тел. (495) 223-42-15

Всё, что нетленно…

Специализированные выставки в сфере недвижимости пользуются успехом во всех странах и на всех континентах. Как глобальные смотры с тысячами участников, так и выставки локального характера всегда вызывают интерес инвесторов и простой публики.

По-настоящему крупных, мирового масштаба, выставок недвижимости всего две – MIPIM в Каннах и EXPO REAL в Мюнхене. Сюда съезжаются тысячи экспонентов и десятки тысяч гостей. Здесь обсуждают судьбы мегаполисов и методы продаж с помощью виртуальной реальности.

Вторая, более широкая, группа выставок ориентирована на национальные рынки отдельных стран. На этих выставках предлагают как местную, так и зарубежную недвижимость. Приоритеты формирует рынок, говоря точнее, уровень жизни и стабильность политической ситуации в стране. Практически все подобные мероприятия по составу участников являются международными, привлекают от 100 до 300 экспонентов и, как правило, носят смешанный характер, т.е. предназначены и для бизнеса, и для частных покупателей.

Характерная особенность этих проектов – конгрессно-выставочный характер. Конференции и симпозиумы не просто дополняют экспозиции – здесь они неотделимы друг от друга.

Третья группа событий объединяет многочисленные ярмарки-распродажи, предназначенные для конечных покупателей. При этом чаще всего используется формат «деловых гостиных» без стендов. В фойе гостиниц и в других подходящих помещениях устанавливают рабочие столы, за которыми продавцы и покупатели обсуждают будущие сделки.

С планетарным размахом

«Ведущий мировой рынок недвижимости» – так позиционирует себя специализированная выставка MIPIM в Каннах, и вряд ли можно с этим поспорить. Она проходит ежегодно на Лазурном берегу Франции, и каждый раз становится событием года. Организатор – компания Reed Midem.

В MIPIM–2017 приняли участие 3,2 тыс. экспонентов, при этом доля зарубежных фирм составила почти 90% – других доказательств глобального охвата рынка не требуется. Но и другие цифры раскрывают масштаб происходящего: 24,2 тыс. гостей (иностранцев – 74,6%), 5,4 тыс. инвесторов, 1,8 тыс. архитекторов и дизайнеров, более 100 конференций с участием 400 спикеров и…35,5 тыс. твитов.

В 2018 г. в рамках деловой программы на конференции MIPIM Innovation Forum обсуждали будущее мировой урбанизации. Эксперты пытались понять, какой станет жизнь городов в 2030–2050 гг., как изменится сфера инвестиций и девелопмента в эпоху цифровой экономики, что можно сделать для реализации позитивной стратегии развития.

Помимо экспозиции и конференций, выставка известна профессиональной наградой MIPIM Awards. Призы присуждают в 12 номинациях: гостиницы и туристические объекты, больницы и оздоровительные комплексы, промышленные и логистические зоны, «зеленое здание», бизнес-центр, реновация, жилье, торговый центр, реконструкция городской среды, «Проект будущего» и «Мегапроект будущего», а также специальная награда жюри.

По традиции форум в Каннах очень любят в России. Именно в Каннах ежегодно, не жалея средств, презентуют российские градостроительные проекты. В 2018 г. их можно было видеть на пяти стендах, включая масштабные экспозиции Москвы и Петербурга. Выставку сопровождала деловая программа на русском языке.

Наряду с MIPIM, Reed Midem ежегодно проводит менее масштабный, специализированный, форум торговой недвижимости MAPIC – также крупнейший в мире. Согласно данным аудита, в ноябре 2016 г. в нем участвовали 699 компаний (доля иностранцев – 77%) и 10 тыс. специалистов, большая часть которых также прибыла из-за рубежа (62%).

Единственное мероприятие, которое способно бросить вызов MIPIM и делает это, –  международная выставка коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL в Мюнхене. Организатор – компания Messe München GmbH. Каждый год в октябре она собирает элиту мирового риелторского бизнеса, инвесторов, финансистов и архитекторов, готовых не только налаживать связи и продавать дома, но и обсуждать перспективы развития общества.

