тел. (495) 223-42-15

Погоня за мечтой

«Мечтай о чем-нибудь великом», — говорил герой фильма «Курьер». Илон Маск мечтает освободить планету от нефтяной зависимости, отправить человека на Марс, запустить принципиально новый вид транспорта. Его мечты становятся реальностью и постепенно меняют наш мир.

Простой южноафриканский парень

Биография Илона Маска, одного из самых успешных предпринимателей Кремниевой долины, внешне непримечательна. Примечательна глобальность его замыслов и упорство, с которым он идет к своим целям. Илон Рив Маск родился в 1971 г. в ЮАР в семье рядового инженера. В 10 лет у него появился первый компьютер, и мальчик, как, впрочем, многие подростки в то время, самостоятельно научился программировать. Через 2 года он заработал свои первые 500 долл., продав игру-стрелялку Blast Star, которую сам написал.

После окончания школы в Претории 17-летний юноша, несмотря на возражения родителей, уезжает в Канаду к родственникам матери. Он получил канадское гражданство, два года проучился в Королевском университете Онтарио и в 1992 г. осуществил свою первую серьезную мечту — переехал в США.

В университете Пенсильвании он получил степень бакалавра в области бизнеса, а затем и физики. Молодой человек был склонен не только к точным наукам, но и к философии, к рассуждениям о судьбах мира. Большое влияние на него оказали книги Айзека Азимова.

«Когда я учился в колледже, — говорил Маск в интервью журналу Business Week, — я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Вот такие мечты были у двадцатилетнего юноши.

Интернет: интересно, но мелковато

Летом 1995 г. Маск поступил в аспирантуру Стэнфордского университета для продолжения обучения в области прикладной физики и материаловедения. Однако, оказавшись в самом центре бурлящей идеями и новациями Кремниевой долины, вместо продолжения учебы создал свою первую компьютерную компанию Zip2.

Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в те годы поисковик AltaVista купил Zip2 за 307 млн долл. наличными и 34 млн долл. ценными бумагами. Эта сделка установила рекорд по продаже компании за наличные. Часть вырученных денег (20 млн долл.) Маск тут же спустил на люксовые покупки — спорткар McLaren F1 (который он разбил годом позже) и частный самолет.

В те годы даже платеж банковской картой считался чем-то новым, а электронные платежи и вовсе находились в зачаточном состоянии. Именно они и заинтересовали Маска. Он создал стартап X.com, который в 2000 г. на паритетных началах слился с компанией-конкурентом Confinity. Так на свет появилась PayPal, которую в 2002 г. купил интернет-аукцион eBay за 1,5 млрд долл. (основатель X.com получил за свою долю 180 млн долл.).

Если у Маска была цель не просто зарабатывать деньги, а менять мир, то создание одной из ведущих платежных систем современности — PayPal стало первым шагом на этом пути.

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества», — амбиций у Илона Маска не отнять.

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск явно не собирался попасть в эту ментальную ловушку.

Всё зеленее и зеленее

После продажи PayPal у Маска появились средства, чтобы начать претворять в жизнь свои самые глобальные замыслы — космонавтику и альтернативные источники энергии. В 2004 г. с личным вкладом в 70 млн долл. он вошел в стратап-проект Tesla Motors, которую годом раньше создали инженеры Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к ценам на нефть — миссия вполне в духе Маска.

Он участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus. К 2006 г. проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы» Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.

Однако просчеты менеджмента привели к тому, что к 2007 г., на который был намечен запуск серийного производства электрокара, его отпускная стоимость оказалась практически вдвое выше, чем заложенные в проект 92 тыс. долл. Были и другие неувязки, и выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

В кризисной ситуации Илон Маск проявил необходимые менеджерские качества: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту. Он без малейших сантиментов уволил Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время сам стал у руля компании. В итоге Roadster увидел свет в 2008 г. с незначительным — менее чем на 20 тыс.— повышением цены в чеке.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне грустного положения дел в традиционном автопроме. В 2010 г. Tesla Motors провела первое автомобильное IPO в США с 1956 г. (тогда на биржу вышел Ford). За акцию компании давали 17 долл., на рынке удалось привлечь 225 млн долл. Cегодня одна акция Tesla стоит более 250 долл., активы компании оцениваются в 8 млрд долл., а общий доход в 2015 г. составил 4 млрд долл.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство в 2013 г. по цене от 69,9 тыс. долл. На презентации Model S Маск заявил, что через 20 лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими.  По мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.

К звездам, к звездам!

Если бы Илон Маск ограничился производством электромобилей или модульных частных солнечных электростанций, которые делает компания SolarCity, только за это его можно было бы назвать безусловно успешным бизнесменом и новатором. Впрочем, успехом в Кремниевой долине удивить сложно. Но то, что задумал и сделал Маск, стало по-настоящему беспрецедентным событием. Он решил основать частную ракетостроительную компанию и создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс.

