тел. (495) 223-42-15

Ради ваших глаз

Первые очки для коррекции зрения упоминаются еще в летописях XIII в., а солнцезащитные «очки» человечество научилось делать и того раньше. Это были фрагменты коры деревьев или кости с узкими прорезями для глаз. С тех пор к утилитарной функции очков добавился элемент роскоши, этот необходимый многим аксессуар не избежал влияния моды.

Медицинская необходимость

Мировой рынок оптики (в первую очередь, очков и контактных линз) растет в среднем на 5% в год. Несмотря на медицинские инновации, обычные очки не теряют популярности.

Российский рынок оптики на сегодняшний день полностью зависит от зарубежных компаний. Да и его развития в ближайщие годы, по мнению экспертов, ждать не стоит. Если в начале 2000-х продажи росли на фоне общего роста потребления, то сейчас рынок вышел на плато.

Это, впрочем, отнюдь не говорит о прекрасном зрении большинства россиян. Последнее исследование Минздрава показало, что около трети россиян нуждаются в коррекции зрения. Однако многие по тем или иным причинам отказываются от покупки очков или линз либо подходят к этому вопросу легкомысленно, забывая о том, что очки – это такой же медицинский препарат, как и таблетки.

Первая и важнейшая функция оптики для глаз – корректировка зрения – определяет сегодняшний расцвет большей части этого многомиллиардного рынка. Поколение бэби-бумеров конца 1950-х–начала 1960-х стареет, число нуждающихся в корректировке зрения растет.

Привычки этого поколения определяют спрос на очковую оптику, и на первое место выходит качество линз. Благодаря новым технологиям ежегодно производители добавляют все новые критерии качества. Практически все производители очковых линз сейчас применяют многофункциональные покрытия. Они обладают водо- и пылеотталкивающими свойствами, что позволяет сохранять очки в идеальной чистоте без особых усилий. 

Проблемы со зрением возникают не только у пожилых, но и у молодых. По данным европейских специалистов, в последние годы увеличилось развитие близорукости среди детей, причем настолько, что в какой-то момент врачи заговорили об «эпидемии близорукости».

Частичным решением проблемы стали специальные, так называемые ортокератологические линзы. Этот тип линз прошел клинические испытания в конце 2000-х и сейчас активно завоевывает свою часть рынка. Линзы надеваются перед сном, они воздействуют на эпителий роговицы таким образом, что в течение следующего дня ребенок может видеть хорошо без очков или дополнительных линз.

Количество уникальных предложений на рынке контактных линз в последние годы выросло в разы, появились первые водоградиентные линзы с содержанием влаги до 100% и повышенной пропускной способностью для кислорода.

Еще одна новинка, пока, однако, существующая лишь в виде проекта, – бионические линзы, которые имплантируются непосредственно в глазное яблоко и позволяют скорректировать дефекты зрения. Интересно, что людям с хорошим зрением такие линзы дарят «суперспособность» – видеть дальше и лучше. Впрочем, это изобретение канадских ученых не совсем продукт рынка оптики, а скорее медицинская разработка.

За цветными стеклами

Что касается второй значительной части рынка оптики, солнцезащитных очков, то здесь для оптимистических прогнозов даже не нужно быть специалистом. Популярность этого аксессуара в последние годы выросла до космических масштабов.

В вопросе технологий революции в этой сфере не предвидится, лучшим материалом для солнечных очков по-прежнему остаются стекло и высококачественные полимеры, цель которых – нейтрализовать ультрафиолет. Так что, какими бы необычными и красивыми ни были очки, на фактор защиты грамотные покупатели обратят внимание в первую очередь.

Но основную добавочную стоимость солнечным очкам создает дизайн. Практически каждый из нас имеет небольшую коллекцию солнцезащитных очков разных форм и расцветок, а модные журналы регулярно публикуют обзоры новинок сезона.

Безусловно, рынок солнцезащитных очков – сезонное явление, и даже в странах вечного лета покупка этих аксессуаров так или иначе приурочена к сезону отпусков. Однако и здесь заметен существенный рост. Так, к примеру, в 2016 г. производство солнечных очков в Италии за год выросло на 3,7%. Что касается глобальных прогнозов, то, по мнению аналитиков, эта часть рынка продолжит расти активно и стабильно.

