тел. (495) 223-42-15

Инвестиции в себя

Несмотря на экономический кризис, рынок парфюмерии и косметики в России находится в неплохом состоянии. Экономя на продовольствии, россияне продолжают инвестировать в свой внешний вид.

Парфюмерно-косметические и хозяйственные магазины эксперты причисляют к каналам дистрибуции с наиболее высоким потенциалом роста.

В апреле нынешнего года российский филиал GfK, одного из крупнейших маркетинговых агентств мира, опубликовал исследование «Тенденции развития FMCG рынка и ритейла в России». По его данным, именно в пользу товаров красоты и гигиены были перераспределены бюджеты многих российских домохозяйств в 2016 г. Покупки товаров по уходу за лицом, например, выросли на 28% в денежном выражении и на 9% в натуральном.

«Красота не терпит кризиса. Очевидно, что потребитель инвестирует в свой внешний вид. К тому же сказывается и "подарочный" эффект: покупка этой категории в подарок может рассматриваться потребителем как более практичная и экономная альтернатива другим подаркам. Таким образом, по итогам 2016 г. "выигрыш" сектора "Товары личной гигиены" от перераспределения семейных бюджетов составил 17,3 млрд руб.», – объяснил опубликованные данные заместитель генерального директора GfK Rus Сергей Яшко.

О том, как оценивают потенциал российского рынка парфюмерии и косметики за рубежом, отчасти можно судить по крупной сделке, завершенной в ноябре 2016 г. Тогда под полный контроль французской группы Moet Hennessy Louis Vuitton бизнесмена Бернара Арно (главного игрока на рынке люксовых товаров) перешла сеть магазинов «Иль де Ботэ» – третьего по размеру выручки российского ретейлера косметики и парфюмерии.

На первых двух позициях, как показывает исследование «Розничные сети по продаже косметики и парфюмерии 2016», подготовленное агентством «РБК Исследования рынков», – «Л’Этуаль» и «Рив Гош». Выручка первой, самой популярной в стране сети в прошлом году выросла по сравнению с 2015 г. на 10% и составила 90 млрд руб. В 2017 г. руководство «Л’Этуаль», запланировавшее открытие 60 новых магазинов, ожидает увидеть еще более привлекательные цифры.

Показатели теперь уже французского «Иль де Ботэ» на порядок скромнее: в 2015 г. выручка компании составила около 18 млрд руб., чистая прибыль – 413 млн руб. При этом процесс покупки ретейлера группой Moet Hennessy Louis Vuitton начался еще в 2008 г., когда «Иль де Ботэ», «Рив Гош» и «Л’Этуаль» вместе контролировали более 63% рынка. За последние годы эта доля сократилась, в том числе и благодаря распространению в России магазинов drogerie-формата, которые помимо косметики и парфюмерии продают бытовую химию, посуду и ряд других товаров повседневного спроса (на косметику приходится, как правило, не более половины ассортимента). Например, «дочка» «Магнита» – «Магнит Косметик», запущенная в 2009 г., по выручке уже обгоняет и «Рив Гош», и «Иль де Ботэ». Еще одна drogerie-сеть, «Улыбка радуги», пока им уступает, но, по данным компании «INFOLine-Аналитика», также входит в топ-5 по прибыли в сегменте «Косметика и дрогери».

Но все эти компании, точнее продукция, попадающая в их магазины, – лишь вершина гигантского айсберга. В этих сетях не продается даже малой доли тех товаров, которые могут заинтересовать покупателей. Рынок косметики – как российский, так и мировой – огромен и разнообразен. Поэтому выбор крайне широк. Особенно сейчас, когда есть возможность заказать товар практически из любой точки земли, причем чаще всего по цене, не сильно превышающей продающийся в России аналог.

После кризиса начал восстанавливаться рынок прямых продаж. Сетевой, или как его еще называют, многоуровневый маркетинг – это способ распространения товаров и услуг от человека к человеку за комиссионное вознаграждение. Таким образом распространяют свою продукцию Avon, Oriflame, Mary Kay, Faberlic.