«Я был очарован перспективой колонизации Марса и стал учредителем проекта Mars Oasis. Цель — создать на этой планете автоматизированные парники, которые в перспективе могли бы стать инкубатором для самоподдерживающейся экосистемы. И все было бы хорошо, если бы не огромная цена доставки парников на Марс. Я даже попытался купить ракеты в России и провел переговоры с русскими чиновниками, но друзья объяснили: эта сделка попахивает таким криминалом, что в глазах спецслужб я рискую превратиться во второго бен Ладена. И я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?» — рассказывает Маск.

В 2002 г. бизнесмен основал Space Exploration Technologies Company (SpaceX). В проект он вложил более 100 млн долл. Стоимость предложений на рынке — от 15 млн долл. за ракету в России до 65 млн в США — предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в США. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в бюрократизации космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопущению на рынок новых игроков.

На разработку ракеты Falcon 1 ушли четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций. В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей — Merlin, Kestrel и Draco — были созданы с нуля без всякого вмешательства государства. В 2006 г. на SpaceX обратили внимание в NASA. «Моя цель — создать не просто ракету, а надежную ракету и по доступной цене. Меня много раз предупреждали: если снижать затраты, то тем самым уменьшается и надежность. На мой взгляд, это в корне неверно, — рассказывает Маск. — Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы и нашли — прекрасный работающий теодолит, сэкономив около 25 тыс. долл.».

22 мая 2012 г. компания первой в истории частного космоса отправила космический корабль Dragon к МКС. В 2015 г. SpaceX осуществила 6 запусков. Но для Маска все достижения SpaceX — лишь подготовка к осуществлению главной мечты — экспедиции на Марс. Он хочет сам стать пионером-колонизатором Красной планеты. Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс. Пассажирская версия корабля Dragon V2 для транспортировки астронавтов на МКС находится в финальной фазе разработки.

14 января 2016 г. NASA выбрала компанию SpaceX одним из трёх победителей конкурса по второй фазе программы снабжения МКС с 6 гарантированными миссиями для корабля Dragon и возможностью продления контракта.

Маск не просто упрямо и настойчиво идет к осуществлению своей мечты. Он заставляет шевелиться и других, он зримо меняет наш мир.

Успех SpaceX заставил американскую компанию United Launch Alliance (производит ракеты «Атлас» и «Дельта») объявить о масштабной реструктуризации с целью снижения стоимости запуска в два раза. Японская Mitsubishi Heavy Industries также объявила о планах по снижению стоимости запуска в два раза. Руководитель Arianespace (ракеты «Ариан») заявил, что из-за давления SpaceX реструктуризируется вся европейская космическая индустрия. Для сохранения своей позиции на рынке компания была вынуждена снизить цены и запросить субсидии у государства. К концу 2014 г. SpaceX начала вытеснять Arianespace с лидирующей позиции на рынке коммерческих запусков.

Гиперпетля

Казалось бы, всех этих достижений вполне достаточно, чтобы войти в историю. Но энергия Маска продолжает бить ключом. Он решил ни много ни мало создать «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам», — говорил бизнесмен в интервью агентству Bloomberg о проекте Hyperloop.

Он задумал кардинально облегчить транспортную коммуникацию между двумя главными городами Калифорнии — Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Если его задумка осуществится (а до сих пор все его замыслы становились реальностью), расстояние в 560 км можно будет преодолеть за 30 минут, т. е. вдвое быстрее, чем самолетом, не говоря уже об автотранспорте.

Речь идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи. Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета в 20 долл. и перевозке за этот срок 7,4 млн пассажиров в каждую сторону.

Использованы материалы с сайта www.constructorus.ru

Ирина СКИБИНСКАЯ

Hyperloop должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под 70 млрд долл. (сумма может вырасти и до 100 млрд, уверен Маск). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды».

Как пишет CNN Money, в июне 2015 г. самая популярная марка Tesla — Model S преодолела важную веху: машины этой модели в общей сложности проехали 1 млрд миль, или 2 тыс. раз преодолели расстояние от Земли до Луны. По расчетам специалистов компании, ее автомобили предотвратили выбросы в атмосферу 570 млн т двуокиси углерода.

В апреле 2016 г.  компания начала прием заявок на новую модель своего автомобиля Model 3. Ажиотаж превзошел все ожидания. Всего за неделю поступило 325 тыс. заявок от желающих приобрести Tesla. Это соответствует потенциальным продажам на сумму около 14 млн долл. и является свидетельством гигантского интереса публики к электромобилям.

В SpaceX трудится всего 4 тыс. человек, что гораздо меньше, чем в других компаниях, запускающих ракеты подобного класса. Это связано со стремлением Маска максимально удешевить запуски

Маск поставил перед собой цель — в 10 раз уменьшить затраты на космические полеты

В январе 2016 г. на инвестиционном форуме в Гонконге Маск сообщил, что его компания надеется осуществить полет на Марс в 2020–2025 гг.

На июнь 2016 г. состояние Илона Маска оценивалось в 12,7 млрд долл. В списке богатейших людей планеты он находится на 83-м месте