тел. (495) 223-42-15

Век живи — век лечись

Забота о здоровье и долголетии — самая животрепещущая проблема для каждого из нас, впрочем, как и для всего человечества. Соответственно, выставки, отражающие развитие медицинской науки и практики, проходят в каждой стране и в каждом крупном городе. По распространенности их можно сравнить разве что с продовольственными смотрами.

Медицинские выставки отличает от других одна особенность — они немыслимы без масштабных конгрессов, конференций, презентаций и симпозиумов. Медицинскую технику и лекарства нельзя просто показывать, о них надо рассказывать коллегам-специалистам, причем конкретно и подробно. Закономерно, что экспозиции и деловые программы медицинских смотров пришли к такой степени симбиоза и синергии, что порой их просто нельзя разделить.

Высшего своего воплощения этот процесс достиг в США, где медицинские шоу приняли качественно новый характер в виде специализированных конгрессов (сonventions), которые проходят совместно с выставками соответствующей тематики. В качестве примера можно привести INTERPHEX — The Pharmaceutical Industry’s Exposition and Conference (Нью-Йорк), PITTCON — Pittsburgh Conference and Exposition on Analytical Chemistry and Applied Spectroscopy (Филадельфия), Medtrade — Global Medical Products Trade Show (Орландо).

Впрочем, ключевую роль в деле продвижения новинок медицинской индустрии в глобальном масштабе играют ведущие отраслевые смотры планеты.

MEDICA

Безусловным лидером среди всех медицинских выставок мира является MEDICA в Дюссельдорфе. Проходит она ежегодно в ноябре. Организатор — Messe Duesseldorf GmbH.

Впервые выставка состоялась в 1969 г., тогда в ней участвовало лишь 135 фирм, экспозицию посетили 4700 гостей.

Сравним эти цифры со статистикой последней по времени MEDICA-2014 и сразу поймем, почему ее называют всемирным форумом медицины (отчет о проведении аудита опубликован на сайте Ассоциации немецких торговых ярмарок AUMA).

Общее количество экспонентов — 5568, в том числе 4251 зарубежных из 70 стран. Из США приехали представители 461 компании, из Китая — 672. Российских экспонентов было ровно в 10 раз меньше — 63, что само по себе тоже неплохо и сопоставимо с Данией (59), Израилем (59) и Пакистаном (64).

Всего на выставке побывали 122 тыс. посетителей, в том числе 97% — специалисты медицинской отрасли. Площадь нетто экспозиции составила 131 тыс. кв. м.

По традиции тематика MEDICA включает все возможные специализации и направления медицины, начиная с фармацевтики и заканчивая сложнейшей исследовательской техникой. Предусмотрен даже раздел ветеринарии. Экспозиция строится по двум принципам. Основная часть — строго тематическая. Из года в год сотни компаний арендуют одни и те же места в конкретных павильонах. Этому есть понятное объяснение: учитывая масштаб выставки, компаниям-экспонентам важно находиться в своем зале и на привычном месте — так их легче найти друзьям и партнерам. Известно, например, что в четвертом и пятом павильонах всегда представлено физиотерапевтическое и ортопедическое оборудование — именно сюда за ним приходит целевой покупатель, в другие места он может просто не дойти.

Второй принцип формирования экспозиции — по странам. Национальные стенды занимают два павильона из семнадцати, здесь представлена самая разнообразная продукция.

Формально в то же время и в том же месте проводится выставка технологий производства медицинского оборудования СOMPAMED, но, по сути, она давно стала одним из разделов MEDICA. Даже статистика у них общая.

Деловая программа форума вполне соответствует масштабу события. Перечислим лишь самые значимые мероприятия 2015 года: Tech Forum (современные медицинские технологии); Health IT Forum — Media Media (IT-технологии в здравоохранении, телемедицина); International Conference on Disaster and Military Medicine (медицина в условиях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и военных действий). Помимо этого предусмотрены десятки презентаций, конференций, специальных шоу и симпозиумов.

Arab Health: стенд на вес золота

По мнению ряда ведущих международных экспертов, именно эта выставка в Дубае, столице ОАЭ, является второй в мире после MEDICA. Проходит она ежегодно с 1977 г. Организатор — швейцарская фирма Informa Life Sciences Exhibitions при поддержке Департамента здоровья и медицинского обеспечения Эмирата Дубай.

