тел. (495) 223-42-15

Рецепт от кризиса

Знаменитый афоризм о дураках и дорогах давно навяз в зубах. Просто в некоторых странах преобладают дураки, а в других — дороги. Одна из стран, в которых умное строительство дорог стало ключом к выходу из кризиса, — США.

Великая депрессия накрыла США с головой. В 1929–1933 гг. промышленное производство в США сократилось в 2 раза. По официальным данным, в 1933 г. в стране было 14 млн безработных. Вступив в должность президента в марте 1933 г., Франклин Рузвельт в течение первых 100 дней своего пребывания у власти выступил с рядом законодательных инициатив, составивших ядро провозглашенного им «Нового курса».

В течение месяца Конгресс США рассмотрел и 16 июня 1933 г. принял закон о восстановлении национальной промышленности. В тот же день указом Ф. Рузвельта было создано Управление общественных работ, УОР (Works Progress Administration, WPA), важнейшим приоритетом которого стало масштабное строительство автодорожной инфраструктуры и мостов.

Строительство дорог, включая перепланировку улиц, велось по всей территории США. УОР заключало контракты с частными строительными компаниями, а они уже реализовывали конкретные проекты. В свою очередь эти компании могли нанимать рабочих на рынке труда по своему усмотрению. Такая форма борьбы с массовой безработицей имела самое непосредственное отношение к успешной реализации строительных проектов, поскольку строительные фирмы получили возможность нанимать квалифицированную рабочую силу. Другие ведомства, созданные в годы «Нового курса», например Управление проектами занятости, обеспечивали рабочими местами малоквалифицированных рабочих.

Всего Управлением было реализовано почти 11,5 тыс. строительных проектов. В результате в США в 1930-е годы была построена автодорожная сеть протяженностью свыше 1 млн км и 124 тыс. больших и малых мостов. Автодорожное строительство включало также создание световых мачт и столбов; всего было установлено 69 тыс. сооружений подобного рода.

Крупнейшим инженерным проектом того времени стало завершение строительства Заморского шоссе (Overseas Highway) во Флориде и моста Трайборо в Нью-Йорке. Заморское шоссе протяженностью свыше 180 км было построено на месте старой железной дороги, соединявшей материковую часть шт. Флорида и группу островов Флорида-Кис. Составной частью Заморского шоссе стали 40 больших и малых мостов, соединяющих острова архипелага. В 1935 г. железнодорожная сеть была практически полностью разрушена мощным ураганом, который унес жизни свыше 400 человек. Эта трагедия, вызвавшая большой общественный резонанс в Америке, способствовала резкому ускорению строительства автострады. Сквозной проезд от Майами до самого южного острова архипелага — Ки-Уэста был открыт в марте 1938 г. Дорога способна выдерживать мощные землетрясения и ураганы благодаря защитным дамбам. Заморское шоссе позволило превратить архипелаг Флорида-Кис в один из самых посещаемых и привлекательных курортов современной Америки, сохранить его уникальную фауну и флору, включая красивейшие коралловые рифы; до того эти заброшенные острова, лишенные нормального сообщения, были убежищем для бродяг и бездомных.

Мост Трайборо представляет собой систему, состоящую из трех мостов, соединяющих три района Нью-Йорка — Манхэттен, Квинс и Бронкс. Так же, как и Заморское шоссе во Флориде, этот строительный проект УОР явился продолжением прежнего начинания: его сооружение началось в 1929 г. городскими властями Нью-Йорка, однако было заморожено весной 1932 г. из-за нехватки средств. В ноябре 1933 г. оно было возобновлено благодаря федеральному кредиту в 44 млн долл., и 11 июля 1936 г. мост был официально открыт. Суммарная протяженность трех его пролетов составляет 631 м. На открытии одного из самых красивых нью-йоркских мостов присутствовал лично Рузвельт, который заявил на торжественной церемонии, что этот мост символизирует новую роль государства в развитии экономической инфраструктуры: «Наш народ нуждается и требует современного государства вместо антикварной государственной машины прошлого подобно тому, как он нуждается и требует сооружения современных мостов, вроде моста Трайборо, вместо паромов прежних времен».

Строительство автодорожной сети в 1930-е годы было вызвано в том числе необходимостью коренной модернизации американских шоссейных дорог и мостов. Ярким примером явилось сооружение двух мостов-близнецов в штате Массачусетс через канал Кейп-Код, отделяющий материковую часть США от полуострова Кейп-код — популярного места отдыха на Северо-Востоке США. В 1914 г. полуостров был отделен от материка самым широким в мире безшлюзовым каналом, через который был построен подъемный мост. Вместо него в 1933 г. УОР начало сооружение двух мостов-близнецов — Борна (727 м) и Сагамора (429 м). Через два года они были открыты для движения. В 1934 г. мост Борн получил высшую премию Американского института стальных конструкций как самый красивый стальной мост Америки того времени.

