Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Проект мебельных выставок i Saloni — это тот невероятно редкий случай, когда история обычного коммерческого мероприятия тесно переплелась с историей мирового дизайна и мирового искусства в целом. Рядовое поначалу выставочное событие за несколько десятилетий стало абсолютно культовым и легендарным.
После Второй мировой войны европейская публика, истосковавшаяся по эстетике и комфорту, стала менее охотно покупать классическую мебель, которая долгое время пользовалась наибольшим успехом из-за своей надежности и долговечности. Это веяние уловили итальянские производители — очень уж им хотелось сделать рывок и побыстрее поднять свой бизнес из военных руин. Итальянцы поступили смело, они сделали ставку на дизайнеров, дали им полную свободу, и выиграли.
Итальянский дизайн произвел настоящий фурор, когда в середине 60-х организаторы миланской мебельной выставки i Saloni Milano решили выделить под перспективные направления целый сектор. Участников этого «дизайнерского» отдела было немного, однако именно они задали тон выставке. Пресса, мебельщики, дилеры — всё были здесь. Они заставили весь мир заговорить об итальянском дизайне как о новом явлении в искусстве. Вот что писали тогдашние газеты: «Итальянским дизайнерам оказалось недостаточно вырваться из объятий прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее, создавая абсолютно новые невероятные формы» (Home Furnishing Daily, Нью-Йорк), «Итальянские дизайнеры создают не просто мебель, они смотрят глубже, проникая в самую суть и характер вещей» (Echo du Meuble, Брюссель).
Мало кому до этого интересная национальная выставка начала стремительно расти, превращаясь в крупнейшую европейскую, а позже и мировую площадку. Ведь именно здесь мир впервые увидел произведения Гаэтано Пеше, Этторе Соттсасса-младшего, Алессандро Мендини, Арчилле Кастильони, Гае Ауленти, Энцо Мари, Афра и Тобиа Скарпа, Марио Беллини, группы Де Пас, Д‘Урбино, Ломацци и Сколари. Многие работы этих авторов сейчас представлены в музеях современного искусства по всему миру.
Торжество этого нового явления было закреплено в 1972 г., когда в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка «Италия: новый внутренний пейзаж», подтвердившая лидирующее положение итальянского дизайна в мире. Теперь уже общепризнано, что вклад итальянской культуры в мировую художественную копилку не ограничивается работами великих мастеров прошлого.
За годы своего существования i Saloni превратилась в огромное мероприятие с обширной вневыставочной программой: это мастер-классы, конференции, вечеринки, дискотеки, фантастические шоу, которые запоминаются на всю жизнь. И вот Миланский салон, этот гигант мебельного дизайна, трогается с места и отправляется в путешествие. Есть страны, которые просто не в состоянии принять выставку подобного масштаба, т. к. нет подходящих, должным образом оснащенных, выставочных площадей. К счастью, к России это теперь не относится. «Крокус Экспо» — единственный в стране комплекс, соответствующий очень сложным техническим и организационным требованиям знаменитой выставки.
Московские «гастроли» культового итальянского проекта (i Saloni WorldWidе состоятся с 10 по 13 октября). Хотя выставка очень масштабная, понятно, что у организаторов нет возможности продемонстрировать абсолютно все то мебельное разнообразие, которое можно увидеть в Милане. Приходится делать выбор в соответствии с запросами местной публики.
Например, когда экспозиция приезжает в Нью Йорк, основной упор делается на авангардные постмодернистские коллекции, подчас эпатажные, но свежие и актуальные. В Москву привозят в основном традиционную мебель: созданные по классическим образцам спальни, кухни, гостиные. Конечно, представлены и предметы современного дизайна, но в значительно меньшем количестве. В прошлом году эксперты отмечали, что основная часть экспозиции подбиралась по принципу: чем ближе к классике, тем лучше. Большинство предметов выглядело так, словно олицетворяло собой наконец-то осуществившуюся мечту постсоветского обывателя: понятно, богато и крупно. А еще лучше — с золотом, рюшами и в перьях. Ну что же, основная цель производителей — продать свои изделия, а спрос московских покупателей итальянцы достаточно хорошо изучили.
