тел. (495) 223-42-15

Панамский канал: надежды на возрождение

Реконструкция Панамского канала — величайшего проекта в истории человечества, уникального инженерного объекта ХХ века, переходит в завершающую стадию. Работы по его расширению и модернизации, начатые в 2007 г., завершены более чем на 90%. Общая стоимость проекта составляет 5,25 млрд долл., начало эксплуатации канала после реконструкции намечено на квартал 2016 г.

В августе 2014 г. Панамский канал отметил столетие со дня прохода первого судна. Уникальный инфраструктурный объект ХХ столетия, канал протяженностью 82 км, впервые соединил воды Атлантического и Тихого океанов. Эксплуатация канала незамедлительно оказала огромное влияние на развитие судоходства и международной торговли, стала стимулом для развития экономик многих стран Западного полушария и обозначила новые приоритеты в мировой геополитике.

С развитием международной торговли и судоходства в конце XX в. стало очевидно, что Панамский канал не справляется с возросшими объемами морских перевозок. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название «панамакс». Такие суда имеют максимальную ширину 32,3 м и допустимую длину 294 м для прохождения шлюзов Панамского канала. Для прохождения такого судна в светлое время суток требуется большая точность. Проводка судов через Панамский канал осуществляется специальной лоцманской службой.

Современные суда, превышающие размеры «панамакс» получили название «постпанамакс» — это крупнейшие супертанкеры и контейнеровозы шириной до 54 м и длиной до 400 м. Такие суда не могут пользоваться Панамским каналом и вынуждены строить маршрут через Мыс Доброй Надежды, Суэцкий канал либо мыс Горн.

Для властей Панамы стал очевидным тот факт, что модернизация канала является обязательным условием его успешного будущего и, соответственно, будущего экономики и политического значения Панамы в регионе. В 2006 г. в стране был проведен референдум о расширении судоходной артерии, который поддержали 76% населения.

Работы по расширению канала начались в сентябре 2007 г. Ожидается, что после завершения реконструкции пропускная способность канала увеличится вдвое, также по новому каналу смогут проходить суда стандарта «постпанамакс» вместимостью до 13 тыс. TEUs (условная единица измеримости грузовых транспортных средств, равная 20-футовому контейнеру).

Общая стоимость модернизации инфраструктурного проекта составляет 5,25 млрд. Из них 800 млн долл. предоставил Японский банк развития; 500 млн долл. — Европейский инвестиционный банк; 400 млн долл. — Межамериканский банк развития; по 300 млн долл. — Международная финансовая корпорация и Андская корпорация развития.

Работы по реконструкции канала включают создание трех одномагистральных шлюзов при атлантическом и тихоокеанском входах, прокладку 8 км новых каналов, бассейны для снижения расхода воды, дноуглубительные работы по всей длине канала. Установка третьей группы шлюзов является самой дорогостоящей частью проекта — стоимость работ и самих шлюзов составляет 3,2 млрд долл. Тендер на проведение работ в 2008 г. выиграл консорциум GrupoUnidosporelCanal(GUPC), основными участниками которого являются испанская Sacyr Vallehermoso и итальянская Impregilo. Планировалось, что работы по установке третьей группы шлюзов завершатся к 2014 г., однако консорциуму потребовалось дополнительное финансирование в размере 1,6 млрд долл. В марте 2014 г. администрация Панамского канала и подрядчик достигли соглашения, предусматривающего дополнительное финансирование в размере 400 млн долл. со стороны консорциума. Работы по установке шлюзов вновь возобновились, однако сроки проекта значительно сдвинулись.

В апреле 2015 г. в рамках реконструкции канала были установлены последние шлюзовые ворота. Всего было установлено 16 ворот по 8 с каждой стороны канала. Средний вес одних ворот достигает 4 тыс. т, стоимость с транспортировкой составила 547 млн долл.

В конце XIX в. идея строительства Панамского канала тесно конкурировала с идеей строительства канала по территории Никарагуа, в чем было заинтересовано правительство США. Тогда на Панамском перешейке столкнулись интересы США, Великобритании и Франции. Французское правительство, воспользовавшись противоречиями, организовало Всеобщую компанию межокеанского канала, в результате коммерческого краха которой разразился крупнейший общественно-политический скандал. Французы от идеи строительства канала отказались, и инициатива вновь перешла в руки США. В начале ХХ в. американские власти, заинтересованные в расширении влияния в Западном полушарии, приняли решение о строительстве Панамского канала вместо Никарагуанского и в 1903 г. заключили соглашение между США и Колумбией, частью которой была Панама, о передаче канала на 99 лет в управление американцам. Колумбия отказалась ратифицировать договор. В Панаме не без участия США произошел переворот, в результате которого Панама обрела независимость, а земля и фактическое управление строительством Панамского канала перешло в юрисдикцию США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего он был передан правительству Панамы.

Наталья ГРЕБЕНЮК

Строительство канала, начатое в 1904 г. под руководством инженера Джона Фрэнка Стивенса, велось в течение 10 лет. В 1913 г. президент США Томас Вудро Вильсон нажал кнопку взрыва, который разрушил последнюю преграду у города Гамбоа, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. В 1914 г. по Панамскому каналу прошло американское судно «Анкон». Официальное открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 г.

Замысел создания рукотворного канала восходит к XVI в., ко временам завоеваний испанских конкистадоров. Однако правящий испанский монарх Филипп II идею не одобрил, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может».

Длина Панамского канала (до реконструкции) составляет 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина — 150 м, глубина — 12 м. Канал состоит из двух искусственных озер, соединенных каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов.

Среднее время прохода судна по каналу — 9 часов, минимальное — 4 часа.

Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка на Восточном побережье в Сан-Франциско на Западном сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.