Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Города – они как люди, у каждого свое лицо и нрав. Как и люди, они стареют и дряхлеют, с той только разницей, что в старый город можно вдохнуть новую жизнь. Урбанистические сдвиги и реновации всегда становятся предметом горячих споров. Что лучше, бережная консервация архитектуры ушедших эпох или перестройка и адаптация кварталов для нужд нового времени?
Новое против старого
Наиболее показательными примерами перестройки и реконструкции могут служить крупные города Германии, которые были разрушены чуть ли не до основания бомбежками союзников. Восстановление началось сразу после войны, и главная проблема тогда была, конечно, в отсутствии жилья для миллионов людей. В 1950-х в обеих частях разделенной страны начался градостроительный бум.
О путях восстановления уже тогда много спорили. Ряд архитекторов и градостроителей активно поддерживали идею «радикально нового начала», превращения руин в новые города с просторными площадями, более пригодными для движения автомобилей, и современными зданиями. Традиционалисты же, напротив, отстаивали идею полного восстановления исторического образа разбомбленных городов.
На западе Германии активнее выступали за восстановление исторических центров не только крупных городов, таких как Мюнхен, Кёльн или Штутгарт, но и небольших. На востоке Германии ситуация была сложнее: здесь города пострадали гораздо больше, военное противостояние было более ожесточенным, да и денег на востоке Германии всегда было меньше, как замечают сами немцы.
Сейчас тенденция к восстановлению исторических видов в Германии обрела большие масштабы. Страна, можно сказать, переживает строительный бум с уклоном в барокко и рококо.
Берлин
Пожалуй, наиболее наглядной иллюстрацией двух этих концепций может служить Берлин. Две половины города развивались и строились в течение нескольких десятилетий независимо друг от друга, что выражается сейчас в уникальном облике берлинских районов. На востоке больше промышленных объектов в черте города, чаще можно встретить высотное панельное жилье и широкие автомагистрали. Запад выглядит более зеленым.
Достаточно сравнить Марцан, окраину восточной части с ее серыми панельными многоэтажками, напоминающими спальные районы российских городов, и Далем-Дорф, окраину западной части, университетский центр, окруженный виллами старой постройки, частично превратившимися в подобие коттеджей для двух-трех семей. Диаметрально противоположен и социальный состав этих районов: первый – дешевое социальное жилье – часто критикуется за нестабильную криминальную обстановку, второй – иллюстрация типичного стереотипа обеспеченной немецкой провинции.
После объединения Германию, и ее столицу в частности, буквально охватил бум реновации, выразившийся в восстановлении исторических памятников. В последние годы представить себе Берлин без башенных кранов не могут ни туристы, ни местные жители. И вновь здесь с легкостью можно найти пример крайних подходов к реновации и восстановлению исторических зданий.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, в народе называемая просто Гедехтнискирхе, была разрушена в 1943 г., а после войны было решено оставить ее в качестве символа разрушения и созидания. Рядом были выстроены два абсолютно модерновых здания для новой церкви.
В немецкой столице легко найти и противоположный пример – Николайфиртель. Исторический квартал в центре города, также разрушенный во время Второй мировой войны, был полностью восстановлен согласно старым планам и чертежам.
Еще один символ довоенного города – Берлинский городской дворец. Он также сильно пострадал во время войны, но на восстановление его не было ни сил, ни денег, и в 1950 г. развалины дворца просто снесли.
В XXI в. власти Германии начали восстановление дворца, но приняли в этом случае соломоново решение: отстроить не в первозданном виде, но сохранить дух истории хотя бы частично. Новый проект получил название Форум Гумбольдта и напоминать старое здание будет не только пропорциями, но и тремя восстановленными фасадами. Внутри будут располагаться музеи, библиотеки и кафе. Амбициозный проект был начат в 2013 г. Современные берлинцы, впрочем, тоже ворчат, как любые горожане, они недовольны нескончаемыми стройками, а некоторые вовсе уверены, что потраченные на «Шлосс» деньги можно было бы инвестировать во что-то более полезное.
