Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Город Бордо в представлениях не нуждается. Столица одного из известнейших в мире винодельческих регионов привлекает множество гостей. Богатое культурное наследие, живописные окрестности, сотни винодельческих хозяйств и винных подвалов, где можно продегустировать лучшие вина мира. Все это – рай для туриста. Но многие ли задумываются о том, как живется здесь горожанам.
Бордо – второй после Парижа город по количеству объектов культурного и исторического значения. Неудивительно, что этот город с населением чуть больше 200 тыс. человек принимает миллионы туристов в год. Этот исторический город был прозван французами «спящей красавицей». Но то, что звучит музыкой в ушах туристов, совершенно не понравилось городским властям. Ведь в этом городе обитают не только путешественники, заехавшие на день-другой. Здесь живут люди, которым нужна не «спящая красавица», а современный город, предоставляющий современные услуги. Город явно старел вместе со своим историческим наследием, и с этим надо было что-то делать.
Мишель Ларюэ-Шарлю, заместитель генерального директора по вопросам благоустройства мэрии Бордо, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, рассказала о том, какие меры были предприняты городскими властями, чтобы остановить деградацию одного из красивейших городов Франции, каковы основные рецепты успеха.
Двадцать с лишним лет назад, рассказала она, Бордо стал терять жителей – отсюда уехали 100 тыс. человек. Для небольшого города это очень много. В городе было неудобно жить – неразвитая инфраструктура, плохое состояние жилого фонда, огромное количество автомобилей создавали крайне некомфортную среду. Через 20 лет люди стали возвращаться в город, сейчас в самом Бордо живут около 250 тыс. человек. Если 20 лет назад здесь пустовало 20% жилья, то сейчас практически нет пустых квартир, говорит М. Ларюэ-Шарлю.
Население метрополии Бордо (город с пригородами и городами-спутниками) выросло на 150 тыс. человек и сейчас насчитывает 800 тыс. человек.
Первый шаг к успеху, убеждена М. Ларюэ-Шарлю, – это политика. Мэр должен иметь свое видение решения проблемы, мэр должен работать долго, чтобы реализовать свои идеи, поскольку Франция, признается чиновница, – страна бюрократическая и процессы там протекают очень медленно. За три-четыре года мэру просто не хватит времени, чтобы что-то изменить.
Политика мэра должна быть направлена не просто на латание существующих прорех, она должна быть нацелена на будущее, и это видение должно вызывать доверие у горожан. И это второй фактор успеха. Доверие, считает она, создает атмосферу стабильности, а это позволяет вернуть частные инвестиции – третью составляющую успеха.
«Мы поставили демографическую цель, – говорит М. Ларюэ-Шарлю. – Миллион жителей, больше мы не хотим. Для миллиона жителей у нас есть очень хороший университет, хороший железнодорожный доступ и аэропорт, очень хорошая система здравоохранения. Нам, конечно, повезло: у нас есть вино. Мы также строим все военные самолеты во Франции».
Важнейшей задачей было решение проблемы мобильности населения в перенасыщенном автомобилями городе. В Бордо вернулся трамвай. О нем стоит сказать отдельно.
К 1995 г., когда новым мэром был избран Ален Жюппе, транспортная ситуация в городе находилась в стадии коллапса. После двух лет исследований, в 1997 г., городское сообщество Бордо утвердило план строительства трамвая. Первые макеты будущих трамваев были выставлены на всеобщее обозрение в 2001 г., а 21 декабря 2003 г. в 5 часов утра первый трамвай повез своих первых пассажиров.
Для того чтобы не портить вид исторической застройки, в трамвае Бордо в центре города используется нижний (наземный) токосъём. Третий рельс разделён на изолированные друг от друга секции, и благодаря электронике под напряжением находится только та секция, над которой в данный момент проезжает трамвай.
Сейчас трамвайную систему Бордо ценят не только за то, что она позволяет жителям быстро и удобно перемещаться по городу, но также и за её эстетичность (отсутствие контактной сети).
Большая работа была проделана в отношении общего состояния города. Бордо называют портом Луны за изящный изгиб Гаронны, которая делит город на две части. Градостроительный ансамбль левого берега порта Луны считается эталоном застройки времен раннего классицизма. Приведение в порядок исторических зданий позволило в 2007 г. включить эту часть города в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она классифицирована как самый большой городской ансамбль в рамках ЮНЕСКО.
За последние годы резко повысилась транспортная доступность Бордо. С июля текущего года время в пути от Парижа до Бордо на скоростном поезде сократилась до двух часов (до этого – 3,5 часа). Полностью перестроен аэропорт для приема среднемагистральных европейских самолетов. Все это открыло путь для крупных частных инвестиций, а также повысило туристическую привлекательность региона.
По утверждению Мишель Ларюэ-Шарлю, сегодня поток туристов, посещающих регион, выросло до 8 млн, тогда как в 2000 г. их был 1 млн, а в 2008 г. – 2,5 млн человек.
«Мэрия Бордо выстроила тесные партнерские отношения и с девелоперами для строительства новых зданий, и с инвесторами, и с жителями города. Мы развивали урбанизм на договорной основе, совместно решали, каким будет новый квартал. И после того, как мы договорились, мы пишем правила. Это создало климат доверия. Поэтому частные инвестиции предупреждают политические решения», – поделилась опытом М. Ларюэ-Шарлю.
В экономической сфере власти города приняли решение сосредоточиться на четырех секторах. Это туризм, который стал важным вектором экономического развития. Это вино – здесь создан международный городок вина. Это цифровая промышленность и самолетостроение.
Поскольку Бордо никогда не был промышленным городом, то власти начали с создания рабочих мест в цифровой индустрии. Сейчас в Бордо создается больше всего во Франции рабочих мест в цифровой сфере.
Город масштаба Бордо не может конкурировать с мировыми мегаполисами по всем направлениям. Но в некоторых аспектах он может быть лучшим.
Ирина МУРАВЬЕВА
Регион Бордо ежегодно посещают 8 млн туристов, тогда как население города – 250 тыс. человек, а метрополии Бордо – 800 тыс.
В Бордо находится одна из самых больших во Франции охраняемых зон культурного наследия (150 га)
Ален Жюппе впервые занял пост мэра Бордо в 1995 г. и проработал до 2004 г. С 2007 г. он вновь мэр этого города. Преобразование «спящей красавицы» Бордо в современный, удобный для жизни город связано с его именем.