Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В 1970 г. Всемирная выставка впервые была организована в Азии, в японском городе Осака. Для размещения экспозиции была выбрана территория площадью 330 га в 15 км от центра города.
Открытие выставки состоялось 14 марта 1970 г. в присутствии императора Японии Хирохито, который выступил с приветственным словом. Участники ЭКСПО прошли костюмированным парадом, в торжественной обстановке были включены многочисленные фонтаны и устроены фейерверки.
В выставке приняли участие 77 стран, 4 международные организации (ООН, ЕЭС, ОЭСР, Азиатский Банк развития), 10 провинциальных и городских правительств Японии, 32 частные национальные организации и фирмы.
Власти Осаки, готовясь к выставке, провели большую работу по созданию новой и развитию старой инфраструктуры. Был расширен аэропорт, обновлена скоростная железнодорожная линия между Осакой и Токио, построено 70 км железнодорожных путей между центром города и выставочной территорией. Вокруг площадки ЭКСПО была пущена монорельсовая дорога протяженностью 4,3 км с 7 станциями, способная перевозить до 13 тыс. человек в час. Вдоль основных магистралей выставки соорудили эстакады с движущимися тротуарами общей длиной 3,5 км. Они двигались в двух направлениях со скоростью около 40 м в минуту, доставляя к павильонам за час до 10 тыс. посетителей. Кроме того, была запущена подвесная канатная дорога с 22 шаровидными гондолами, перемещавшимися на высоте 30 м.
Все экспонаты ЭКСПО были распределены тематически по 9 группам. Основным девизом выставки был: «Прогресс и гармония для человечества!» Его значение расширяли такие направления, как «наслаждение жизнью», «использование даров природы», «применение техники в жизни», «улучшение взаимопонимания».
В соответствии с этими тематическими направлениями планировались территория выставки и ее архитектура. Аллея от главного входа вела к Площади Фестивалей, где проходили официальные церемонии и театральные представления. Здесь располагалось впечатляющее инженерное сооружение — огромный полупрозрачный навес размером более 30 тыс. кв. м и весом около 6 т, покрывавший площадь на высоте 30 м и опиравшийся на 6 колонн. Посередине эта крыша пронзалась конической формы скульптурой, изображавшей человеческую фигуру высотой 70 м и диаметром 20 м, с распростертыми руками, называвшейся «Башня Солнца». Внутри башни было размещено около 300 экспонатов, рассказывавших об эволюции жизни на Земле.
С южной стороны от главного входа располагалась 150-метровая обзорная башня, на которую посетителей поднимали специальные лифты. Наверху были смонтированы кабины в форме многогранников, соединенных между собой специальными переходами и выполнявшие функцию смотровых площадок.
Национальный павильон Японии был спроектирован в виде 5 лепестков цветка сакуры, который являлся эмблемой выставки. Эти лепестки, каждый диаметром 58 м и высотой 28 м, окружали 80-метровую башню. Лейтмотивом экспозиции была тема: «Япония и японцы: прошлое, настоящее, будущее». Среди наиболее заметных экспонатов, свидетельствовавших о достижениях страны, выделялись электронный микроскоп с 500-тысячекратным увеличением, секция танкера водоизмещением 300 тыс. т, макеты каркасов сейсмически устойчивых высотных зданий, модель электромагнитного поезда, способного развивать скорость до 500 км в час.
Подчеркнуто техничный архитектурный стиль павильонов японских компаний указывал на устремленность страны в ХХI век. Наиболее ярко это было воплощено в павильонах компаний «Сумитомо», «Тошиба», «Мицубиси» и «Фуджи».
Павильон «Сумитомо» включал 9 залов, сконструированных в форме сдвоенного блюдца, опирающегося на стальной стержень. Огромную оранжевую гусеницу напоминал павильон «Фуджи». Его пневматическая конструкция состояла из 16 согнутых подковами надувных «колбас», диаметром 4 м и длиной 72 м каждая. Павильон промышленной группы «Фурукава» представлял собой 86-метровую пагоду, точную копию знаменитого храма Тодадзи в древней столице Японии городе Нара. На срезанный ствол бамбука был похож по форме павильон компании «Сантори». Архитектура павильона металлургических компаний была подчинена девизу: «Песня железу».
Не менее авангардистки выглядели павильоны других стран. Экспозиция США располагалась на площади 9,3 тыс. кв. м под землей и была покрыта сверху овальным полупрозрачным фибергласовым куполом, который поддерживался стальными тросами и внутренним давлением. Крыша этого сооружения, площадью 83х142 м, была одной из самых больших в то время конструкций подобного рода. Главной темой экспозиции был «Образ Америки», представленный в разделах: космические исследования, современное искусство, архитектура, спорт, народное искусство, живопись, фотоискусство. Центральное место занимал зал космоса, где демонстрировались подлинники и копии космических аппаратов «Меркурий», «Джемини», «Аполло», на борту которого космонавты доставили на Землю образцы лунной породы.
