тел. (495) 223-42-15

Автобаны поизносились

Сложно найти лучший символ преуспевающего дорожного хозяйства, чем немецкий автобан и немецкий автопром. Пришло, однако, время разрушить старые стереотипы. В дорожном хозяйстве локомотива европейской экономики не все так радужно.

Организация наземных перевозок вывела Германию в лидеры логистического рынка, но о посредственном качестве инфраструктуры говорят невысокие позиции как в общемировом, так и в европейском рейтинге.

Исторически сложилось так, что в Германии нет национального дорожного фонда. Строительство и обслуживание федеральных трасс финансируется отчасти из общих доходов бюджета, отчасти на это идут пошлины и сборы от грузовых перевозок. Доходы от налогов на транспортные средства и топливо также поступают в государственный бюджет, но они не связаны напрямую с бюджетами дорожного хозяйства, то есть государство может перенаправить эти деньги на другие нужды, юридических препятствий к этому нет.

Именно здесь таится первый подводный камень, о который «разбиваются» немецкие автобаны. Еще за несколько лет до трагедии в Генуе немецкие экономисты говорили о недостаточном государственном финансировании дорожной отрасли. Но после августа 2018 г. эти высказывания стали намного громче. Ряд экспертов заявляли ведущим немецким СМИ, что крушение, подобное тому, что произошло в Генуе, вполне возможно и в Германии, ведь износ инфраструктуры в отдельных регионах близок к критическому уровню.

Чистые инвестиции в этот сектор немецкой экономики фактически отрицательны, с каждым годом на ремонт мостов и дорог требуется все больше и больше. Учитывая важность региона для общеевропейского рынка логистики, перед немецким правительством сейчас стоит очень серьезный вызов. Несмотря на то, что с 2005 по 2017 г. Германия увеличила финансирование отрасли почти на 20%, этого оказалось недостаточно. Эксперты оценивают дополнительные расходы на поддержание существующей инфраструктуры в 7–10 млрд евро в год. По данным издания Die Zeit, порядка 30% муниципалитетов страны не в состоянии предоставить достаточное финансирование дорожному хозяйству. Большая часть автомагистралей в Германии принадлежит федеральным землям, часть – муниципалитетам, часть является общегосударственными. Расходы на поддержание инфраструктуры часто лежат именно на федеральных властях, ответственных перед центром.

Основная причина износа транспортной инфраструктуры страны – грузовые перевозки, и именно они, за счет пошлин, – основной источник дохода отрасли.

С 1994 г. в Германии существует закон о приватизации дорог. Однако плата за проезд грузовых автомобилей была введена только в 2005 г., а легковые автомобили до сих пор передвигаются по стране бесплатно.

20 сентября 2002 г. правительство Германии приняло важное для всей страны решение. Оно касалось введения для федеральных трасс, специального дорожного сбора для грузового транспорта, так называемого LKW-Maut, размер которого зависит от пройденного грузовиком расстояния. Немецкое правительство определило, на каких именно трассах на территории Германии будут первоначально введены такие дорожные сборы. Дальнейшие решения о введении платы на том или ином участке пути также принимает исключительно правительство Германии.

Система для взимания оплаты с грузового автотранспорта называется Electronic HGV (Heavy Goods Vehicle) Tolling System. Ее оператором была выбрана частная компания Toll Collect GmbH с главным офисом в Берлине. Совладельцами компании являются такие гиганты, как Deutsche Telekom AG, Daimler Financial Services AG и Cofiroute SA. Оператор обслуживает систему, занимается сбором оплаты и регистрацией участников движения. Собранные средства передаются заказчику системы, то есть федеральному министерству.

В настоящее время система Toll Collect охватывает практически все дороги Германии, а контроль за ее функционированием можно назвать тотальным. Данные собираются через бортовые блоки на грузовиках, специальные стационарные рамки над дорогой, оснащенные датчиками, и сотни отдельных мобильных пунктов контроля. Эксперты автомобильной отрасли (https://autotraveler.ru/germany) полагают, что немцы выстроили самую сложную, совершенную, масштабируемую и технически грамотную из всех известных систему сбора средств с грузовых автомобилей.

