тел. (495) 223-42-15

Внимание, газ!

Население России хорошо осведомлено о зарубежной стратегии «Газпрома» — его новые контракты, переговоры о ценах, «газовые войны», — всё это не сходит с новостных полос. Между тем самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа для компании является российский.

Поворот внуть

Группа «Газпром» реализует на внутреннем рынке России более половины продаваемого газа. В 2015 г. сумма этих продаж (за вычетом НДС) достигла 805,6 млрд руб., а всего российским потребителям было отправлено 221,2 млрд куб. м газа. Странам Европы досталось лишь 158,6 млрд кубометров.

При этом реализация газа на внутреннем рынке за четыре года сократилась почти на 20% (с 265,3 млрд куб. м в 2011 г.), а цена на него выросла за то же время больше чем на 30% (с 2725,4 руб. за 1 тыс. куб. м до 3641,3 руб.).

Главными потребителями газа являются население (24%), электроэнергетика (23%) и коммунальный комплекс (16%).

В прошлом году Министерство энергетики РФ завершило разработку энергостратегии России до 2035 г. Этот документ должен стать основой для создания генеральной схемы развития газовой, нефтяной, угольной и энергетической отраслей. Стратегия предусматривает увеличение потребления «голубого топлива» внутри страны. По данным СМИ, для диверсификации российских поставок газа за рубеж и их увеличения Минэнерго предлагает провести полную либерализацию именно внутреннего рынка этого энергоносителя, в том числе в части ценообразования.

Новая стратегия предусматривает повышение роли газа в общем энергобалансе страны, а также в экспорте российских энергоресурсов на мировые рынки. В частности, к 2020 г. может произойти рост добычи газа на 17%, к 2035 г. — уже на 29–39%. Внутреннее потребление «голубого топлива» к 2035 г. вырастет на 17–24%, до 542–571 млрд куб. м. Экспорт к 2020 г. должен вырасти на 21%, до 244 млрд куб. м.

«Стратегия предусматривает перераспределение экспорта газа за счет поставок в Азию и производства сжиженного природного газа (СПГ). К 2035 г. Россия будет поставлять в Азию по трубам 128 млрд куб. м, а экспортировать в виде СПГ 74 млрд куб. м (54 млн т)», – сообщают «Ведомости» со ссылкой на документ Минэнерго. Для обеспечения роста газовой отрасли потребуются значительные инвестиции. Их доля в структуре капитальных затрат российского ТЭКа вырастет с 28 до 38%.

Для привлечения средств в отрасль Минэнерго предлагает провести полную либерализацию внутреннего рынка газа: «Чтобы решить задачу по росту и диверсификации экспорта, нужна полная либерализация внутреннего рынка газа, в том числе в части ценообразования», — сообщается в документе. Эксперты считают, что для увеличения экспортных поставок российского газа нужно проводить либерализацию не только внутреннего рынка, но и лишить «Газпром» монопольных возможностей по продаже «голубого топлива» за рубеж.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, проблема экспорта российского газа на текущий момент заключается в том, что он полностью монополизирован и находится в руках одной компании. По его мнению, если бы рынок газа был либерализован внутри страны и была бы создана рыночная инфраструктура, с помощью которой российские потребители могли бы выбирать поставщика «голубого топлива» — это было бы правильнее. Кроме того, «при развитой рыночной газовой инфраструктуре российские компании могли бы спокойно пройти все антимонопольные законодательства, существующие в ЕС», — уверен эксперт.

Сергей Пикин также сообщил, что окончательное решение по развитию отрасли в рамках энергостратегии еще не принято, этот документ будет обсуждаться осенью 2016 г. в рамках Общественного совета при Минэнерго РФ.

Поддать газку

В ближайшие пять лет правительство собирается перевести 50% общественного транспорта во всех крупных городах России на газ. Развитие газомоторного топлива должно привести к экономии средств и улучшению городской экологии. Однако в официальных документах не отмечается, на какой газ будут переводить автопарки российских городов, а это, по мнению экспертов, вопрос принципиальный, и от него зависит результат данной программы.

