Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
«Увидеть Париж и умереть». Эта фраза Ильи Эренбурга давно стала крылатой. Вспомним Маяковского: «Я хотел бы жить и умереть в Париже». Вспомним Хемингуэя: «Праздник, который всегда с тобой». Париж – символ мечты, символ красоты и гармонии. Но он был таким далеко не всегда.
Типичный средневековый город с узкими улицами, на которых едва могли разъехаться два всадника. Трущобы, теснота, удушающее зловоние (канализации не было, так что отходы и нечистоты выливали прямо на улицы), частые эпидемии холеры… Таким был Париж в начале XIX в., и его никак нельзя было назвать ни мечтой, ни праздником, ни столицей Европы или тем более мира. Столицей безоговорочно был Лондон, заново отстроенный после большого пожара 1666 г.
Необходимость перемен в Париже назрела давно. Власти города еще со времен Людовика XIV не раз задумывались о необходимости перестроить центр Парижа. Следовало облагородить набережные, снести дома на мостах через Сену, уничтожить трущобы – рассадник антисанитарии. В некоторых центральных кварталах плотность населения достигла 100 тыс. чел. на кв. км.
Еще в конце 1830-х гг. префект Парижа Клод-Филибер де Рамбюто озаботился проблемой антисанитарии и скученности в центре города. Согласно научным представлениям того времени, эпидемии возникали из-за неких «миазмов», поэтому в целях борьбы с болезнями Рамбюто решил «заставить воздух циркулировать». Толчком к этому стала эпидемия холеры 1832 г., которая унесла жизни 20 тыс. парижан. Однако Рамбюто не смог претворить все свои планы в жизнь, так как был скован отсутствием закона об экспроприации имущества.
К середине XIX в. проблема стала неотложной. Бурно развивалась промышленность, рабочий люд со всей Франции стремился в столицу – с 1815 по 1850 гг. население Парижа удвоилось, тогда как площадь города и его инфраструктура оставались прежними.
Город не был рассчитан на такое количество жителей. Требовалась масштабная реновация.
В 1848 г. к власти пришел Шарль Луи Наполеон Бонапарт, который в 1852 г. провозгласил себя императором Наполеоном III. На Наполеона произвела большое впечатление поездка в Лондон, где к тому времени была развитая система канализации, большие общедоступные парки, красивые каменные здания. Хоть в чем-то отставать от англичан не в духе французов, и император задумал превратить Париж в современный город, отвечающий быстрым темпам развития населения и промышленности.
Наполеон III интересовался архитектурой и часто сам работал над чертежами новых улиц Парижа. В его кабинете висела огромная карта Парижа, на которой он собственноручно отмечал цветными карандашами маршруты, по которым он хотел, чтобы проходили новые магистрали.
Планы императора были грандиозными: расселить трущобы в центре города, улучшить транспортное сообщение за счет прокладки новых авеню (в то время в Париже улица шириной 5 м считалась широкой, таких улиц было совсем немного), организовать новую систему водоснабжения города и создать современную канализацию. Подгоняло и то, что в 1855 г. Париж готовился принять Всемирную выставку. К этому событию необходимо было, насколько это возможно, привести город в порядок.
В 1853 г. министр внутренних дел герцог Виктор де Персиньи представил императору некоего Жоржа Эжена Османа, который делал неплохую административную карьеру в провинции.
Осман произвел на Персиньи сильное впечатление своим умом, находчивостью и энергией. «Мне показалось, что он как раз тот человек, который мне нужен, чтобы бороться с представлениями и предрассудками целой школы экономистов, против людей, уклоняющихся от работы, и скептиков», – писал позже Персиньи. Наполеон согласился с рекомендацией своего министра и назначил Османа префектом департамента Сена, сменив вялого и нерешительного Жан-Жака Берже, и руководителем работ по модернизации Парижа.
Объем предстоящих градостроительных работ был колоссален. В рамках проекта были развернуты грандиозные общественные работы. Были наняты десятки тысяч рабочих. По некоторым свидетельствам, каждый пятый парижский рабочий был занят на этих работах.
Еще до этого назначения, в 1851 г., был принят закон об упрощении экспроприации земель и всего на них стоящего. Это значительно облегчило Осману его задачу. Он широко пользовался законом, причем ответ держал только перед императором. Наполеон III и Осман встречались практически ежедневно, чтобы обсудить ход работ и трудности, возникающие при их реализации.
Парламент выделил на проект огромную сумму — 50 млн франков. Еще 24 млн дали банкиры братья Перейр, получившие за это право строить здания на реконструируемых улицах.
Осман начал со сноса старых, в том числе средневековых домов и целых кварталов. В общей сложности было реорганизовано около 60% недвижимости Парижа.
