Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Объединенные Арабские Эмираты в представлении обывателей это «волшебная страна», населенная шейхами и нефтяными магнатами, это оазис в пустыне, сверкающие небоскребы и искусственные острова… Старая шутка про Грецию, где «все есть», теперь скорее применима к ОАЭ. До последнего времени в Эмиратах не было только одного — поездов.
Железнодорожный транспорт для арабского экономического гиганта — это необходимое средство развития экономики. И первый этап амбициозного проекта национальных железных дорог почти закончен. К концу 2015 г. часть сети железных дорог в стране будет полностью введена в эксплуатацию.
Сквозь пустыню
Как получилось, что в одной из богатейших стран мира до сих пор не было железных дорог? Объяснение простое. Почти два века страна находилась под британским протекторатом и вплоть до второй половины ХХ в. основным источником доходов бюджета оставалась рыбная ловля и добыча жемчуга. Самостоятельно ОАЭ не могли развивать транспортную систему, а британцам это было не нужно и не выгодно.
Все поменялось в 1971 г., когда шесть из семи эмиратов подписали соглашение и объединились в государство, известное нам сейчас как Объединенные Арабские Эмираты. Седьмой эмират присоединился к союзу год спустя, в 1972-м. Эти политические преобразования совпали с резким скачком цен на нефть в начале 1970-х, а жесткая энергетическая политика позволила ОАЭ совершить быстрый рывок вперед. За короткий срок страна достигла сегодняшнего уровня развития экономики.
ОАЭ — относительно небольшая страна (ее территория 83,6 тыс. кв. км), и до определенного момента с пассажирскими и грузовыми перевозками справлялся автомобильный транспорт. Дороги в стране прекрасные. Транспортировка газо- и нефтепродуктов происходила в основном благодаря разветвленной сети трубопроводов. Но и этого теперь мало. Экономическое развитие и быстрый рост населения (в ОАЭ проживает около 5,5 млн человек, а с учетом иностранцев — почти 9,5 млн) требуют перехода от автомобилей к более развитой национальной транспортной системе.
Решение о создании национального железнодорожного оператора, компании Etihad Rail, и о строительстве сети железных дорог в регионе было принято в 2009 г., а сама компания работает с 2011 г. Итогом проекта должна стать сеть дорог общей протяженностью 1200 км. Они свяжут между собой в первую очередь сами эмираты. В перспективе железные дороги ОАЭ вольются в так называемую панаравийскую железнодорожную сеть, о которой давно мечтают страны полуострова. Это позволит перевозить грузы и путешествовать на железнодорожном транспорте в Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт и другие страны. Пуск панаравийского проекта был намечен на 2018 г., однако в апреле текущего года сроки перенесли на 2020 г. из-за задержек, допущенных рядом стран.
Этапы большого пути
Первый этап строительства предполагает прокладку пути протяженностью 264 км от города Шах, где расположено одноименное газоконденсатное месторождение, до города Рувайс. Шах находится в центре страны, около 180 км от Абу-Даби. Это месторождение считается одним из самых трудных для добычи с технической точки зрения. Газ здесь содержит опасные примеси сероводорода и их нужно удалять, прежде чем газ можно будет использовать как топливо. Серу преобразовывают в твердое вещество, в таком виде ее можно перевозить и экспортировать. Мощности для этого есть в промышленном центре Рувайс, который и станет конечной точкой первого этапа строительства железной дороги.
В качестве партнеров проекта освоения месторождения Шах, стоимость которого оценивается в 10 млрд долл., правительство ОАЭ выбрало американские Exxon Mobil и Occidental Petroleum (Oxy) и англо-голландскую Royal Dutch Shell, о чем Bloomberg сообщал еще в ноябре 2010 г. В январе этого года проект успешно стартовал.
Начать коммерческие перевозки по всей ветке планируется в конце 2015 г., пока же функционирует одна ее часть, а вторая проходит тестирование. По официальным данным Etihad Rail на текущий момент планирует запустить 7 грузовых поездов по 110 вагонов в каждом.
К слову, безопасность населения региона при запуске железнодорожного сообщения компания сделала одним из важных пунктов своей работы. На всем протяжении пути сделаны ограждения, для удобства пешеходов и автомобилистов построены 20 мостов, 12 тоннелей и 18 подземных переходов. К тому же в 2014 г. была запущена специальная рекламная кампания, посвященная безопасности на железной дороге под слоганом «Поезд приближается… Играй по правилам», цель которой — по возможности минимизировать риски для людей.
