тел. (495) 223-42-15

Властелины кольца

Дефицит автомобильных дорог в России достигает, по некоторым оценкам, порядка 1 млн км. На этом фоне строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) вокруг Москвы представляет собой всего-навсего незначительную часть общей грандиозной государственной задачи.

Строительство ЦКАД стало самым глобальным дорожным проектом в России последних десятилетий. О его масштабности говорит и его протяженность — около 530 км, и то, что дорога проходит через экономически важные районы Московской области. Проект направлен на совершенствование инфраструктуры региона, повышение взаимосвязанности территорий. Дорога позволит заметно снизить транспортную нагрузку на ведущие к Москве магистрали, перенаправив транзитные потоки на кольцо вокруг города. По плану, первый этап строительства ЦКАД — основное кольцо — должен быть завершен в начале 2019 г., а полностью реализовать проект предполагается в начале 2020-х годов.

Стоимость этого грандиозного проекта, по оценкам на сегодняшний день, составляет около 300 млрд руб. В ходе строительства будут сооружены 34 дорожные развязки, проложены 278 путепроводов и эстакад. Вдоль трассы планируется оборудовать 62 автозаправочные станции с мини-маркетами и с 22 кафе-ресторанами, 18 станций техобслуживания, 18 мотелей.

На строительстве дороги будут заняты 11 тыс. человек. Содержание и обеспечение работы ЦКАД позволит создать около 200 тыс. новых рабочих мест в Москве и Подмосковье.

Активное строительство дороги реально началось в 2015 г. Проект включает пять дорожных участков (или, по проекту, пусковых комплексов), каждый из которых строит отдельная подрядная организация. Четыре из них образуют непосредственно кольцевую автодорогу, а еще один войдет в состав Московского большого кольца.

Первый дорожный участок — это отрезок от трассы М-4 «Дон» возле Малого бетонного кольца (А107) до трассы М1 «Беларусь» в месте пересечения с Московским большим кольцом. Его протяженность составляет около 110 км. По планам данный участок разбит на два отрезка, из которых один включен в первый этап строительства (от трассы М-4 до ответвления на Наро-Фоминск, протяженностю 49,5 км) и является частью Малого кольца. Второй отрезок (протяженностью 60 км) будет соединять Малое кольцо с Большим в районе Наро-Фоминска в месте пересечения с трассой М-3 («Украина»). Завершить его планируется в ходе второго этапа строительства — в начале 2020-х годов.

Второй участок, согласно проекту, пролегает от трассы М-1 по Московскому большому кольцу до скоростной автострады Москва — Санкт-Петербург (М-11). Его протяженность — около 120 км. Завершить строительство планируется в ходе второго этапа.

Третий участок включает дорогу от трассы М-11 до М-7 «Волга». Его длина — 104,7 км. Частично это будет новое строительство, а частично—реконструкция существующей «Малой бетонки» (А107).

Четвертый дорожный участок пролегает от трассы М-7 и соединяется с первым участком на пересечении с трассой М-4. Его протяженность — 96,5 км. Он представляет собой абсолютно новую дорогу, которая пройдет недалеко от «Малой бетонки».

Пятый участок замыкает Московскую кольцевую дорогу и будет соединять первый и третий участки от трассы М-3 (Киевское шоссе) до М-11 (скоростная трасса на Санкт-Петербург). Его длина — почти 90 км. На этом отрезке планируется не прокладывать новую дорогу, а провести полную реконструкцию Малого бетонного кольца, чтобы не нарушать сложившуюся плотную застройку территорий и не переносить расположенные в этом районе важные объекты.

Сооружение ЦКАД ведется в рамках государственно-частного партнерства, в ходе которого соотношение государственного и частного финансирования составляет в среднем 40 к 60. Реализация подобных крупных инфраструктурных проектов, как правило, занимает немало лет, при этом имеется ввиду не только время строительства, но и определенный период эксплуатации, нацеленный на обеспечение окупаемости затрат.

Одной из сложностей данного проекта стало то, что трассу в значительной части приходится прокладывать по населенным и уже застроенным территориям. Это существенно удорожает стоимость работ в связи с необходимостью изъятия и выкупа земель, выплаты компенсаций прежним собственникам. Частично эту проблему проектировщики решали за счет прокладки некоторых участков дороги по уже существующему Малому бетонному кольцу Москвы.