Система Toll Collect была введена в эксплуатацию 1 января 2005 г. и вызвала поначалу немало критики. Отладить работу всех сервисов в полном объеме удалось только с 2006 г.

Тем не менее уже в 2005 г. правительство Германии получило от системы 2,6 млрд евро платы с грузовых автомобилей. По данным портала https://autotraveler.ru, система Toll Collect приносит своим владельцам примерно 15% от суммы собираемых платежей, что составляет примерно 650 млн евро в год.

Введение платы за пользование дорогами некоторые граждане Германии восприняли едва ли не как покушение на один из основных символов Германии – знаменитые немецкие автобаны. Власти, однако, рассудили, что символ тоже нуждается в ремонте и поддержании, а потому ввели плату за километр пройденного пути. Первоначально плата взималась только с автомобилей собственной массой от 12 т, но с 1 октября 2015 г. действие системы было распространено и на грузовые автомобили массой от 7,5 т. В отличие от аналогичных систем оплаты в других странах Toll Collect учитывает не только собственную массу грузовых автомобилей. Оплата рассчитывается также с учетом количества осей в грузовике и экологического класса.

Что касается легковых автомобилей, то для них платными пока являются только особые участки инфраструктуры. Однако, судя по всему, такое положение сохранится недолго.

Бундестаг Германии 24 марта 2017 г. проголосовал за введение первой в Германии системы дорожных сборов для частных пассажирских транспортных средств. Судя по всему, это произойдет уже в начале 2019 г.

Правительство Германии предложило для взимания платы с легковых автомобилей систему PKW-Maut, которая будет применяться как к немецким, так и иностранным водителям. Но немецким водителям она будет компенсироваться в виде сокращения ежегодного налога на автомобиль. Кроме того, жители, которые докажут, что они не пользовались автомагистралями или другими федеральными дорогами, смогут запросить возмещение.

Немецкие автолюбители будут платить ежегодную пошлину от 67 до 130 евро в зависимости от экологической классификации транспортных средств.

В настоящее время платным для легковых машин в Германии является проезд только по туннелям и панорамной дороге. Туннель в Ростоке был построен при участии государства и частного капитала в 2003 г. Он стал первым платным участком дороги в стране. Его протяженность 790 м, строительство обошлось в 215 млн евро. Ежедневно он пропускает более 11 тыс. транспортных средств, плата за проезд варьируется в зависимости от размеров: легковые автомобили и мотоциклы платят в среднем 2,5 евро, грузовики и автобусы 11–12 евро. При этом компания-оператор не владеет туннелем, а получила его в управление сроком на 50 лет, после чего он станет собственностью города. Второй участок платной дороги протяженностью чуть более 2 км, введенный в эксплуатацию в Германии, – туннель Herrentunnel близ Любека. Он был открыт 26 августа 2005 г. Контракт с его оператором заключен на 30 лет. В его строительстве также участвовали частные инвесторы, затраты составили 175 млн евро. Стоимость проезда в зависимости от размера транспортного средства – 1,5–11,5 евро.

Наталья ПОПОВА

Ирина МУРАВЬЕВА

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Германии составляет 644,5 тыс. км, все из них – дороги с твердым покрытием. Протяженность автомагистралей – почти 13 тыс. км

Плата за проезд грузового автотранспорта в Германии взимается с 2005 г. Легковые автомобили пока ездят бесплатно

Эксперты автомобильной отрасли полагают, что немцы выстроили самую сложную, совершенную, масштабируемую и технически грамотную из всех известных систему сбора средств с грузовых автомобилей.

Большая часть автомагистралей в Германии принадлежит федеральным землям, часть – муниципалитетам, часть является общегосударственными. Расходы на поддержание инфраструктуры часто лежат именно на федеральных властях, ответственных перед центром.