Второй этап строительства железной дороги (протяженность пути — 628 км) предполагает связать первую ветку с эмиратами Абу-Даби и Дубай, а также промышленный центр Массафа — с портами Персидского залива Халифа и Джебель-Али. Массафа — один из наиболее экономически важных районов страны, находящийся в статусе особой экономической зоны. Кроме порта здесь также расположены многочисленные промышленные предприятия. Завершить второй этап строительства планируется в 2016—2017 гг., пока проводятся тендеры.
Третья часть проекта должна связать Дубай с северными эмиратами Фуджейра, Рас-Аль-Хаймаи Шарджа. Сейчас эта часть находится на этапе предварительного планирования. Завершить строительство планируется в 2018 г.
Ресурсы и прибыли
Подготовка такого сложного проекта требует не только времени, но и денег. Общий объем инвестиций в железнодорожную сеть, по предварительным оценкам, составит 40 млрд дирхамов (почти 11 млрд долл.). Падение цен на нефть безусловно повлияет на стоимость, но, по словам руководителей проекта, в худшем случае лишь задержит его.
70% капитала компании Etihad Rail принадлежит эмирату Абу-Даби и 30% — федеральному правительству страны. Часть финансирования поступает из общего бюджета страны.
Стоимость первой стадии составила 1,28 млрд долл., а финансировали строительство Национальный банк Абу-Даби, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Abu Dhabi Commercial Bank и HSBC. Гарантом займа выступала национальная нефтяная компания Абу-Даби ADNOC. Она же будет главным пользователем первой ветки. Месторождение в Шахе принадлежит ADNOC, и как уже упоминалось, основную часть грузоперевозок составит транспортировка получаемой там серы.
Одним из наиболее активных и важных международных участников проекта стала компания DB Schenker Rail — дочка Deutsche Bahn (Немецкие железные дороги). В марте 2014 г. DB Schenker Rail и Etihad Rail подписали контракт, на основе которого было создано совместное предприятие. Первоначально СП обеспечит железнодорожные перевозки, а также сможет выступать в качестве консультанта во время следующих этапов использования сети Etihad Rail.
К строительству в ОАЭ привлечены компании со всего мира, а на официальном сайте Etihad Rail указано, что над проектом работают сотрудники из 27 стран. Поставками грузовых локомотивов занимались Electro-Motive Diesel (EMD) — подразделение американской корпорации Caterpillar, одного из крупнейших производителей спецтехники в мире. К разработке проекта на первом этапе привлекалась проектная компания Atkins, участвовавшая в строительстве аэропорта Гонконга, метро в Дохе и Эр-Рияде и других крупных проектах. Еще один американский участник проекта — инжиниринговая компания Parsons, уже давно обосновавшаяся на полуострове. С 2011 г. ее сотрудники разрабатывают генеральные планы застройки ряда городов Саудовской Аравии.
Для самих ОАЭ и ее населения плюсы видятся не только в увеличении объемов перевозок, но и в создании дополнительных рабочих мест, а также в улучшении экологической ситуации. Это позволит сократить процент грузового транспорта и, как следствие, снизит уровень выброса углекислого газа в атмосферу. Еще один плюс — улучшение общей транспортной обстановки в стране: меньше крупных машин — меньше пробок, лучший доступ к транспорту для сельских районов страны.
Наталья ПОПОВА
Сеть железных дорог ОАЭ не будет иметь перекрестков с шоссе. Автомобили будут беспрепятственно пересекать железную дорогу по туннелям или надземным переездам и мостам.
Строители подумали о животных, обитающих вблизи железнодорожных путей. Для верблюдов построены 10 подземных переходов, для газелей — 22 перехода и 78 тоннелей для рептилий.
Строительство сети железных дорог в ОАЭ позволит сократить выбросы парниковых газов почти на 2,2 млн т в год, что равноценно исчезновению с дорог 375 тыс. транспортных средств или посадке 52 млн деревьев.
Благодаря использованию современных технологий, поезда Etihad Rail будут производить шума не больше, чем обычный пылесос.
В истории Аравийского полуострова есть интересный пример столь же амбициозного, но неудачного проекта сооружения железных дорог. Это Хиджазская железная дорога, строительство которой началось в 1900 г., но так и не доведено до конца. Сейчас отдельные ее участки связывают Дамаск и Амман, а также фосфатные месторождения Маана и Акабский залив.