К открытию выставки 1855 г. уже была расширена, продлена и обустроена улица Риволи, проходящая вдоль королевского дворца. На ней возвели первый по-настоящему роскошный парижский отель — «Гранд отель дю Лувр». Здесь поселились самые почетные гости, в том числе августейшие особы. Париж сделал свой первый шаг к званию столицы Европы.
Для решения транспортной проблемы Осман проложил широкие прямые проспекты сквозь существующие кварталы, без сожаления ломая все, что находилось на пути. На месте запутанных узких улочек возникла геометрическая сеть авеню и бульваров. Их ширина доходила до 30 м, что было невиданно для парижан.
С севера на юг сквозь город была прорублена практически прямая ось – от бульвара Севастополь до бульвара Сен-Мишель. В западном и восточном направлениях были проложены бульвары. Вдоль проспектов высадили каштаны, подчеркнувшие симметричность обновленного города. Всего на месте тесных кварталов средневекового города барон Осман проложил 135 км новых широких улиц, связав воедино внутренние и внешние бульвары и создав длинные прямые магистрали, пересекающие город с севера на юг и с востока на запад.
Осман задал определенный стандарт внешнему виду улиц и сооружений. Семиэтажные каменные дома, фасады из светлого камня (со временем они стали серыми), мансарды – все это стало архитектурной визитной карточкой парижских улиц.
Жорж Эжен Осман облагородил Большие бульвары, созданные еще при Людовике XIV, не только расширив их, но и проложив несколько новых осей. Например, бульвар, который позже получил его имя – Осман. К слову, Жорж Эжен родился на улице Фобур-дю-Руль, в здании, которое было снесено в ходе прокладки этого самого бульвара.
Свой нынешний облик получила площадь Звезды (Этуаль) — от нее лучами расходятся 12 прямых проспектов, названных в честь маршалов Франции и побед, одержанных французским оружием.
От старейшей части Парижа – острова Сите – не осталось практически ничего, кроме собора Парижской Богоматери и часовни Сен-Шапель, которая в результате перепланировки оказалась во дворе Дворца правосудия. Все постройки между королевским дворцом и собором Парижской Богоматери были снесены. Между новыми зданиями были проложены три прямые улицы, переходящие в мосты, соединяющие остров с обоими берегами Сены.
К западу и востоку от Парижа Булонский и Венсенский леса – прибежище разбойников, нищих и бездомных – были расчищены, облагорожены и превращены в модные места для прогулок парижан.
В черте города были созданы большие живописные парки Монсо, Бют-Шомон, Монсури, разбито множество скверов.
В рамках градостроительной инициативы Наполеона III была проведена и административная реформа. В 1859 г. вся территория внутри старой оборонительной стены Тьера была включена в состав Парижа – столичными жителями стали обитатели 11 предместий, в том числе Пасси, Монмартра, Берси. Вместо 12 округов в Париже их стало 20. «Городские власти пришили лохмотья на платье королевы», – писали критически настроенные журналисты. Сегодня мы бы сказали, что был создан Новый Париж.
Строгое величие Лувра, фонтаны сада Тюильри, блестящая перспектива Елисейских полей, уходящих к Триумфальной арке на площади Этуаль и дальше, к горизонту, к тающим в дымке небоскребам Дефанса; Большие бульвары, площадь Бастилии и площадь Республики, авеню де Л’Опера, Монмартр… «Увидеть Париж и умереть». Гигантский градостроительный проект реновации Парижа стал славой и гордостью Франции.
Ирина СКИБИНСКАЯ
Реновация французской столицы длилась с 1853 по 1870 г. По современным подсчетам, архитектурный облик Парижа изменился при Османе на 60%
Около 20% рабочей силы Парижа было занято на строительных работах по реновации города
В рамках административной реформы в состав Парижа были включены 11 предместий
За годы, пока длилась перестройка Парижа, 350 тыс. человек лишились своего жилья и были вынуждены переехать в другие места
Почти 2 десятилетия Париж представлял собой огромную стройку с вырытыми котлованами, перерытыми и перекрытыми улицами. Сам барон Осман в своих воспоминаниях писал, что он перевернул Париж вверх дном, в течение 17 лет разрушал повседневную жизнь горожан, парижане не простили ему этого.
Для того чтобы отблагодарить Османа, Наполеон III в 1857 г. предложил тому место в Сенате и аристократический титул. Осман попросил себе титул барона, так как его носил его немецкий дедушка со стороны матери – барон Дензель, генерал армии Наполеона I. Звания барона в то время во Франции не существовало, и официально оно даровано не было. Юридически великий градостроитель остался всего лишь месье Османом, хотя в воспоминаниях современников и в литературе он больше известен как барон Осман.
Жорж Эже́н Осма́н (1809 –1891) – французский государственный деятель, префект департаментов Вар, Йонна и Сена (1853–1870), сенатор, член Академии изящных искусств, градостроитель, определивший современный облик Парижа. Осман происходил из протестантской семьи немецкого происхождения из Эльзаса.