Очевидное и невероятное

Меняются времена, меняются нравы, появляются новые запросы и новые продукты. К примеру, на очки «против» компьютеров, очки для спортсменов и даже очки, которыми можно расплатиться.

С приходом в нашу жизнь компьютеров и смартфонов угрозы для зрения даже здорового человека возросли в разы. Излучаемый ими невидимый свет синего спектра опасен для глаз, к тому же он стимулирует нервную систему, вызывая ощущение бодрости даже в состоянии физиологической усталости (например, когда вы проводите несколько часов за ноутбуком перед сном, просматриваете соцсети). Очки со специальным покрытием, контролирующим это излучение, – относительная новинка на рынке. Слышали о них практически все, но с покупкой пока спешат немногие.

Разработчики в сфере новых технологий используют очки скорее как формат для новых продуктов, достаточно вспомнить Google Glasses. Платежная система Visa тоже обратила свое внимание на слияние технологий и тестирует очки со встроенным чипом оплаты. Первые испытания прошли в марте этого года на соревнованиях по серфингу. А Snapchat еще в прошлом году провел тестовые испытания «умных» солнечных очков со встроенной видеокамерой.

При всем многообразии приложений процесс покупки корректирующих или солнцезащитных очков пока еще мало изменился. Нам по-прежнему нужно потрогать и примерить. И именно за этим, пожалуй, скрывается маленький, но радикальный переворот в сфере торговли в целом и в области очковой оптики в частности.

Уже сейчас интернет-магазины оптики предлагают сервис примерки онлайн. В большинстве случаев это пока устаревшая технология наложения изображений – «примерь очки по фото» или 3D-модели, но продажи онлайн растут, а потому покупателям требуются новые сервисы для примерки.

По мнению большинства экспертов, именно ретейл станет той прорывной отраслью, где виртуальная реальность найдет прикладное, практическое значение. В виртуальном мире разглядеть товар можно гораздо лучше, можно покрутить его в руках и даже примерить. Как ни иронично это звучит, в виртуальной реальности главным средством взаимодействия с покупателем вновь станут очки.

Наталья ПОПОВА

Французский производитель линз и оптического оборудования Essilor договорился о слиянии с итальянской компанией Luxottica, владельцем брендов очков Ray Ban и Oakley. Сумма сделки – 22,8 млрд евро

Мировой рынок оптики (очков и контактных линз) растет в среднем на 5% в год

Исследование Минздрава показало, что около трети россиян нуждаются в коррекции зрения

С 19 по 21 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» пройдет Международная оптическая выставка (MIOF) – ведущая отечественная площадка для дистрибуторов мировых брендов медицинской оптики и представителей оптовой и розничной торговли. На выставке представлены актуальные тренды и инновации в производстве и торговле оптической продукцией. Специалисты отрасли и участники могут получить информацию о новейших технологиях в изготовлении очковых и контактных линз, о новых коллекциях ведущих производителей. В рамках деловой программы MIOF проходят круглые столы, мастер-классы и презентации по актуальным для развития оптического рынка темам.

Оверсайз

Тенденция носить одежду на пару размеров больше добралась и до аксессуаров. Огромные очки с оправами необычных форм предлагают практически все модные бренды. Увеличились в размерах даже не теряющие популярности уже несколько лет «авиаторы».

Футуризм

 Человечество, похоже, вступает в новый виток космической эры, и творческие люди первыми чувствуют этот ветер перемен. Так, бренд Chanel выпустил коллекцию очков-масок, закрывающих чуть ли не пол-лица. Стекла этих очков имеют голографический эффект: в стиле фильма «Матрица» по ним «бегут» логотипы модного дома.

Геометрия и цвет

 В эпоху эклектики в моде практически все формы и оправы, начиная с простых и знакомых (круглые очки, «кошачий глаз» и «авиаторы») и заканчивая сложными многогранниками или треугольниками, похожими на крылья бабочки. Среди радужных расцветок этого сезона лидируют цвета заката, а именно всевозможные оттенки желтого, оранжевого и даже красноватые.