По данным Euromonitor International, именно Faberlic – одна из немногих российских компаний, которая входит в число весомых участников косметического рынка страны, но с довольно скромной долей 1,3%. При этом, как отмечают в Российском экспортном центре, в 1 полугодии 2017 г. Россия значительно увеличила поставки косметики и парфюмерии за границу. Всего с января по июнь экспорт косметических, парфюмерных и туалетных средств вырос на 46% (в сравнении с аналогичным периодом 2016 г.) и составил 295,1 млн долл. Основными покупателями российской косметики и духов пока остаются страны СНГ, однако география расширяется. Часть продукции также отправляется в страны Восточной и даже Западной Европы, Монголию, США и ряд других регионов. Главная причина роста экспорта – выгодный курс валюты. Этим пользуются в том числе и международные производители, имеющие производство в России.

Довольно оптимистично смотрят в будущее производители ряда марок российской косметики. Генеральный директор компании «Первое решение», объединяющей такие бренды, как Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи», Planeta Organica и Organic shop, Андрей Трубников связывает рост продаж определенных товаров своих марок с желанием российского потребителя отказаться от более дорогих иностранных премиальных продуктов в пользу доступных российских аналогов.

Товары под брендом Natura Siberica начали выпускаться в 2008 г., когда органическая косметика еще не была так востребована ни в мире, ни в России. Но уже через пару лет аббревиатура ICEA итальянского Института этической и экологической сертификации на упаковке стала цениться значительно выше. Сейчас продукцию, произведенную на основе диких сибирских трав, можно купить во многих странах мира, даже во французских гипермаркетах Monoprix, а также сетях Carrefour, Auchan, Stockmann по всей Европе. Монобрендовых магазинов за рубежом пока единицы, однако в России они уже вполне конкурируют с The Body Shop, L’Occitane и Yves Rocher.

«Прибыль приносит своя розница – магазины Organic Shop, Natura Siberica. Собственные магазины – это очень большая сила, если ты можешь ее набивать новинками», – отмечал Трубников в интервью РБК.

При этом примерно 70% сырья для производства товара компании все равно приходится закупать за границей, поэтому нестабильная экономическая ситуация в стране не может не отражаться на бизнесе.

Кроме того, доверия к «органике» в последнее время у потребителей становится меньше – недобросовестные компании, вышедшие на рынок, несколько дискредитировали само понятие органической косметики. Вообще за последние годы рациональных покупателей становится все больше, они начинают более вдумчиво подходить к выбору косметики, изучать составы.

Между тем развитие интернет-торговли позволило российским потребителям получить доступ практически ко всем косметическим маркам мира. Например, на сайте одного из крупнейших российских онлайн-магазинов pudra.ru можно найти немало товаров и брендов, которые не представлены в магазинах «Л’Этуаль» или «Иль де Ботэ». Также можно заказать интересующий товар и на зарубежных онлайн-площадках. При покупке товара на определенную сумму даже доставка из США может оказаться бесплатной. Таким образом покупатель зачастую имеет возможность получить товар более высокого качества по более низкой цене. Главная сложность – разобраться в том огромном количестве доступных предложений и выбрать из них действительно самые подходящие.

Александра ВЛАДИМИРОВА

Покупки товаров по уходу за лицом выросли на 28% в денежном выражении и на 9% в натуральном

В 1 полугодии 2017 г. Россия увеличила поставки косметики и парфюмерии за границу

После кризиса начал восстанавливаться рынок прямых продаж

В 2017 г. «Л’Этуаль» планировала открыть 60 новых магазинов

Треть населения России составляют женщины в возрасте от 20 до 60 лет, а это самые активные потребители косметики. В среднем они тратят на нее около 192 долл. в год. Кроме того, почти в 20 раз, по данным Euromonitor International, за последние 15 лет вырос рынок мужской косметики.

Большая часть российских женщин предпочитает товары категории масс-маркет, а не люкс. Среди лидеров – бренды, принадлежащие компаниям L'Oreal Group, Procter&Gamble, Unilever, Henkel.