокгольм и Гётеборг, а также благодаря пошлинам за проезд по двум международным мостам, связывающим Швецию с Норвегией и с Данией.

Планирование в сфере дорожного хозяйства в Швеции долгосрочное, сейчас в стране действует утвержденный план до 2025 г., любой инфраструктурный проект должен пройти не только предварительное согласование в ряде инстанций, но и быть одобрен экологической комиссией.

Наталья ПОПОВА

Доля инвестиций в транспортную инфраструктуру стран Западной Европы в ближайшие годы вряд ли увеличится более чем на 10-11% от существующих затрат, хотя подобная необходимость существует

Трагедия в Генуе вскрыла многие давно наболевшие проблемы как внутри Италии, так и в Европе в целом

Общемировой симптом в области дорожного хозяйства – это полная или частичная неспособность государства в полной мере обеспечить потребности рынка

К 2050 г. активность дорожного трафика в мире удвоится, а глобальная дорожная инфраструктура расширится на 60% по сравнению с 2010 г.

Туннель Mont Blanc проложен под горой Монблан между Шамони (Франция) и Курмайором (Италия). Его протяженность 11,6 км, из которых 7,6 км находится на территории Франции, а 4 км – в Италии. Цены на проезд через туннель с французской и итальянской сторон несколько отличаются. Для проезда легкового автомобиля через туннель из Италии в одну сторону придется заплатить 45,2 евро (из Франции – 44,4 евро). Поездка туда и обратно существенно выгоднее – 56,3 евро (55,4), а билет на 10 поездок обойдется в 140,8 евро (138,5).

Эресуннский мост (совмещенный автомобильный и железнодорожный мост-туннель) протяженностью 7,8 км проложен через пролив Эресунн и соединяет столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальме. Он был открыт в 2000 г. Плата за проезд по мосту обычного легкового автомобиля без прицепа со шведской стороны составляет 59 евро.