Ранее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что согласно распоряжению правительства РФ необходимо обеспечить, чтобы к 2020 г. в городах-миллионниках более 50% транспорта перешло на газомоторное топливо. Сейчас это всего 0,2% от общего парка транспортных средств в стране.

Как пояснил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, существуют два направления использования газа в качестве моторного топлива. «Одно направление — это использование пропан-бутановой смеси, оно стандартизировано, и заправок автомобилей пропан-бутановой смесью много. Это топливо значительно дешевле бензина, поэтому и пользуется популярностью. На этой смеси ездят почти все маршрутки в Москве, очень много небольших грузовиков. Такого транспорта явно больше 0,2%, и поддержка использования пропано-бутановой смеси, честно говоря, не требуется. Что касается второго направления – использования сжатого метана — внедрять его для автотранспорта пытаются уже 30 лет, но безрезультатно», — заявил эксперт.

Как пояснил Танкаев, несмотря на то, что сжатый метан дешевле, сами по себе баллоны для его хранения очень тяжелые и весьма взрывоопасны. «Фактически люди будут ездить на бомбе. Если упустить какую-либо регламентную работу по обслуживанию такой техники, вполне возможен взрыв. Россия далеко не на первом месте по культуре обслуживания транспорта, поэтому у нас этот вид топлива и не приживается», — уточнил Рустам Танкаев.

По словам эксперта, в развитии рынка сжатого метана заинтересован прежде всего «Газпром» — таким образом он приобретает дополнительный рынок сбыта своей продукции. Танкаев отметил, что государственный газовый концерн сейчас теряет внутренний рынок сбыта газа, его вытесняют другие нефтегазовые компании России: «В настоящий момент «Газпром» занимает уже менее 50% внутреннего рынка газа, и в этой ситуации такое «новое» направление, как продажа сжатого метана для автотранспорта, кажется ему привлекательным», — резюмировал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России.

На российском газовом рынке наметились серьезные изменения. Самую масштабную программу по завоеванию внутреннего рынка газа России реализует «Роснефть».

По словам Рустама Танкаева, внутренний рынок стал настолько выгодным, что за него развернулась серьезная борьба между такими крупными государственными и частными компаниями, как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Новатэк», в ней принимают участие и более мелкие производители газа. «Дело в том, что у нас в некоторых регионах образуются локальные газовые рынки, когда небольшая компания берет месторождение и лицензию на месторождение и обеспечивает ближайшие населенные пункты газом», — сообщил Рустам Танкаев. Конкуренты «Газпрома» не только газифицируют регионы, но и получают крупнейших потребителей — генерирующие компании и промышленные предприятия, по уровню использования «голубого топлива» они стоят наравне с целыми субъектами Российской Федерации», — заявил он.

Европейский маршрут

«Газпром» является крупнейшим поставщиком газа на европейский рынок и обеспечивает более четверти его суммарного потребления. Поставки газа «Газпромом» в Европу обеспечивают более половины выручки компании.

С начала 1990-х годов Россия из года в год увеличивала экспорт газа в Европу. Однако глобальный экономический кризис 2008 г. привел к серьезному сокращению российских поставок и выявил происходящий на европейском газовом рынке фазовый переход. Радикальные изменения претерпевают все фундаментальные факторы: спрос, предложение, ценообразование и регулирование. Эти изменения создают целый набор угроз для традиционной российской экспортной стратегии в газовой сфере, подрывая ее основные предпосылки.

Апокалиптические настроения среди участников европейского рынка газа после 2008 г. усиливались, все чаще были слышны реплики: «Мы его теряем!» И действительно, ситуация выглядела довольно тяжелой. Наибольший резонанс на крупнейшей европейской газовой конференции Flame-2012 вызвала презентация гендиректора RWE Supply & Trading Стефана Джудиша с фотографией надгробия, украшенного надписью: «Газовый рынок — покойся с миром».

Несмотря на экологичность «голубого топлива», в электроэнергетике его снова вытесняет «грязный» уголь. Причина — более высокие цены на газ по сравнению с углем. Его использование в электроэнергетике становится убыточным, стимулируя активное замещение газовой генерации угольной. Новые эффективные газовые станции в Северо-Западной Европе — закрываются, взамен них нагружаются старые угольные. Масштабы реализации угольных проектов (всего почти 60 ГВт строящихся и планируемых мощностей) обгоняют газовые. Дальнейшие перспективы спроса на газ в этом секторе неопределенны.

