тел. (495) 223-42-15

Волшебная палочка

Вряд ли найдется человек, который не держал в руках простой грифельный карандаш Koh-I-Noor. Он есть в любом доме и офисе. Между тем это изобретение – графитовый стержень внутри деревянной палочки – для мира школьных, художественных и канцелярских принадлежностей по праву можно сравнить с изобретением колеса.

Мало найдется компаний в мире, которые бы перешагнули свой 200-й день рождения. Компания Koh-I-Noor – одна из немногих. Ей 227 лет, и чувствует она себя как никогда молодой.

История компании Koh-I-Noor Hardtmuth, а именно она является одним из старейших в мире производителей канцелярских, художественных и школьных принадлежностей, восходит к концу XVIII в.

Компания была основана в Вене австрийцем Йозефом Хартмутом. По образованию архитектор Йозеф Хартмут имел явную склонность к изобретательству. В 1789 г. он придумал новый состав глиняной смеси для изготовления керамики и фаянса, глазурь без свинца, позже – искусственную пемзу и прочный состав, из которого делали каменные ступки и другую домашнюю утварь.

К концу 1780-х он наладил весьма успешное производство керамической и фаянсовой посуды и в 1790 г. образовал компанию, которую назвал Koh-I-Noor – по имени знаменитого индийского алмаза, символа прочности и нерушимости. Согласно легенде, кто владеет алмазом, тот правит миром. Название оказалось пророческим.

Производство керамики требовало опытов и экспериментов с разными ингредиентами, в том числе с различными видами глин, вяжущими и клеящими составами.

В то время графитовые карандаши уже существовали, Йозеф Хартмут пользовался ими для своих заметок, а также для маркировки изделий. Они представляли собой цельные куски графита, приклеенные к деревянной основе. Эти изделия завозились из Англии и стоили очень дорого. Графит в конце XVIII в. использовался для стратегических целей, в частности для производства тигля для пушечных ядер, поэтому английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита. Цены на него в континентальной Европе были невероятно высоки, так как только графит из Камберленда считался годным для писания.

Йозеф Хартмут решил справиться с проблемой собственными силами и попробовал запечь смесь пыли графита с глиной и водой. Этого добра в его керамическом производстве было с избытком. Опыт оказался настолько успешным, что именно это изобретение стало основой дальнейшего развития компании.

Новый метод, изобретенный Хартмутом, позволил сделать карандаш удобным, дешевым и доступным для простого люда. Добавив в полученную смесь еще несколько компонентов, предприниматель наладил производство карандашных грифелей, известных сегодня всем и каждому.

В 1802 г. он запатентовал свое изобретение – карандаш, стержень которого был изготовлен из измельченного графита и каолина (белой глины). Такой карандаш был в 12 раз дешевле английского. В 1808 г. Хартмут  расширяет дело – строит в Вене второе предприятие, на котором, помимо керамики, производят и карандаши. Новые карандаши пользовались спросом, и Йозефу удалось наладить их поставки в Италию, Россию, Голландию и даже в Англию. Интересно, что технология производства графитовых карандашей, изобретенная Хартмутом, осталась неизменной до наших дней.

Йозеф Хартмут умер в 1816 г., оставив сыновьям, Карлу и Людвигу, успешное процветающее предприятие.

Сыновья продолжили и расширили дело. В 1848 г. они перенесли производство в город Ческе-Будеёвице в Богемии (территория современной Чехии). Там они построили первую в мире фабрику, предназначенную исключительно для производства карандашей.

Выбор этого места для строительства нового предприятия был неслучайным – в XIX в. технический прогресс не обошел стороной этот древний, основанный еще в XIII в. город. Через него прошла первая в Европе конная железная дорога, связавшая Ческе-Будеёвице с Линцем. На реке Влтаве бурно развивалось торговое судоходство. Все это облегчало и удешевляло поставки сырья на предприятие и отгрузки готовых изделий.

Несмотря на кажущуюся простоту карандаша, его изготовление – это весьма сложный процесс, требующий множества материалов: каолина, графита, связывающих веществ (крахмал и целлюлоза), масел, воска, парафина, древесины для дощечек, клеев, красок и т.д. Всё это делает производство крайне зависимым от регулярных поставок сырья.

Фабрика, построенная братьями Хартмут, была в этом городе первым крупным промышленным предприятием. (Позже здесь разместился знаменитый пивоваренный завод «Будвайзер»). На сегодняшний день фабрика компании Koh-I-Noor Hardtmuth в Ческе-Будеёвице остается одним из крупнейших в Европе производителей карандашей.

В 1870 г. руководство компании приняло решение полностью переключится на выпуск карандашей, отказавшись от изделий из керамики. Для этого были все основания – продукция фирмы пользовалась успехом на всех континентах и к тому времени завоевывала призы на важных международных выставках, в частности на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1855 г., в 1856 г. – в Париже, в 1862 г. – в Лондоне.

