Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Продажи аукционов Christie’s и Sotheby’s в категориях «Африканское искусство и искусство Океании» и «Современное искусство»
Маска народа нгбака, регион Убанги, Демократическая республика Конго
Ок. 1919 г., 427,5 тыс. евро (предварительная оценка – 200–300 тыс. евро). Аукцион Sotheby’s, Париж.
Маска была приобретена известным арт-дилером Полем Гийомом. Он всю жизнь занимался изучением и коллекционированием африканского искусства. К 1918 г. Поль Гийом составил себе небольшую коллекцию африканской скульптуры, которую решил выставить в своей галерее. Чтобы привлечь внимание к выставке, арт-дилер начал выпускать журнал «Искусство в Париже». Пятый выпуск журнала в 1919 г. он посвятил африканскому искусству, а на обложку была вынесена фотография именно этой маски.
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/arts-afrique-oceanie-pf1708/lot.36.html
Статуя народа хемба, Демократическая республика Конго
Около 1969 г., 427,5 тыс. евро (предварительная оценка – 280–350 тыс. евро). Аукцион Sotheby’s, Париж.
Статуя воплощает образ прародителя народа луба (хемба), его предка. Голландский коллекционер Джозеф Кристенсен приобрел эту статую в конце 1960-х гг. для своих выставок «Искусство Африки, 7000 лет африканскому искусству» и «Герои Африки: легендарные лидеры, главные скульптуры». Поклонение предкам очень распространено среди народов Африки, особенно экваториальной части, где располагается Республика Конго.
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/arts-afrique-oceanie-pf1708/lot.30.html
Маска народа дьюла, Кот-д’Ивуар
Около 1968 г., 331,5 тыс. евро (предварительная оценка – 200–300 тыс. евро). Аукцион Sotheby’s, Париж.
Подобные маски, где изображен предок племени, который укрощает за рога духа, воплощая превосходство социального порядка над магическими силами, изготовляются чрезвычайно редко. Такая маска является частью набора из семи фигур, которые последовательно появляются на похоронах выдающихся людей. Это шестая маска, идущая перед последней, представляющей смерть.
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/arts-afrique-oceanie-pf1708/lot.56.html
Статуя народа коро, или гвари, Нигерия
Около 1975 г., 307,5 тыс. евро (предварительная оценка – 180–250 тыс. евро). Аукцион Sotheby’s, Париж.
Народ гвари исторически населял территорию современной Нигерии, но сейчас он составляет меньшинство жителей страны. Несмотря на сильное влияние мусульман, гвари сумели сохранить свои обычаи и оригинальное пластическое искусство. Статуя имеет подчеркнуто маленькую голову и высокую шею. Это связано с религиозным обычаем, который запрещал смотреть в глаза божеству. Статуя выставлялась только к приезду важных гостей.
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/arts-afrique-oceanie-pf1708/lot.43.html
Статуя материнства народа дулери (северные догоны), Мали
1652–1822 гг., 1,2 млн долл. (предварительная оценка – 1,5–2,5 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Догоны – народ, проживающий обособлено на юго-востоке Мали и Буркина-Фасо. Для скульптурного искусства догонов характерны угловатые очертания с подчеркнутой вертикальной осью. Это фигура прародительницы – умершего предка рода, который помогает своей семье. Статуя отсылает к фигуре верховного бога Номмо, который создал людей и умножил таким образом себя (на коленях у божества два близнеца).
Маска народа гребо, Либерия
Около 1970 г., 511,5 тыс. долл. (предварительная оценка – 250–350 тыс. долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Народ гребо жил обособленно вплоть до начала 1960-х гг. Искусство гребо особенно знаменито своими масками. Эта маска – дух молодой женщины, символизирующий красоту. Она имеет характерную раскраску из голубых, белых и охристых полосок, украшена человеческими волосами и зубами.
Константин Бранкузи «Спящая муза»
1913 г., 57,4 млн долл. (предварительная оценка – 25–35 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Ранняя работа, в которой прекрасно виден стиль Бранкузи. Он использовал выразительность текучих стилизованных контуров, целостных объемов, фактуры материалов для создания обобщенно-символических образов. В пластике его работ звучат черты, привнесенные изучением африканского искусства в начале XX в.
Амедео Модильяни «Кариатида»
1913 г., 6,9 млн долл. (предварительная оценка – 6–9 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
С 1909 г. Модильяни увлекается скульптурой. Это набросок нереализованной скульптуры женщины-колонны (кариатиды). Увлечение этнографией познакомило художника не только с классической скульптурой Греции. Оно открыло для него африканскую скульптуру, ее магический дух и свободу. Это хорошо видно в наброске. Кариатида – греческая колонна, но форма подачи и организации скульптуры имеет явные тотемные черты.
Пабло Пикассо «Сидящая женщина в голубом»
1939 г., 45 млн долл. (предварительная оценка – 35–50 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Пикассо был большим поклонником африканской скульптуры. Период его творчества с 1907 по 1909 гг. даже называют «негритянским». Формы и пластику этого периода художник потом часто использует в поздних работах в стиле кубизма. В 1939 г. уже зрелый художник рисует свою музу, Дору Маар, используя символ маски для передачи характера модели.
Генри Мур «Рабочая модель для полулежащей фигуры»
1976 г., 2,9 млн долл. (предварительная оценка – 1,5–2,5 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
В 1932 г. Генри Мур увлекся первобытной скульптурой и долгое время изучал этнографическую коллекцию Британского музея. Под влиянием этого увлечения, а также идеи верности материалам он обратился к созданию подчеркнуто материальных форм, символизирующих природное, земное начало. Скульптурная пластика Мура зачастую опирается на творения первобытных ремесленников и на образы элементов конкретного мира (кости, раковины, камни и т. д.).