Дрезден
Этот немецкий город был буквально стерт с лица земли, и восстановление его исторических памятников ведется до сих пор.
Восстановление исторического центра началось после падения Стены, в 1993 г., с реконструкции Фрауэнкирхе (впрочем, план реконструкции был частично разработан еще властями ГДР). В интернете довольно легко найти фотографии 50–60-х гг., где на месте сегодняшней облюбованной туристами достопримечательности лежит груда камней. Вслед за церковью началось восстановление и площади Ноймаркт (Neumarkt – новый рынок), которое продолжается до сих пор. Что касается последнего, то вопрос о его реставрации висел в воздухе все 1990-е, пока в 2002 г. на референдуме дрезденцы не поддержали восстановление исторического вида площади.
Интересный факт: все так называемые исторические здания (Ноймаркт в Дрездене и Николайфиртель в Берлине) – это своего рода обманка. Исторические фасады, орнаменты и лепнины были восстановлены на основе исторических документов, внутри эти здания – современные панельные строения. Внутри жилые квартиры в квартале Николайфиртель даже планировкой отличаются от тех, что были до войны.
В отличие от столичных жители главного города Саксонии единодушно одобряют программу реновации. Пожалуй, главное его отличие от Берлина в социальной структуре. Жители Дрездена консерваторы, и для них восстановление прежнего облика города – это вовсе не пустая трата денег.
Франкфурт-на-Майне
Один из крупнейших финансовых центров Германии, Франкфурт, славящийся своими небоскребами и аэропортом, – город контрастов. И прежде всего – архитектурных. В течение нескольких последних лет здесь тщательно восстанавливают Старый город, также на 90% разрушенный в годы войны. Жители города еще в 1970-х собирали деньги на реставрацию уцелевших зданий.
Обновление Старого города – площади Рёмерберг и так называемого Крёнунгсвег (коронационного пути, по которому веками проходили немецкие короли и императоры в городскую ратушу города) – планируется завершить в этом году. Причем 15 зданий комплекса восстанавливают по первоначальным чертежам, а остальные, их более 20, будут новыми, но с отсылками к архитектуре былых эпох. Обновленные здания, как и в описанных выше случаях, – это именно новоделы, напоминающие предшественников лишь внешне.
Мюнхен
В отличие от Франкфурта Мюнхен, ничем ему не уступающий в экономическом плане, внешне совсем не производит впечатление современного мегаполиса. Небоскребы здесь рассеяны по всему городу, не образуют возвышающуюся доминанту финансового центра, а скромно соперничают со шпилями церквей.
Мюнхен также пострадал во время войны, и восстановление его происходило по консервативной модели. Так, здание Баварской государственной оперы, возведенное в 1810–1818 гг. и практически полностью разрушенное в 1943 г., было восстановлено в конце 1950-х – начале 1960-х на собранные Обществом друзей национального театра пожертвования, причем «друзья» настояли на восстановлении здания, а не строительстве современной «коробки».
Наталья ПОПОВА
Показательные примеры перестройки и реконструкции – крупные города Германии, которые в годы Второй мировой войны были разрушены чуть ли не до основания
Сейчас Германия переживает строительный бум с уклоном в барокко и рококо
Все так называемые исторические здания (Ноймаркт в Дрездене и Николайфиртель в Берлине) – это своего рода обманка, новодел
Дрезден был буквально стерт с лица земли, и восстановление его исторических памятников ведется до сих пор
Ганновер – один из немногих западногерманских городов, где выбор был сделан в пользу обновления, а не историзма. Новое лицо города в 1950-х создавал Рудольф Хиллебрехт. К 1959 г. он возвел то, что позже было названо Ганноверским чудом: территория города была функционально разделена на пространства для работы, жилья и отдыха, но главным нововведением того времени считались многополосные трассы и круговые развязки, проходившие через весь город и связывавшие центр Ганновера с городами-спутниками.