Надо отдать должное итальянским мастерам. Даже при конструировании предметов кричащей роскоши и откровенного китча они делают это так, что их невозможно уличить в отсутствии вкуса. На i Saloni WorldWide Moscow можно найти невероятные по совершенству отделки предметы. Представленная мебель и предметы интерьера выполнены блестяще, с глубоким знанием и соблюдением технологий мебельного искусства. Итальянцы знают, что и как делать и кому это предлагать.
Возьмем для примера спальную мебель. При одинаково высокой стоимости, российский покупатель скорее отдаст предпочтение итальянскому стилю, массивному, с элементами роскоши, с завитушками. Кровать должна быть такой, чтобы на ее фоне угасали и Зимний дворец, и Версаль. А вот на вкус современного европейского покупателя спальня — это место, куда чужие не ходят. Функция спальной мебели одна — удобно спать. Она покупается вовсе не для того, чтобы поражать роскошью всех входящих. Кровать в таком гарнитуре будет лаконичная, легкая, ничего вычурного, плавные, спокойные линии, располагающие к отдыху и умиротворению. Дизайн – скандинавский или японский.
Умение итальянских мебельных дизайнеров соответствовать новому русскому эстетическому вкусу и высочайшее качество мебели премиум-сегмента способствуют тому, что спрос «на Италию» растет. Количество посетителей выставки ежегодно увеличивается примерно на 15%. В прошлом году день открытия i Saloni сравнивали с часом пик в московском метро, люди с трудом двигались между стендами.
В этом году число посетителей вновь обещает быть рекордным, а общая выставочная площадь увеличится на 30%. Свои лучшие коллекции представят 380 участников из Италии, Испании, Франции и Германии. В рамках i Saloni WorldWide Moscow в восьмой раз пройдет конкурс для дизайнеров из России и стран СНГ SaloneSatellite WorldWide Moscow. Состоятся мастер-классы, организованные совместно с Институтом внешней торговли Италии, итальянским Министерством экономического развития и Федерацией мебельной индустрии Италии. Именитые мастера будут беседовать об эволюции в дизайне последнего десятилетия, особенно коммерческого и жилищного, а также о декорировании интерьеров.
Организатор выставки, Cosmit (Comitato organizzatore del Salone del mobile italiano), — это компания, которая основала легендарный салон. Можно сказать, что она стояла у истоков многолетнего успеха всей итальянской мебельной промышленности на мировом рынке.
Ирина КОНДРАШОВА
В 2011 г. общая выставочная площадь i Saloni WorldWide Moscow достигла 30 тыс. кв. м, в октябре 2012 г. ожидается дальнейшее увеличение площадей, в связи с ростом экспорта итальянской мебели в Россию.
В этом году выставка i Saloni WorldWide Moscow состоится в восьмой раз.
За годы своего существования i Saloni превратилась в огромное мероприятие с обширной вневыставочной программой.
Выставка «Италия: новый внутренний пейзаж», которая состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1972 г., утвердила лидирующее положение итальянского дизайна в мире.
Кто придумал кресло-мешок? Такое сейчас встречается в каждой второй детской комнате, кажется, оно было всегда. На самом деле это творение итальянцев Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро недавно торжественно отпраздновало свой 40-летний юбилей.
Этот знаменитый диван в виде губ был создан итальянскими дизайнерами в 1970 г. на основе известного рисунка Сальвадора Дали. Эротические губы великой актрисы Голливуда May West вдохновили великого художника. А следом за Дали вдохновились и дизайнеры. Диван представлен в Музее европейского искусства в Noervenich.
Эпатаж, бесконечные пощечины общественному вкусу, красота «на грани» и большой шумный успех сопровождали итальянскую группу «Мемфис», творившую в 80-е годы. Коллекции мебели Memphis уходили с аукционов за баснословные деньги, так и не успев стать доступными массовому потребителю. Копии их объектов воспроизводят до сих пор, но крошечными сериями, созданными исключительно вручную.