Особенностью выставки считается нереальная, по меркам многих, стоимость участия: 665 долл. за 1 кв. м (в Дюссельдорфе — 222 евро/кв. м).

В этом году Arab Health проходила с 26 по 29 января в комплексе Dubai International Convention & Exhibition Centre. Согласно данным AUMA, площадь нетто составила 64 тыс. кв. м, количество посетителей — 94 тыс. человек. Что касается числа экспонентов, то здесь точных данных нет: организаторы говорят лишь о 4 тыс. «представленных фирм». Однако, если ознакомиться с отчетом AUMA, касающимся той же выставки 2011 г., можно увидеть два показателя: 1834 экспонента и 2854 представленные фирмы. Таким образом, в нынешнем году реальных экспонентов было примерно 2 тыс.

Всемирный характер мероприятия подчеркивает национальная принадлежность экспонентов: от Аргентины до Кореи, от Ирландии до Малайзии. Из России приехали 6 компаний.

Начиная с 2002 г. в рамках Arab Health организуется обширная экспозиция медицинского и лабораторного оборудования Medlab. В 2015 г. свою продукцию и разработки в этом разделе представили 519 экспонентов из 37 стран.

Выставку сопровождал масштабный Арабский конгресс по здравоохранению (Arab Health Congress), включающий 19 специализированных конференций. В общей сложности в них приняли участие свыше 13 тыс. делегатов со всего мира.

Hospitalar

Крупнейшая в Латинской Америке медицинская выставка Hospitalar проводится с 1994 г. в бразильском Сан-Паулу. Организатор — Hospitalar Feiras E Congressos.

С 19 по 22 мая 2015 г. в выставочном комплексе Expo Center Norte свои товары и услуги представили около 1250 компаний, примерно 40% из них — иностранцы из 33 стран, от соседней Аргентины до Пакистана. Зарегистрировано 96 тыс. профессиональных посещений, специалисты приехали из 59 стран, включая Россию. На сайте выставки сообщается о площади экспозиции (брутто) 82 тыс. кв. м, соответственно, площадь нетто можно оценить в 40 тыс. кв. м.

В рамках Hospitalar–2015 прошло порядка 50 конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных новейшим технологиям и разработкам, практике организации медицинского бизнеса и развитию рынка индустрии здравоохранения в Латинской Америке.

В наши дни выставка в Сан-Паулу получила всемирное признание, что выражается не только в участии компаний из самых дальних уголков планеты, но и во вполне конкретных фактах. Так, мероприятие проводится в сотрудничестве с организаторами выставки MEDICA в Дюссельдорфе. Власти США рекомендуют своим предпринимателям Hospitalar как самый эффективный инструмент продвижения американского бизнеса на медицинские рынки Бразилии и всей Латинской Америки.

FIME

Международная выставка FIME, проводимая в конгрессно-выставочном комплексе Miami Beach Convention Center (Майами, Флорида, США), по своим масштабам вполне может претендовать на место в тройке мировых лидеров. Однако по охвату это скорее региональное мероприятие. Согласно списку экспонентов, опубликованному на сайте проекта, в 2015 г. в ней участвовали 1492 компании, в абсолютном большинстве — американские и китайские. Согласно данным устроителя — компании FIME International Medical Exposition, — выставка и конгрессная программа привлекли 53 тыс. специалистов, преимущественно из США, Центральной и Латинской Америки (81%), из Европы приехали лишь 12% гостей, из стран Ближнего Востока и Африки — 6%, Азии и Тихоокеанского региона — 2%. Таким образом, глобальным это мероприятие назвать никак нельзя, скорее — всеамериканским. Экспозиция по традиции была разбита на четыре тематических сектора: технологии, снабжение, сервис, оборудование.

Как и везде, выставку сопровождали десятки конференций и семинаров. Приоритетные темы 2015 г.: внедрение коммуникационных технологий в медицине, лабораторная диагностика, новейшие разработки.

«Здравоохранение»: имя стало судьбой

Ведущая российская выставка оборудования, материалов и товаров медицинского назначения «Здравоохранение» проходит ежегодно в ноябре-декабре. Организатор — Экспоцентр.

