Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
США – страна с самой протяженной и разветвленной дорожной сетью в мире. Ее контуры формировались на протяжении последних 100 лет.
Общая протяженность американских автомобильных дорог, включая Аляску, Гавайи, а также Пуэрто-Рико, составляет 6,7 млн км (2016 г.). Все субъекты американской федерации – федеральное правительство, штатные и местные органы власти – являются собственниками автомобильных дорог, поскольку они строят и эксплуатируют их. Крупнейшие собственники – местные власти (муниципалитеты и графства, или округа), на их долю приходится свыше 75% общей протяженности автодорожного полотна США, или 5,2 млн км. Примерно 20% автострад принадлежит властям штатов (1,3 млн км) и всего 3% (210 тыс. км) – федеральному правительству.
Фактор огромной территории страны привел к тому, что США пошли по пути создания интегрированной Национальной системы шоссейных дорог и автострад, которая связала все штаты континентальной части Америки. Законодательное оформление эта система получила сравнительно недавно, в 1995 г. Основное назначение этого закона состояло в формировании приоритетов федерального финансирования строительства, модернизации и развития американской автодорожной системы.
В настоящее время протяженность Национальной шоссейной системы США (НШС) составляет порядка 360 тыс. км, из которых на долю центральной, «кровеносной», междуштатной системы автострад приходится 77,6 тыс. км, т.е. немногим более 1% общей протяженности американских дорог. Между тем эта система обеспечивает ежегодно примерно четверть всего автопробега по американским автострадам.
Составной частью НШС является система шоссейных дорог стратегического назначения протяженностью свыше 100 тыс. км. Она призвана обеспечить бесперебойную перевозку военной техники и военного персонала в случае введения чрезвычайного положения ко всем стратегически важным объектам с территории американских военных баз, складов и арсеналов.
В НШС входят также все крупные шоссейные дороги и автострады протяженностью около 260 тыс. км, которые связывают между собой свыше 200 аэропортов, порядка 200 морских и речных портов, 190 железнодорожных вокзалов или терминалов грузового автотранспорта, 60 трубопроводных станций, свыше 80 автобусных станций междугороднего сообщения и др.
Сеть автодорог в 1,6 млн км (25% общей протяженности автодорог США) получает дотации и субсидии на свое развитие и модернизацию из средств федерального бюджета; соответственно, остальная часть автодорог (5 млн км) финансируется за счет бюджетов штатов и местных органов власти, а также частных инвесторов.
Федеральное правительство участвует в строительстве, модернизации и эксплуатации автодорожной системы США через федеральный Дорожный фонд, созданный в 1956 г. В середине 1950-х гг. республиканская администрация Дуайта Эйзенхауэра решилась на достаточно рискованный с политической точки зрения шаг – создать общеамериканскую систему междуштатных автострад. Ее контуры обозначились ещё в 1930-е гг., во время Великой Депрессии, при демократической администрации Франклина Рузвельта. Для финансирования этого грандиозного инфраструктурного начинания и был создан специализированный Дорожный фонд, подчиненный Министерству финансов США. В его задачу входило выделение порядка 90% расходов на капитальное строительство американских автострад; еще 10% должны были обеспечить власти штатов. Всего в рамках программы в течение следующих десятилетий было построено и модернизировано 69 тыс. км скоростных автодорог, общая стоимость создания которых составила почти 129 млрд долл.
Федеральное правительство взяло на себя львиную долю расходов в создании междуштатной системы автострад из соображений национальной безопасности. 1950-е гг. были периодом мощного военного строительства в США, и формирование общенациональной системы автодорог считалось важным фактором укрепления обороноспособности на случай войны с применением ядерного оружия. Под ударом могла оказаться вся территория страны, с чем никогда до этого не сталкивалась Америка.
Главным источником аккумулирования средств Дорожного фонда стали федеральные транспортные акцизные налоги: налог на бензин, на дизельное топливо и керосин, на продажу автопокрышек, тяжелых грузовиков, тракторов и грузовых прицепов, на ежегодную эксплуатацию тяжелых грузовиков.
