тел. (495) 223-42-15

Комфортные дворы

Стремительное развитие городских агломераций в России в ХХ веке привело к накоплению множества жилищных, коммунальных, транспортных и экологических проблем, необходимость решения которых становилась со временем все более очевидной.

Острота проблем в российских городах в значительной степени связана с возможностями финансирования городского хозяйства, которые весьма различны. Так, совокупный бюджет полутора десятков городов-миллионников (без двух столиц) на 20% меньше бюджета одного Петербурга и в 4,5 раза меньше бюджета Москвы. Расходы бюджета на одного жителя в Воронеже в 8 раз меньше, чем в Москве, в Ростове-на-Дону – в 4,5 раза, а в среднем в городах-миллионниках – в 6 раз ниже московского уровня.

Недофинансирование ограничивает возможности совершенствования инфраструктуры и транспортной системы, поддержания на должном уровне коммунального хозяйства и состояния дорог, не говоря уже о расходах на образование, медицину и культуру. Собственного экономического потенциала большинству городов для необходимого развития недостаточно, в силу чего они заметно отстают от столицы по основным показателям. Так, в настоящее время средний валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения по регионам России равен 450 тыс. руб., для городов-миллионников он составляет порядка 550-600 тыс. руб., в то время как в Москве ВРП превышает 1,1 млн руб.

В современной России с ее территорией и населением в настоящее время ставится задача выравнивания экономического развития и условий жизни в крупнейших городах страны. Увеличение финансирования развития городов, по мнению экспертов, может быть осуществлено за счет бюджетных ресурсов. При этом специальные государственные инвестиционные вложения, предназначенные для реализации инфраструктурных проектов, приведут к ускорению экономического роста и увеличению будущих налоговых поступлений, что в довольно короткое время обеспечит возврат затраченных средств.

Правительство РФ разрабатывает в настоящее время специальную программу «ЖКХ и городская среда», которая предусматривает совершенствование общественного пространства, создание благоприятных для проживания и проведения досуга условий. Предполагается изменить направленность жилищного строительства, сокращая долю стандартных многоэтажных домов и уделяя в будущем больше внимания малоэтажной застройке, благоустройству территории, развитию общественного пространства, расширению зеленых зон.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, выступая на Петербургском экономическом форуме, сообщил, что на программу «ЖКХ и городская среда» предполагается выделить 26 млрд руб., которые предназначены для благоустройства дворовых и общественных территорий и объектов, улучшения окружающей среды. Программа затрагивает все муниципальные образования с населением свыше 1 тыс. человек. Предполагается, что все они должны иметь свой план совершенствования хозяйства, комплексной модернизации инфраструктуры, организации ухода за территорией, ее озеленения и освещения, проведения культурных мероприятий. При составлении этого плана должен учитываться социальный, возрастной и профессиональный состав населения, конкретные интересы и требования людей. Город – это прежде всего разного рода услуги, которые должны обеспечить местные органы власти.

Существенной частью программы благоустройства городской среды является трансформация бывших промышленных зон и производственных территорий старых предприятий в новые жилые районы или места расположения культурных объектов. В ходе этих преобразований может сохраняться стилистика старого города, но при этом обновленная территория наполняется строениями, выполненными с использованием современных материалов и технологий, организуются новые сервисы, создается комфортное для отдыха и работы пространство.

Новым направлением реформы городской жизни станет переход к полному цифровому управлению всеми процессами. Это отвечает общей задаче цифровизации экономики, выдвигаемой в настоящее время руководством страны. Как и в случае с переводом промышленности на цифру, город получает огромный эффект от создания умной инфраструктуры и инженерии. В городах, перешедших на применение этих технологий, происходит, как показывают расчеты, снижение потребления энергии на 30%, сокращение трафика на 20%, потерь воды – на 20%. А это все существенные статьи расходов городских бюджетов, которые так или иначе лежат на горожанах и которые впоследствии могут быть направлены на благоустройство общественного пространства.

Еще одним направлением совершенствования городской среды должно стать вовлечение самого населения в работу по благоустройству и организации территорий проживания. Такие вопросы, как создание детских площадок, отведение территории под парковки автомобилей, расширение зон зеленых насаждений, организация сбора мусора и отходов, должны решаться с участием самих жителей. Именно такой путь должен способствовать формированию общественного согласия и наилучших условий жизни людей.

Борис ПАВЛОВ

Средние расходы бюджета на одного жителя в российских городах-миллионниках в 6 раз ниже московского уровня

Валовой региональный продукт на душу населения в Москве в 2 раза выше, чем в среднем в российских городах-миллионниках

Согласно социологическим исследованиям Центра экономики инфраструктуры, ключевыми факторами комфортной городской среды являются хорошая транспортная инфраструктура, благоустроенность территории, благополучная социальная обстановка, хорошая экология, доступная стоимость аренды помещений и их наличие.

Характерной особенностью современных городов является трансформация территорий старых неэффективных предприятий в постиндустриальные городские пространства с современным жильем или объектами культуры. Так, в Москве ими стали территории фабрик «Красная Роза», «Большевик», завода им. Лихачева и др. Потенциал столицы в этой сфере огромен – промышленно-коммунальными зонами занято более 18 тыс. га.