Оригинально выглядел павильон Великобритании площадью 8 тыс. кв. м. Он был подвешен на четырех сдвоенных стальных опорах высотой 34 м и издали казался плывущим в воздухе. В экспозиции с интересом воспринимались модели вируса и детальной структуры витамина В¹², гигантская модель живой клетки, макеты буровой установки в Северном море, ядерного реактора в натуральную величину.
Экспозиция Франции размещалась в четырех шарообразных зданиях диаметром 50 и 70 м. Её главной темой была: «Техническая и экономическая независимость при международном сотрудничестве». В павильоне демонстрировалась сборка автомобиля «Рено», модели самолетов «Мираж» и «Конкорд», традиционные изделия французских парфюмеров и ювелиров.
Поражал оригинальностью швейцарский павильон, названный «Деревом света». Его остов был покрыт множеством острых алюминиевых трубчатых «веток», на которых крепились 32 тыс. лампочек. Павильон символизировал швейцарские «точность, порядок и гармонию».
Павильон СССР был построен в форме развернутого знамени площадью 20 тыс. кв. м и высотой 109 м. Его ступечатая конструкция была облицована по бокам тонкими, окрашенными в красный цвет стальными листами, а крыша была белого цвета. Помимо экспозиционного пространства в планировке здания были предусмотрены концертный и кинозалы на 800 и 600 мест соответственно, а также кафе и бар.
Экспозиция состояла из пяти основных разделов, один из которых был посвящен 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В других разделах освещались темы: «Гармоническое развитие личности», «Культура и искусство», «Человек-созидатель», «Наука и техника на службе человека».
Отдельный зал был посвящен развитию Сибири. Экспозиция поражала посетителей своей выразительностью: на больших слайдах, расположенных вдоль стен, воспроизводился пейзаж этого огромного края, в павильоне были высажены живые кедры, ели и березы. О промышленном потенциале рассказывала диорама Западно-Сибирского металлургического комбината с моделью крупнейшей в мире доменной печи объемом 3 тыс. куб. м. Большой популярностью пользовалась красочно оформленная «Малахитовая шкатулка», в которой были размещены образцы 80 наименований руд, минералов, цветных поделочных и полудрагоценных камней.
Раздел космоса активно использовал архитектуру павильона – 100-метровый вертикальный пролет крыши. Здесь демонстрировались макеты космических аппаратов в натуральную величину — «Союза», летающей лаборатории «Протон», межпланетной автоматической станции «Венера».
Советский павильон оказался одним из самых посещаемых на выставке ЭКСПО–70. Из 64 млн гостей, посетивших выставку, более 28 млн побывали в советском павильоне. Всемирная выставка пользовалась огромной популярностью в Японии, что обеспечило окупаемость этого мероприятия: прибыль ЭКСПО–70 составила 146 млн долл.
Выставка в Осаке стала яркой демонстрацией быстрого научно-технического прогресса в мире. Особенно заметными стали поразительные технические достижения Японии. Урбанистические идеи павильонов ЭКСПО оказали определенное влияние на развитие мировой архитектуры. Все это содействовало дальнейшему росту популярности Всемирных выставок и обострению конкуренции между странами за право их проведения.
По материалам книги Валерия Шпакова «История Всемирных выставок»
Главным архитектором Всемирной выставки ЭКСПО–70 был Кэндзо Танге. Известный японский архитектор проектировал здания не только в Японии, но и во многих странах мира — Сингапуре, Италии, Македонии, Нигерии. Лауреат Притцкеровской премии (1987 г.).
Осака – третий по населению и второй по значимости после Токио город Японии (2,7 млн чел.). Находится в южной части острова Хонсю, является исторической торговой столицей страны и в настоящее время — одним из основных промышленных центров и крупнейших портов. ВВП города с прилегающими территориями превышает 420 млрд долл., что представляет один из самых высоких показателей для городов мира.
После проведения выставки ЭКСПО–70 участок, который занимали павильоны, было решено преобразовать в декоративный парк. В 1971 г. павильоны были демонтированы, и началась закладка парка. Идея состояла в том, чтобы обновить оригинальную естественную растительность территории и сформировать самоподдерживающийся лес. В парке были сохранены некоторые достопримечательности закончившейся выставки: японские сады, Народный музей ремесел Японии, Стальной павильон и другие. Но появились и новые объекты, такие как естественные и культурные сады, спортивные зоны и т.д.
Среди экспонатов Всемирной выставки в Осаке была «Капсула времени», представлявшая собой металлический пенал весом 1,5 т, наполненный предметами земной цивилизации ХХ в., всего 3420 вещей. По окончании выставки капсулу замуровали на площади напротив Осакского замка, написав на каменном обелиске: «Просим вскрыть через 5000 лет, в 6970 г.».
В Музее изящных искусств, который был организован в рамках ЭКСПО–70, демонстрировалось 750 художественных произведений из разных стран. Советский Союз представил шедевр русской иконописи — «Троицу» Андрея Рублева. Это был один из немногих случаев, когда икона покидала пределы страны.