В 1930-е годы восстановление промышленности оказалось тесно связанным с ускорением регионального развития США. Строительство новой и модернизация существовавшей автодорожной сети стали важнейшими факторами последующего индустриального развития экономики западных штатов. Главным символом автодорожного строительства на Западе США стал ввод в эксплуатацию знаменитого шоссе 66 (Route 66), связавшего главный промышленный центр Среднего Запада — Чикаго (штат Иллинойс) с ведущим экономическим ареалом Калифорнии — Лос-Анжелесом.

Ее строительство началось еще в середине 1920-х годов. Конфигурация шоссе 66 длиной около 4 тыс. км (в конце 1930-х она получила название Дороги возможностей) заметно отличалась от традиционных американских прямолинейных автострад, соединявших географические пункты кратчайшим путем. Она имела форму гиперболы и проходила по восьми штатам. Начинаясь в Иллинойсе, она уходила на юг по территории Миссури, Канзаса, Оклахомы, поворачивала на запад в Техасе и далее по прямой через Нью-Мексико и Аризону выходила в Калифорнию, где и заканчивалась. В течение 5 лет — с 1933 по 1938 г. — десятки тысяч людей из всех американских штатов трудились над сооружением дороги, которая в 1938 г. стала первой в Америке полностью асфальтированной шоссейной автострадой.

Шоссе 66 было изначально задумано как транспортная артерия, соединяющая аграрные районы Среднего Запада. Оно внесло огромный вклад в последующее формирование американского аграрно-промышленного комплекса. Однако в годы «Нового курса» оно в прямом смысле слова стало дорогой жизни, позволив примерно 210 тыс. человек переехать из штатов, пострадавших от пылевых бурь начала 30-х годов ХХ в., на постоянное жительство в Калифорнию.

Эта дорога в значительной степени способствовала росту конкурентоспособности американской автотранспортной отрасли, которая на равных смогла конкурировать с железнодорожным транспортом. И наконец, сыграла решающую роль в становлении американского ВПК во время Второй мировой войны, дав возможность создать военное производство в Калифорнии, главным образом в районе Лос-Анжелеса — Сан-Диего.

Всего в годы «Нового курса» на сооружение автодорожной сети и связанных с ней мостов по линии УОР было выделено и освоено порядка 1 млрд долл. Новейшие американские оценки экономической эффективности автодорожного строительства показывают, что 1 долл. соответствующих инвестиций обеспечивает выпуск продукции на 6 долл., т. е. норма прибыли составляет 500% (!). Помимо этого, каждый доллар инвестиций в автодорожное строительство сокращает ежегодно издержки производства продукции почти на 25 центов, и, таким образом, в долгосрочной перспективе только по этому параметру экономические выгоды примерно в три раза превышают объем первоначальных вложений. И наконец, построенные по новейшим строительным технологиям автодороги и мосты заметно уменьшают число смертей, травм и ДТП.

К концу 1930-х годов в США сложились контуры прочного сотрудничества федерального центра и властей штатов в системе автодорожного строительства. Федеральное правительство предоставляло финансовую поддержку властям штатов, осуществляя при этом контрольные функции, а власти штатов являлись разработчиками и исполнителями строительных проектов.

В Нью-Йорке именем Рузвельта названа красивейшая автострада длиной свыше 15 км, протянувшаяся вдоль реки Ист-Ривер с севера на юг Манхэттена, — это одна из главных достопримечательностей финансовой столицы Америки. Основной этап ее реконструкции начался в 1934 г. в рамках строительного проекта «Нового курса».

Владимир ВАСИЛЬЕВ, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, д. э. н.

Число занятых на общественных работах, организованных УОР во второй половине 1930-х годов, достигало 4 млн человек. С учетом членов семей, занятых на государственных работах, до 20 млн американцев улучшили свои условия жизни. Почти в каждом городе в США появилась новая школа, мост или парк, созданные с помощью Управления. В рамках проекта были построены, в частности, загородная резиденция президента США Кемп-Дэвид (1935—1938), мост Золотые Ворота в Сан-Франциско (1933–1937 гг.), Обсерватория Гриффита в Лос-Анджелесе (1933–1935 гг.) и многие другие объекты.

Управлением общественных работ было реализовано почти 11,5 тыс. строительных проектов. В результате в США в 1930-е годы была построена автодорожная сеть протяженностью свыше 1 млн км и 124 тыс. больших и малых мостов.

Политика «Нового курса» Рузвельта последовательно претворялась в жизнь в течение 6 лет, вплоть до начала Второй мировой войны в 1939 г.

Шоссе 66 было задумано как транспортная артерия, соединяющая аграрные районы Среднего Запада. Оно внесло огромный вклад в последующее формирование американского АПК

В годы «Нового курса» на сооружение автодорожной сети и связанных с ней мостов по линии УОР было выделено и освоено порядка 1 млрд долл.

210 тыс. человек переехали из штатов, пострадавших от пылевых бурь начала 30-х годов., в Калифорнию благодаря шоссе 66