В целом проект ЦКАД относится по современным меркам не к самым дорогим стройкам. Стоимость 1 км полотна, согласно проекту, в среднем обходится примерно в 570 млн руб. Для сравнения можно сослаться на стоимость 1 км Четвертого транспортного кольца в Москве, которая составляет более 19 млрд руб. Еще один пример — скоростная трасса М-11 Санкт-Петербург — Москва, 1 км которой, по данным Минтранса РФ, обошелся в 2,7 млрд руб. А вот на участке трассы М-5 «Урал» (Москва — Челябинск) стоимость 1 км составила 250 млн руб., четырехполосной дороги на Камчатке — 563 млн руб.

Для Москвы и региона в целом ЦКАД является весьма важным экономическим объектом будущего. Кроме того, дорожное строительство — один из лучших способов поддержания хозяйственной деятельности в кризисные периоды. Согласно экспертным исследованиям, один рубль вложения в прокладку дорожной магистрали стимулирует экономическую активность в 10 руб. в других отраслях.

Одним из отрезков ЦКАД (часть первого участка, включенная в первый этап строительства ) занимается АО «КРОКУС». Протяженность его составляет 49,5 км. Дорога будет проходить по территории городского округа Домодедово, Подольского района Московской области, Троицкого административного округа Москвы и Наро-Фоминского района МО. На Московском участке, протяженность которого 22 км, будут построены 2 транспортные развязки: на пересечении с Калужским шоссе и у памятного знака «26-й пикет». Еще две развязки будут возведены на пересечении с Варшавским и Каширским шоссе. Благодаря ЦКАД все вылетные московские магистрали будут соединены в будущем в единый контур.

При строительстве участка, за который отвечает АО «КРОКУС», помимо 4 развязок будет возведен в общей сложности 41 мостовой путепровод, а также 1 подземный и 8 наземных пешеходных переходов. В ходе дорожных работ необходимо уложить 13,3 млн куб. м песка и щебня, а также 670 тыс. т асфальта. Прогнозная интенсивность движения автомобилей по данному отрезку ЦКАД составит в первые три года эксплуатации от 33 тыс. до 39 тыс. единиц в сутки.

Работы на этом отрезке строительства кольцевой дороги продвинулись в наибольшей степени в сравнении с другими участками.

Вот что рассказал об этом президент АО «КРОКУС» Араз Агаларов: «Строительство ЦКАД на участке, которым занимается «КРОКУС», имеет некоторые особенности, связанные с тем, что часть дороги проходит по территории Москвы, т.е. недавно присоединенного к ней Троицкого округа. Это потребовало определенных дополнительных действий при оформлении строительных работ, поскольку в городе порядок согласования сложнее, чем в области. Помимо этого на данном участке в силу рельефа довольно высокая плотность мостов и путепроводов. Еще одна сложность связана с прохождением в районе Калужского шоссе большого узла магистрального газопровода, а также еще двух веток газопровода в других местах вблизи строящейся трассы. Для проведения дорожных работ газопровод придется везде перекладывать, что потребует значительного времени, усилий и согласований.

Еще одна часто встречающаяся проблема— незаконно построенные дома по трассе прохождения дороги, которые появились уже после того, как проект ЦКАД был утвержден. Участки земли по маршруту будущей дороги были зарезервированы в свое время согласно проекту, с запретом частного строительства на них, однако коттеджи там все равно почему-то появились. Сейчас инициированы судебные дела с их владельцами. В принципе процедура освобождения земельных участков под госнужды прописана законом, но тем не менее проходит она каждый раз болезненно и, как правило, через суды.

Пока идет тяжба об освобождении земли под строительство, «КРОКУС» вынужден брать проблемные участки в аренду и начинать там работу, чтобы не терять время. В частности, идет расчистка территории вблизи «Малой бетонки».

Сложная работа предстоит на пересечении с трассой М-4. Здесь придется первый участок встраивать в существующую развязку. При этом с другой стороны сюда должен влиться четвертый участок ЦКАД. Необходимо будет дополнительно проводить координацию работ всех подрядчиков.