Впервые она состоялась в павильоне парка «Сокольники» в 1974 г. Затем, после возведения комплекса на Красной Пресне, переехала в Экспоцентр, где здравствует и поныне. В 1970—1980-е годы по сути это был смотр достижений советской медицины.

Выставка оказалась востребована и в рыночные годы. Конечно, не все шло гладко. В одно время нашлись «инициативные товарищи», которые «пробили» в Минздраве России решение о проведении альтернативной «государственной» медицинской выставки, оператора которой формально назначало министерство. Новое мероприятие прошло несколько раз, с большим пафосом, но без заметного успеха, и быстро сошло на нет — ни рынок, ни медицинское сообщество его не приняли, и профильное министерство вернулось к поддержке «Здравоохранения».

С 2006 г. выставка является базовым событием «Российской недели здравоохранения». В декабре 2015 г. в рамках этого мероприятия также состоятся выставка средств реабилитации, профилактики, эстетической медицины, оздоровительных технологий и товаров «Здоровый образ жизни»; специализированная выставка «Аптека»; форум «За здоровую жизнь»; научный форум «Стоматология»; конференция, посвященная вопросам информационных технологий, управления и качества медицинской помощи и др.

Согласно данным аудита, в 2013 г. на выставке «Здравоохранение» было зарегистрировано 888 экспонентов, в том числе 390 иностранных; 32 тыс. посетителей; она заняла площадь нетто 19 тыс. кв. м. В 2014 г. в двух выставках: «Здравоохранение» и «Здоровый образ жизни» — принял участие 1051 экспонент.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и выставки»

Безусловным лидером среди всех медицинских выставок мира является MEDICA в Дюссельдорфе. Впервые выставка состоялась в 1969 г.

В 2014 г. на выставку MEDICA приехали представители более 4 тыс. иностранных компаний, в том числе 672 компании из Китая, 461 — из США, 63 — из России

Особенностью выставки Arab Health является чрезвычайно высокая стоимость участия: 665 долл. за 1 кв. м (в Дюссельдорфе — 222 евро за кв. м)

Выставка FIME в Майами по масштабам сопоставима с мировыми лидерами, однако по охвату это скорее региональное мероприятие

Тематика Hospitalar носит самый широкий характер: фармацевтика, медицинские товары, скорая помощь, семейная медицина, лабораторное оборудование, травматология, ортопедия и реабилитация, информационные технологии и пр.

Среди наиболее значимых проектов, следующих «по пятам» за мировыми лидерами, можно выделить ряд азиатских мероприятий. Специализацией международной ярмарки Expomed Eurasia в Стамбуле считается оснащение больниц и высокотехнологичное оборудование (медицинское, реабилитационное, лабораторное). Организатор — «Reed Tüyap Fuarcilik A.S.». Согласно данным AUMA, в 2012 г. в ней участвовали 932 компании, в 2015 г. зарегистрировано лишь 711 экспонентов, общая площадь — 60 тыс. кв. м. В Юго-Восточной Азии лидерство сохраняет Medical Fair Asia. Выставка проводится в Сингапуре раз в два года (в 2014 г. 689 экспонентов, площадь нетто — 5,5 тыс. кв. м). В Индии национальным событием считается Medical Fair India, проходящая поочередно в Нью-Дели и Мумбае.

Наряду с универсальными выставками сотни компаний по всему миру готовят тысячи узкоспециализированных медицинских мероприятий, в том числе весьма необычных. Так, в Бремене запустили проект под названием Leben und Tod (в переводе — «жизнь и смерть»), тематика которой включает, с одной стороны, медицинское оборудование, индустрию здоровья и заботу о детях, а с другой — похоронные принадлежности и услуги религиозных организаций. Девизом столь странного мероприятия стали строки Фридриха Шиллера: «Das Leben ist nur ein Moment, der Tod ist auch nur einer» («Жизнь — лишь один миг, смерть также лишь одна»). Впрочем, креативность проекта немецкий бизнес не оценил: в 2013 г. устроители набрали лишь 103 экспонента, включая одного иностранного, площадь нетто составила 894 кв. м.