Однако, несмотря на эти опасения, объем реализованного газа в Европу группой «Газпром» растет. Действительно, некоторые страны Европы за последние 4 года снизили закупки газа у России (Австрия на 10%, Греция на 50%, Польша на 20%, Румыния и Чехия на 90%), но в то же время другие страны эти закупки увеличили (Великобритания и Германия на 40%, Италия и Франция на 25%, Нидерланды почти в два раза).

В целом в мире спрос на газ ежегодно растет на 2–3%. Это происходит в основном за счет Юго-Восточной Азии. Уровень потребления энергии там был очень низок, и сейчас эти страны догоняют лидеров.

Колебания в потреблении газа были всегда, но в целом в мире оно имеет тенденцию к росту вот уже на протяжении нескольких десятилетий. Ведь газ применяется не только как энергоноситель, но является ценнейшим сырьем, из которого производятся сотни самых различных материалов и продуктов.

Дележ пирога

Сегодня Европа захлебнулась дешевым природным газом, а все потому, что Россия и Норвегия используют позаимствованную у саудитов стратегию сохранения доли рынка. В результате европейские компании охладели к импорту СПГ из США и уже гораздо менее охотно ввозят его из Катара. Нетрудно заметить сходство с мировым рынком нефти, где Саудовская Аравия, крупнейший поставщик этого энергоресурса, активно наращивает объемы добычи, чтобы вывести из игры американских производителей сланцевой нефти. Цены на газ в Великобритании, которая является крупнейшим региональным рынком, за последний год упали на 38% — тяжелый удар для Cheniere Energy Inc, которая только недавно наладила экспорт американского сжиженного газа, но пока смогла отправить в Европу всего один танкер. По словам Валерия Нестерова, аналитика Сбербанка, нам грозит ценовая война, и противники уже во всеоружии. «Им придется немало потрудиться, чтобы сохранить — не говоря уже о том, чтобы нарастить — свою долю на рынке, в том числе за счет копирования стратегии нефтяной отрасли».

Россия заявила о том, что в 2016 г. объем поставок в Европу может достичь рекордного уровня, а Норвегия рассчитывает сохранить показатели на уровне прошлого года. «Они пытаются защитить свою долю рынка, потому что понимают, что в противном случае в регион хлынет сжиженный газ — и не только из США — вытесняя их поставки по газопроводам», — считает Джонатан Стерн, председатель исследовательской программы по газу в Оксфордском Университете. «И Россия и Норвегия защищают свою долю на рынке ото всех, кто пытается ее забрать, а не только от США», — пояснил Зак Аллен из Pan Eurasian Enterprises.

Игорь КОНДРАШОВ

В собственности и обслуживании дочерних газораспределительных организаций Группы «Газпром» на конец 2015 г. находилось 746,3 тыс. км распределительных газопроводов. Их протяженность за последние 8 лет увеличилась почти на 40%.

«Северный поток» — первый в истории газопровод, напрямую соединивший газотранспортные системы России и Европы, — выведен на проектную мощность в 2012 г. «Северный поток-2» будет введен в эксплуатацию до конца 2019 г.

Согласно замыслам правительства, необходимо добиться того, чтобы к 2020 г. в городах-миллионниках более 50% транспорта работало на газомоторном топливе. Сейчас по дорогам ездит около 90 тыс. газомоторных автомобилей, что составляет всего 0,2% от всего парка транспортных средств в стране.

Внутреннее потребление «голубого топлива» в России к 2035 г. вырастет на 17–24%, до 542–571 млрд куб. м

Экспорт газа из России к 2020 г. должен вырасти на 21%, до 244 млрд куб. м

К 2035 г. Россия будет поставлять в Азию по трубам 128 млрд куб. м газа, а экспортировать в виде СПГ — 74 млрд куб. м

Новая энергостратегия России предусматривает повышение роли газа в общем энергобалансе страны

Поставки газа «Газпромом» в Европу обеспечивают более половины выручки компании