Особое внимание будет уделено строительству мостовых переходов, которых несколько десятков на первом участке. Необходимая рабочая документация на них разрабатывается и частично уже получена. Строительство этих объектов планируется начать одновременно и закончить весной 2017 г. К этому времени должны быть подготовлены необходимые запасы щебня, песка и других материалов для строительства дороги по всему протяжению. За лето 2017 г. будет сделана первая, черновая версия трассы. Затем необходимо некоторое время для усадки дороги. Возможно, что где-то в течение 2017 г. будет уложен даже первый слой асфальта. В целом конечный вариант трассы планируется сдать к концу 2018 г.»

Борис ПАВЛОВ

Стоимость ЦКАД, по оценкам на сегодняшний день, составляет около 300 млрд руб. В ходе строительства будут сооружены 34 дорожные развязки, проложены 278 путепроводов и эстакад

Строительством одного из отрезков ЦКАД, протяженностью 49,5 км, занимается АО «КРОКУС»

На строительстве кольцевой дороги будут заняты 11 тыс. человек. Ее содержание и обеспечение работы позволят создать в Москве и Подмосковье около 200 тыс. новых рабочих мест

При сравнении стоимости строительства автодорог в разных странах необходимо учитывать сопоставимость данных и сравниваемых объектов.

Так, в США затраты на проектно-изыскательские работы, выкуп земель, снос зданий, перенос коммуникаций и выплаты собственникам за объекты, которые попадают под строительство будущей трассы, производятся за счет федерального финансирования (или бюджета штата).

Согласно действующим в России нормативам, в смету строительства дорог включаются затраты на перекладку коммуникаций, снос объектов недвижимости, отселение, компенсационное строительство, выплату компенсаций гражданам и владельцам недвижимости. По данным Росавтодора, в России затраты на выкуп земель, ликвидацию строений и компенсацию собственникам могут занимать 5–30% от стоимости дорожных работ.

Средняя стоимость строительства автодорог (млн руб./км полосы, в ценах 2014 г.*)

  • Канада 163,9
  • США 127,05
  • Германия 81,2
  • Россия 58,8
  • Китай 29,03
  • Польша 25,8

*Расходы пересчитаны по курсу 1 долл. = 38,61 руб.

Источник: журнал «Экономика. Налоги. Право», №4 2015, «Сравнение стоимости строительства автомобильных дорог в России и в странах мира», Решетова Е.М.

Протяженность автодорог в некоторых странах (тыс. км)

Страна (год данных)

Все дороги*

С твердым покрытием

Скоростные

США (2012)

6586,6

4304,7

76,3

Китай (2011)

4106,4

3453,9

84,9

Россия (2012)

1283,4

927,7

39,1

Япония (2014)

1218,8

992,8

84,3

Канада (2008)

1042,3

415,6

17,0

Франция (2010)

1028,4

1028,4

11,4

Германия (2010)

645,0

645,0

12,8

Швеция (2010)

579,6

135,4

1,9

Финляндия (2012)

454,0

50,0

0,7

Польша (2012)

412,0

280,7

2,4

Великобритания (2009)

394,4

394,4

3,5

Турция (2012)

385,8

352,3

2,1

Венгрия (2014)

203,6

77,1

1,6

Чехия (2011)

130,7

130,7

0,7

Греция (2010)

116,0

41,4

1,1

* Дороги с твердым покрытием и грунтовые.

Источник: сайт www.cia.gov (The World Factbook, CIA).

Срок службы автодорог (годы)

  • Германия 30
  • США 30
  • Китай 20
  • Франция 20
  • Финляндия 20
  • Россия 13

Источник: сайт www.avto25.ru

Удельная стоимость строительства 1 км дороги* (млн руб.)

  • Мост Фемерн (трасса Гамбург — Копенгаген) 54,9
  • Тоннель в Брюсселе 45
  • Краснопресненский проспект (от МКАД до ул. Живописной) 21,6
  • Звенигородское шоссе— «Москва-Сити» 11,1
  • Краснопресненский проспект (от ул. Живописной до 3-го Силикатного проезда) 10,8
  • Варшавское шоссе (от МКАД до Щербинки) 3,1

* В однополосном исчислении.

Источник: газета «Ведомости», 3.12.2015.