тел. (495) 223-42-15

Маска для бога

Африканские маски и статуэтки еще в XIX в. считались «грубыми поделками дикарей», «приблизительными и неумелыми изображениями людей и богов». Сегодня они расцениваются как непревзойденные образцы пластического искусства и вот уже почти полвека составляют гордость художественной коллекции любого музея мира.

Первыми интерес к африканской скульптуре в начале XX в. проявили молодые художники. В новых формах, пластике и эстетике «первобытной» культуры поклонники авангарда искали вдохновение для выражения своих революционных идей. К концу 1910-х гг. африканское искусство постепенно завоевывает внимание европейских арт-дилеров, скульпторов, музыкантов и поэтов. Оно рассматривается уже не столько с этнографической, сколько с эстетической точки зрения.  

Наскальная живопись появилась на территории Северной Африки в VIII–III тысячелетиях до н. э. Если всмотреться в фигуры на сохранившихся фрагментах, можно заметить, что это странные персонажи с огромными головами, украшенными перьями, с тонкими талиями. Такая рубленая, «кубистическая» форма очень напоминает первые эксперименты Анри Матисса и Пабло Пикассо (например, в «Танце» или «Авиньонских девицах»). Яркость, необычность и выразительность стиля африканского искусства произвели огромное впечатление на будущих великих художников.

Осенью 1907 г. Пикассо представил публике «Авиньонских девиц». Освистанная при своем появлении не только прессой и широкой публикой, но и художниками, эта картина спустя десятилетия стала считаться переходной вехой в истории западного искусства. В ней скрещиваются элементы различных стилей – от африканской скульптуры до Эль Греко и Гогена. Не случайно этот период творчества Пикассо иногда называют «негритянским». Интерес и преклонение перед африканским искусством толкнули художника на эксперименты с художественной формой, которая потом выльется в самостоятельное течение – кубизм.

Искусство африканских народов составляет две большие группы: скульптуру и маски. Скульптура является большей частью культовой (изображения различных духов), а маски используются во время обрядов посвящения, различных церемоний, праздников и т. д. Африканская скульптура чужда декоративности. Она составляет неотъемлемую часть верований и принадлежит всей общине.

В большинстве случаев скульптура, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Современным маскам не более 200 лет. Тем не менее их стиль переходил без изменений из поколения в поколение и сохранил свой ритуальный и символический характер. Формы африканских скульптур разнообразны: от фантастических и зооантропоморфных до геометризованных, до совершенно абстрактных.

Такой вид искусства мог быть осмыслен европейцами только в XX в., когда философские и эстетические поиски художников привели их к отказу от натуралистичности и подобия. Африканский скульптор легко и естественно (поскольку он не связан эстетической теорией классического искусства) подчеркивает то, что ему кажется особенно интересным и важным. Он пользуется приемом увеличения – изобразительной гиперболой. Для него маска и скульптура – это вместилище для духа, его символ, отражение. Поэтому форма скульптуры всегда идет за содержанием и не должна быть натуралистична.  

Художественная интуиция африканцев в разных видах искусства покорила европейский авангард. Это было именно то, что искали художники. Искусство перестало ориентироваться на каноны живописи. Это была форма, подчиненная только содержанию, а не художественной традиции, форма, интересная сама по себе. К 30-м гг. XX в. издаются десятки книг и альбомов по пластике и эстетике вновь открытых произведений искусства Африки. Все больше художников начинают заимствовать пластику и формы у «примитивных» народов.

Румынский скульптор Константин Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., экспериментировал с формой головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема, достигая тем самым сходства с африканской скульптурой. На картинах Амедео Модильяни плавные женские фигуры, экспрессивно удлиненные головы, руки являются образцом изысканной формальной стилизации. Экзотическое искусство Африки сыграло значительную роль в творчестве Анри Матисса, Рауля Дюфи, Альберто Джакометти, Генри Мура, Осипа Цадкина, Жан Дюбюффе и художников течения ар-брют.  

 В середине XX в. сторонники теории афроцентризма (преимущества африканской культуры над рационалистической европейской) утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма. Такая способность к синтезу, которая характеризует искусство «черной» Африки, до сих пор является одним из направлений художественных поисков мировой культуры. 

Надежда КАЛМЫЧКОВА

У каждого африканского народа свой оригинальный стиль скульптуры, хотя в них много общих черт, в частности драматичная, экспрессивная форма, отсутствие натурализма и гипертрофированные черты.  

Есть мнение, что основные принципы кубизма Пикассо сформулировал для себя в 1907 г., когда посетил выставку африканского искусства во Дворце Трокадеро. Как он вспоминал позже, он почувствовал, что выставленные там маски были магическими атрибутами – формой для творческой идеи, а не отражением реальности. Именно так сформулировал для себя Пикассо принципы своего творчества.

Многие африканские художники до сих пор лишены возможности зарабатывать достойные деньги на своих произведениях. Принадлежащие племени скульптуры и маски не имеют четких владельцев и не защищены правом собственности по европейскому законодательству.