Наследники Йозефа Хартмута унаследовали не только его предпринимательский талант, но и страсть к исследованиям и изобретениям. Внук Йозефа Франц экспериментировал, увеличивая или уменьшая концентрацию графита и добиваясь разной толщины карандашной линии. Он разработал шкалу твердостей карандашей с графитовым стержнем, состоящую из 17 градаций (от самой твердой до самой мягкой) и систему их обозначений.

Обозначение H (твердые карандаши) произошло от фамилии основателя фирмы (Hardtmuth), В (мягкие карандаши) – от названия города, где находится фабрика и штаб-квартира компании (Budějovice), а F (средняя твердость) – в честь самого Франца, изобретателя шкалы. Эти градации твердости стали стандартом для всех карандашей. Они используются и сейчас, хотя со временем число градаций увеличилось до 21. Тот самый легендарный карандаш 1500 Koh-I-Noor в желтой деревянной «рубашке», который есть в любом доме и в любом офисе, в 1888 г. запустил в производство как раз Франц Хартмут, внук основателя компании.

В 1890 г., через 100 лет после основания компании, на Всемирной выставке в Париже были представлены графитовые карандаши различной твердости. Каждый карандаш был помещен в красивую индивидуальную упаковку желтого цвета, изготовленную из древесины кедра.

Карандаши произвели столь большое впечатление на королеву Великобритании Викторию, что она официально даровала компании название Koh-I-Noor (хотя она носила его и без ее разрешения уже 100 лет). Тем не менее жест был символичным и важным, ведь бриллиант Koh-I-Noor («Гора света»), дар Индии, принадлежал короне Британской империи. Королева даровала Хартмутам медаль, изготовленную специально для этого случая. Компания, официально получившая из рук королевы свое новое старое название, в 1894 г. зарегистрировала торговый знак Koh-I-Noor. Это один из первых торговых знаков в Чехии. В 1935 г. к буквенному названию добавился графический фирменный знак — лента. Именно такой логотип компании известен сегодня всему миру.

Постепенно компания Koh-I-Noor расширяла свой ассортимент, начав выпускать художественные мелки и художественный уголь (1895 г.), ластики из натурального каучука с изображением слона (1896 г.). Этот слон, кстати, также является одним из старейших зарегистрированных товарных знаков.

В период Мировых войн компания, как и многие другие, была вынуждена свертывать производство. Карандаши – это не самый востребованный товар, когда историю пишут пушки.

В 1945 г. Koh-I-Noor была национализирована и оставалась в статусе государственной до 1992 г. Когда Чехия стала независимым государством, компания была приватизирована и акционирована. В 1999 г. произошла полная реструктуризация производства и продаж. На свет появилась компания Koh-I-Noor Holding А/О, в структуру которой входит множество дочерних фирм, назначение которых — торговля в различных странах мира.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Простой карандаш Koh-I-Noor 1500 в желтой деревянной «рубашке» — самый известный графитовый карандаш в мире

Акварельные карандаши Koh-I-Noor производятся по особой технологии, которая не используется другими фирмами из-за ее сложности, поэтому эти акварельные карандаши считаются лучшими в мире

Хотя название Koh-I-Noor ассоциируется прежде всего с карандашами, наибольшую прибыль компании приносят продажи темперы и других сухих художественных продуктов

Йозеф ХАРТМУТ (1758 – 1816) — австрийский предприниматель, архитектор, изобретатель современного карандаша, представляющего собой тонкий графитовый стержень, заключенный в деревянный корпус из кедра

Товары компании Koh-I-Noor были удостоены наград на многих всемирных выставках: в 1855 г. в Нью-Йорке, в 1856, 1900 и 1925 гг. в Париже, в 1862 г. в Лондоне, в 1882 г. в Вене, в 1905 г. в Милане. В наши дни, в 2012 г., на выставке во Франкфурте сенсацию произвел набор цветных карандашей Magic.

Графитовые карандаши известны с XVI в. Мощная буря в местности Камберленд в Англии вывернула с корнями деревья, и местные крестьяне обнаружили под ними некую темную массу, которую они посчитали углем. Поджечь, однако, не удалось. Оказалось, что куски этой неизвестной породы оставляют хорошие следы на предметах. Вскоре из этого вещества стали производить тонкие заостренные палочки. Они были мягкими, пачкали руки и плохо подходили для письма, но ими можно было рисовать. Художники зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками и обвязывали их бечевкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 г. В 1789 г. немецкий ученый Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является одной из модификаций углерода. Он же дал материалу его нынешнее название — графит (от греческого «графо» — пишу).