тел. (495) 223-42-15

Соединить Восток и Запад

Географическое положение Стамбула, раскинувшегося на двух берегах Босфорского пролива — границе между Европой и Азией — уникально и, безусловно, интересно для туристов. Однако крайне неудобно для транспортного сообщения и грузоперевозок. Для решения проблемы Турция, стремящаяся стать международным хабом, связующим звеном между Европой и Азией, реализует целый ряд крупных инфраструктурных проектов, некоторые из которых претендуют на звание мегапроекта.

В Стамбуле проживают 14 млн человек. Это крупнейший город Турции, один из трех крупнейших городов Европы, основной торговый, промышленный и культурный центр, главный порт страны. Большая часть Стамбула находится в Европе (здесь проживают две трети населения), меньшая — в Азии. Такое расположение заметно влияет на транспортную ситуацию в городе, серьезно усложняя ее.

Долгое время попасть из европейской в азиатскую часть Стамбула можно было только по одному из двух мостов: Босфорскому (открытому в 1973 г.) или мосту султана Мехмеда Фатиха (1988 г.). А также при помощи паромного сообщения. В 2013 г. вариантов передвижения у жителей Стамбула стало больше — под Босфором закончили строительство железнодорожного туннеля. После его открытия автомобилисты вздохнули свободнее: пробки перед двумя мостами стали значительно меньше.

Финансировали строительство туннеля Японский банк международного сотрудничества (JBIC) и Европейский инвестиционный банк (EIB). Он стал частью намного более масштабного проекта — «Мармарай» (Marmaray), цель которого — модернизировать существующую пригородную железнодорожную сеть вдоль Мраморного моря.

Идея строительства туннеля под Босфором появилась еще во второй половине XIX в. Султану Абдул-Меджиду предложили проект туннеля из металла под дном пролива. Он был утвержден французскими, британскими и американскими архитекторами в 1891 г. Но проект так и остался лишь на бумаге. Технически и финансово реализовать его оказалось на тот момент невозможно. Но турки не сдавались и предлагали все новые варианты. За полтора века прошло множество обсуждений, было дано немало обещаний, но все это не приводило к реальному результату. Осложняло реализацию стамбульского проекта и то, что сооружать туннель надо было в сейсмически активной зоне — всего в 16 км от Северо-Анатолийского разлома.

В общем, на то, чтобы «осуществить мечту», как заметил присутствовавший на открытии туннеля теперь уже бывший президент страны Абдулла Гюль, ушло ровно 153 года.

Самое безопасное место в Стамбуле

Изначально по плану железнодорожные перевозки под Босфором должны были начаться 28 апреля 2009 г. Но в ходе строительства был сделан целый ряд археологических открытий. Например, нашли могилу 8500-летней давности. До этого считалось, что люди пришли сюда только 4500 лет назад. Так что этот проект оказался очень важным не только для жителей и гостей Стамбула, но и для археологов. Правда, новые открытия не только отсрочили окончание строительства, но и увеличили его стоимость на 500 млн долл. Итоговая сумма реализации проекта составила, по данным BBC, около 4 млрд долл. Именно эти деньги позволили пересечь Босфор сейсмоустойчивым погружным туннелем, состоящим из 11 секций из стали и бетона. Вес каждой — 18 тыс. т, длина — 130 м. Согласно заверениям строителей, этот туннель — «самое безопасное место в Стамбуле» с точки зрения угрозы землетрясений. Его конструкция способна выдержать толчки магнитудой 9,0.

Общая стоимость всего проекта «Мармарай» (кстати, его название происходит от Marmara — «Мраморное море» и ray — «рельс») должна составить около 5 млрд долл. Власти Турции рассчитывают, что новая железнодорожная сеть в среднем будет обслуживать до 1,5 млн человек в сутки, что снизит загруженность дорог города примерно на 20%. Ожидаемый результат проекта — 76,3 км железной дороги высокой пропускной способности, соединяющей станции «Гебзе» и «Халкалы». Планируемое время поездки от одной станции до другой составит 1 час 44 минуты. Правда, ни «Гебзе», ни «Халкалы» пока не построены. Вторую часть проекта «Мармарай» должны были закончить в 2015 г., но сдачу отложили. Зато для обслуживания той части магистрали, которая готова к приему пассажиров, уже запущены более тысячи дополнительных автобусов.

Любовь к гигантомании

Первый тестовый поезд по Босфорскому туннелю был запущен 4 августа 2013 г., а вот для пассажиров этот вид транспорта стал доступен только 29 октября. Торжественное открытие состоялось в день 90-летия основания Турецкой Республики. Первым пассажиром поезда стал премьер-министр страны Реджеп Эрдоган. На церемонию открытия были приглашены многие высокопоставленные гости.

Однако туннелем оказались довольны далеко не все. Премьера Эрдогана, который до этого занимал пост мэра Стамбула, а сейчас является президентом страны, нередко обвиняли в гигантомании. Так, он собирался строить третий аэропорт в городе (с пропускной способностью до 100 млн пассажиров в год), канал, параллельный Босфорскому проливу, переполненному судами, а также еще несколько мостов. Одним из его проектов стала застройка парка Гези в центре Стамбула, чем жители города были крайне недовольны. Протесты закончились столкновениями с полицией.

Просчетом Эрдогана в случае с туннелем критики называли неудачный выбор места (они утверждали, что в другом он оказался бы полезнее и лучше разгрузил бы дорожное движение), также критиковали преждевременное открытие туннеля.