Осенью прошлого года в EXPO REAL приняли участие 2003 фирмы, включая 489 иностранных из 35 стран, и 42 тыс. посетителей. Таким образом, доля зарубежных экспонентов составила 24%, что позволяет назвать этот проект преимущественно национальным.

Особенность мюнхенской выставки в том, что она отражает все грани этой индустрии – от идей и концепций до инвестиционных программ, градостроительных планов, финансирования, реализации проектов, продаж площадей и управления недвижимостью.

Еще одна характерная черта – повышенное внимание к стартапам. В 2017 г. свои достижения представили свыше 700 молодых инновационных предприятий.

Широкий выбор

Крупные выставки коммерческой и частной недвижимости проводятся как в развитых странах, так и в государствах, где в условиях развивающейся или ослабленной экономики живет и процветает прослойка очень богатых граждан, готовых вкладывать миллионы в зарубежную собственность. Тематика таких проектов, как правило, включает вопросы инвестиций и кредитования, а также эмиграции и натурализации (приобретения гражданства), которые связаны с покупкой дорогой недвижимости и вложениями в экономику принимающей страны.

Крупнейшие европейские выставки – это SIMA в Мадриде (в 2018 г. свыше 300 экспонентов и 15 тыс. посетителей); MIPIM UK в Лондоне (в 2017 г. около 350 инвесторов и представителей финансовых институтов и 24,2 тыс. гостей); BMP Barcelona Meeting Point в Барселоне (в 2017 г. 265 экспонентов и 16 тыс. посетителей-специалистов); Real Estate в Хельсинки (463 компании со стендами и 13,1 тыс. гостей, проходит раз в два года).

Уровень интернациональности (доля иностранных участников) разных мероприятий может значительно отличаться даже в одной стране. Так, в Мадриде этот показатель равен 10%, в Барселоне – 30%.

В качестве примера полностью национальной выставки можно привести SIL – Salao Immobilário de Portugal в Лиссабоне. В прошлом году среди 128 экспонентов было лишь 6 иностранных. Доля зарубежных посетителей вообще приближается к нулю – 14 человек из 33,5 тыс. Судя по всему, речь идет о туристах, случайно попавших в павильон.

В Китае конкурируют две примерно равные выставки торговой и зарубежной недвижимости, проходящие дважды в год: WISE – Shanghai Overseas Property Immigration Exhibition в Шанхае (в 2018 г. 195 компаний из 40 стран и 35,3 тыс. посетителей) и Beijing International Property & Investment Expo в Пекине (180 экспонентов и около 30 тыс. гостей).

По своей природе бизнес в сфере недвижимости неразрывно связан со строительной индустрией, и это находит свое отражение в выставках. Немало мероприятий тем или иным образом объединяют эти направления: где-то доминируют строительные фирмы, где-то – риелторы. Таковы, к примеру, бельгийский салон BIS в Генте и австрийская выставка com:bau в Дорнбрине.

Американская мечта

В стране, где понятие частной собственности священно, а большая часть населения с детства мечтает о собственном доме, есть сотни мероприятий в сфере недвижимости. Как и в других областях, здесь речь идет о конвентах – характерном американском сплаве выставки, конгресса и народного праздника.

Крупнейшее национальное событие в этой сфере бизнеса – форум REALTORS – каждый год переезжает из одного города в другой (2017 – Чикаго, 2018 – Бостон). Со стендами выступают порядка 400 компаний, всего же насчитывается 20 тыс. делегатов конференций и гостей, преимущественно – риелторов со всех концов США. Деловая программа содержит свыше 100 образовательных сессий.

Мероприятия со схожими названиями, но меньшего масштаба, распространены по всей стране – от Флориды до Калифорнии. Большую часть этих выставок готовят местные объединения риелторов, они проводятся в крупных отелях и других приспособленных помещениях, участвует в них 150–200 экспонентов и до 3 тыс. делегатов конгрессов и частных покупателей.