В 2016 финансовом году в общих поступлениях в Дорожный фонд в сумме 36,3 млрд долл. на долю налога на бензин пришлось 21,7 млрд долл., или почти 60% всего объема поступлений; на долю дизельного топлива и керосина – 8,5 млрд долл., или 23,5% всего объема поступлений. Расходы на сооружение и модернизацию дорожной сети составили 44,8 млрд долл., которые пошли в своей подавляющей части на сооружение новых автострад. Дефицит расходной и доходной части в сумме 8,5 млрд долл. был покрыт из общих поступлений в федеральную казну.
Федеральный Дорожный фонд периодически оказывается на грани банкротства. Ожидается, что очередное «плановое» банкротство может наступить уже в 2021 г.
В настоящее время США на всех уровнях федерации тратят на развитие, модернизацию и строительство своей автодорожной сети порядка 220 млрд долл. Основным направлением расходов является капитальное строительство, т.е. сооружение новых и модернизация существующих шоссе (105 млрд долл., или 47,5% всех государственных расходов на автодороги). На втором месте идут эксплуатационные расходы в сумме 35 млрд долл., или 16% всех расходов. Третью строчку занимают расходы на обеспечение безопасности дорожного движения в сумме 18 млрд долл. Кроме того, средства выделяются на управленческие расходы, включая планирование и проведение научно-исследовательских работ, на сервисное обслуживание автодорог и автотранспорта.
Доходные статьи обеспечивают поступления на развитие дорожного хозяйства США в сумме порядка 217 млрд долл. Основную роль в доходных статьях автодорожного хозяйства США играют акцизные налоги, на долю которых приходится свыше 40% всех поступлений (более 90 млрд долл.). Более 65% собираемых акцизных налогов поступает в бюджеты штатов, 30% – в федеральный Дорожный фонд и остальные 3–4% – в бюджеты местных органов власти.
Доля поступлений от проезда по платным дорогам невелика –всего 13 млрд долл. В США сравнительно слабо развита сеть платных дорог, их протяженность составляет всего 8 тыс. км. Платные дороги имеются в 35 штатах, главным образом в восточных и штатах Среднего Запада. Слабое развитие системы платных дорог объясняется тем, что программа строительства междуштатных шоссейных дорог, начатая в 1956 г., финансировалась преимущественно за счет федерального правительства, то есть у штатов не было стимулов для введения платы за проезд для компенсации своих затрат.
Несмотря на ежегодные капитальные расходы порядка 100 млрд долл., автодорожная сеть США развивается медленно, не поспевая за темпами экономического развития и демографическими сдвигами. Так, с 2000 по 2013 г. в США было построено всего 22 тыс. км новых шоссейных дорог. Другими словами, протяженность американских автострад выросла всего на 0,4%. При этом только 18% новых автострад пришлось на долю скоростных междуштатных шоссе; основная часть увеличения – 64% – явилась вкладом в развитие местной дорожной сети, которая связывает городские пригороды и небольшие городки.
Именно по этой причине и администрация Барака Обамы в 2015 г., и администрация Дональда Трампа в настоящее время выступают с инициативами и программами мощного автодорожного строительства, которые призваны создать автодорожную инфраструктуру, отвечающую нарастающим научно-техническим и глобальным вызовам XXI в.
Владимир ВАСИЛЬЕВ, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, д.э.н.
Расходы на сооружение и модернизацию дорожной сети в 2016 г. составили 44,8 млрд долл., которые в основном пошли на сооружение новых автострад
На долю акцизов на бензин, дизельное и прочие виды топлива пришлось 83,5% суммарных поступлений в Дорожный фонд
Принципиально важной особенностью автодорожной сети США является то, что 70% ее протяженности приходится на сельскую местность
Доля поступлений от проезда по платным дорогам невелика –всего 13 млрд долл. В США сравнительно слабо развита сеть платных дорог
С начала XXI в. Конгресс США последовательно отказывался от повышение акцизных налогов на моторное топливо, покрывая дефицит средств на счетах Дорожного фонда за счет общих поступлений в федеральную казну.
Федеральному правительству США принадлежит ограниченное число автострад, расположенных в национальных парках и заповедниках, районах проживания коренного индейского населения и вокруг военных баз и объектов на территории США.