«Интересно, чего они так спешат с запуском? Та часть, которая будет эксплуатироваться, крайне ограничена. Все остальное отложено надолго», — отмечал в интервью AFP председатель Стамбульской палаты градостроителей Тайфун Кахраман.

И говоря про неготовность туннеля к приему пассажиров, отчасти Кахраман оказался прав. На следующий же после открытия день там отключилось электричество. Но на этом неприятные инциденты закончились, во всяком случае, больше туннель под Босфором в ленты мировых информационных агентств не попадал. В том числе и с новостью о сроках его вывода на полную мощность.

«Проект, несмотря на то что его открытие было приурочено к национальному празднику, не столько политический, сколько экономический. В турецком городе явная нехватка инфраструктуры, особенно в части связи европейского и турецкого берегов. Более того, Стамбул претендует на звание международного хаба. Этот проект, как и строительство третьего моста через Босфор, а также аэропорта в азиатской части, увязан именно с этими намерениями», — рассказал в интервью Gazeta.ru директор Российско-турецкого научного центра ВГБИЛ Ильшат Саетов.

Дороги — это цивилизация

Еще одна из задач, которую хочет решить турецкое правительство при помощи туннеля, — стать связующим звеном на важнейшем маршруте грузоперевозок из Китая в Западную Европу. Правда, есть вероятность, что совершать путешествия на поезде из Лондона в Пекин пассажиры будут все-таки по другому туннелю. Ахмет Давутоглу, новый премьер-министр Турции, в феврале 2015 г. уже представил проект нового трехъярусного туннеля длиной 6,5 км. Предполагается, что через туннель на глубине 110 м будут проходить одна железнодорожная и две автомобильных магистрали. Они сократят время в пути между европейской и азиатской частями Стамбула до 14 минут.

«Туннель уменьшит нагрузку на мосты через Босфор и позволит максимально сэкономить время», — цитировало слова Давутоглу РИА «Новости».

Премьер также добавил, что данный проект не имеет аналогов в мире. Он соединит между собой все три стамбульских аэропорта, а также проходящие через город железнодорожные маршруты. Строительство туннеля должно занять около пяти лет, его стоимость составит примерно 3,5 млрд долл. Затрат из госбюджета этот проект не потребует, он будет построен по схеме государственно-частного партнерства. Строительная компания сможет вернуть инвестиционные средства в кратчайшие сроки после открытия за счет сборов от эксплуатации нового туннеля.

Еще один подводный туннель, «Евразия», соединяющий европейскую и азиатскую части света, должен быть закончен к концу 2016 г. Причем изначально руководство страны анонсировало другую дату — август 2017-го. Но уже сейчас основной этап работ, начавшихся в 2014 г., по словам министра транспорта, судоходства и связи Турции Феридуна Бильгина, завершен. Туннель будет автомобильным. Ежедневно им сможет воспользоваться от 100 до 120 тыс. автомобилистов. Правда, только те, кто управляет легковыми транспортными средствами или микроавтобусами, грузовики пускать не будут. Длина туннеля составит 3340 м, его наружный диаметр — 13,2 м, внутренний — 12 м. Строительство ведется на глубине 95 м, а стоимость проекта превысит 2 млрд долл. Зато время в пути должно сократиться со 100 до 15 минут.

«Этот туннель станет двойником туннеля "Мармарай". Он соединит две стороны Стамбула двухъярусной дорогой, расположенной в 2 км к югу от "Мармарай"», — заметил председатель стамбульского муниципалитета Уксудар Хилми Туркмен.

Также в планах турецкого правительства — открытие третьего подвесного моста через Босфор, ради возведения которого, по данным агентства Reuters, был вырублен миллион деревьев. По плану мост уже должен был быть введен в эксплуатацию, но открытие перенесли на более поздний срок. Три субподрядчика, занимающихся строительством моста, объявили о банкротстве. Причиной стало рекордное снижение курса турецкой лиры по отношению к доллару. Но турецкое правительство пообещало все-таки закончить строительство третьего моста через пролив в ближайшее время.

«Дороги — это цивилизация, — уверен нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган. — Наши ценности не должны становиться препятствием для строительства дорог. Если на том месте, где должна пройти дорога, стоит мечеть, значит, ее надо снести и построить в другом месте».

 

Александра ВЛАДИМИРОВА

 

Первый тестовый поезд прошел под проливом Босфор по туннелю, соединяющему европейскую и азиатскую части Стамбула, 4 августа 2013 г. Строительство сооружения велось почти 10 лет. Этот туннель стал, по сути, первым в Турции мегапроектом

 

Общая стоимость проекта «Мармарай» составит около 5 млрд долл.

 

По проектируемому трехъярусному туннелю длиной в 6,5 км на глубине 110 м будут проходить одна железнодорожная и две автомобильных магистрали

 

По туннелю «Евразия» ежедневно смогут проходить от 100 тыс. до 120 тыс. легковых автомобилей и микроавтобусов

 

Длина туннеля под Босфором — 13,6 км, максимальная глубина — 56 м. Пропускная способность — примерно 75 тыс. пассажиров в час, а интервал движения поездов составляет 2 минуты.

 

Туннель под Босфором стал одним из самых глубоководных в мире. Глубже только японский «Сэйкан» (переводится как «величественное зрелище»), соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо. Он опускается на 100 м ниже уровня морского дна.