Заметное исключение из общего правила составляет деятельность компании Yale Robbins Publications LLC, которая издает семь журналов по недвижимости и организует семь сетевых выставок под брендом Cooperators Expo: дважды в год в Нью-Йорке и Чикаго, ежегодно в Лас-Вегасе, Секокусе, Бостоне, Форт-Лодердейле и Тампе. По масштабу они сопоставимы с конвентами отраслевых ассоциаций.

Ярмарки-распродажи

Ярмарки, нацеленные исключительно на конечных покупателей, – самый распространенный формат событий в сфере недвижимости. Чтобы понять, как это происходит, обратимся к опыту двух мегаполисов – Берлина и Москвы.

Выставка региональной недвижимости в немецкой столице проходит 4 раза в год под именем Wohneigentum & Energie. На двух этажах здания Palazzo Italia в центре города, на улице Унтер-ден-Линден, от 100 до 150 продавцов предлагают дома и земельные участки в Берлине и окружающей его федеральной земле Бранденбург. Ярмарка существует более четверти века, в ее оборот вовлечено порядка 300 риелторских фирм.

В Москве ситуация иная. В течение многих лет здесь доминировала выставка «Домэкспо», предлагавшая, прежде всего, отечественную недвижимость. В лучшие времена она собирала до 400 экспонентов, однако после 2014 г. сдала позиции и исчезла с рынка. Сегодня ее место занимает «Недвижимость от лидеров». Выставка проходит весной и осенью, в минувшем марте она собрала 282 экспонента, которые, наряду с конкретными квартирами и домами, презентовали макеты новостроек в Москве и Подмосковье, консультировали гостей по вопросам покупки и продажи жилья.

Свою нишу на рынке занимает компания AiGroup. Весной и осенью с разницей в месяц она готовит две выставки зарубежной недвижимости: «Инвестшоу» (март 2018 г. – 46 участников) и Property Show + «Болгарский дом в Москве» (апрель 2018 г. – 89 экспонентов), их посещают до 5 тыс. человек.

В 2018 г. к этому добавилась «импортная» английская выставка IELPE.

Вполне комфортно чувствует себя в столице и специализированный форум торговой недвижимости MAPIC Russia, в 2018 г. он привлек 125 компаний (рост на 14% в сравнении с предыдущим годом) и свыше 5 тыс. гостей. Как уже объявлено, MAPIC Russia – 2019 состоится в МВЦ «Крокус Экспо».

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

«Ведущий мировой рынок недвижимости» – так позиционирует себя специализированная выставка MIPIM в Каннах

Единственное мероприятие, способное бросить вызов MIPIM, – выставка коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL в Мюнхене

По своей природе бизнес в сфере недвижимости неразрывно связан со строительной индустрией, и это находит свое отражение в выставках

Ярмарки, нацеленные на конечных покупателей, – самый распространенный формат событий в сфере недвижимости

Форум MIPIM Asia Summit в Гонконге (организатор – Reed Midem) в 2017 г. собрал свыше 250 инвесторов и представителей финансовых институтов из 30 стран, 850 делегатов конгресса и 23 тыс. посетителей.  

Выставки недвижимости Real Estate Fair и CNR Emlak в Стамбуле, как и Cityscape и IPS в Абу-Даби, достаточно скромны – они собирают ежегодно до 100 участников. В обоих городах местные устроители жестко конкурируют друг с другом.

Английская компания Prime Media Marketing Group регулярно организует выездные выставки, посвященные иммиграции, элитной недвижимости и частному финансовому консалтингу под брендом International Emigration & Luxury Property Expo – IELPE. Состоятельным людям предлагают получить гражданство иного государства путем инвестиций в элитную недвижимость. Выставки IELPE уже прошли в Шанхае, Мумбаи, Алма-Ате и Баку. В план 2018 г., наряду с Каннами и Шеньчженем, вошли Москва и Киев.