тел. (495) 223-42-15

И потянулись караваны…

«Охота к перемене мест — весьма мучительное свойство», — писал поэт. Люди всегда путешествовали, стремились познать новые города и страны. Но только в XX в. они получили уникальную возможность путешествовать вместе со своим домом, пусть временным, но самым настоящим — с гостиной, спальней, кухней. Речь идет о специальных жилых автофургонах, получивших в наши дни всемирное признание.

Растущий спрос на такие путешествия породил новую отрасль производства и услуг, и, как следствие, появились специализированные выставки. В Европе они называются caravan salon (салон автофургонов), а за океаном — RV Show (от слов ”recreation vehicle” — шоу автомобилей для отдыха). Характерна география их распространения — прежде всего, в США и странах ЕС, где уровень доходов граждан позволяет им в массовом порядке проводить отпуск в домах-фургонах. Столь же закономерен успех подобной выставки в Пекине, появившейся совсем недавно, в 2012 г., — китайцы тоже стали жить лучше и хотят комфортно путешествовать по своей стране.

Что включают эти экспозиции? Товаров — море, на любой вкус и цвет. Самое простое — палатки с жестким каркасом для установки на крышу любого транспортного средства, но это, конечно, классический туризм. Далее следуют трейлеры, прицепы и самый распространенный вид фургонов — «автомобильные дома» на шасси серийных моделей микроавтобусов. Особую нишу на рынке занимают элитные «особняки на колесах» с большим внутренним пространством, встроенной цифровой техникой и сервисом на уровне первоклассных отелей.

Понятно, что где автомобили, там и многочисленные аксессуары, оборудование, комплектующие и материалы для создания кемпинга и занятия спортом.

Стоит отметить, что практически все подобные выставки, за редким исключением, носят национальный характер, т. е. предназначены для экспонентов и посетителей преимущественно из своей страны, что особенно заметно, когда речь идет о небольших государствах. В Нидерландах из 149 экспонентов выставки Kampeer & Caravan Jaarbeurs в Утрехте лишь 23 оказались зарубежными, а из 35 тыс. зарегистрированных посетителей только 353 приехали из-за границы (данные 2014 г.). На выставке Caravaning в Барселоне все 21,5 тыс. гостей были местными, испанцами, ни одного иностранца!

И еще одно характерное отличие. Дело в том, что автофургонов и прочей техники на выставках бывает так много, что значительная их часть располагается не в залах, а на открытых площадках рядом с комплексом. Так, в Пенсильвании на шоу PRVCA под крышей находится лишь 5% автомобилей — как тут считать площадь нетто и брутто?

Caravan salon — от Дюссельдорфа до Пекина

Крупнейшая в мире ежегодная выставка «домов на колесах» Caravan Salon Düsseldorf появилась сравнительно недавно, в 1989 г., и это — безусловный успех компании Messe Düsseldorf GmbH, ведь аналогичные мероприятия в Барселоне, Париже и Берне старше на 30-40 лет.

В 2015 г. в столицу земли Северный Рейн-Вестфалия приехали 544 экспонента, включая 176 иностранных из 30 стран, а также 203 тыс. посетителей (доля специалистов — 92%). Площадь нетто достигла 99 тыс. кв. м.

Caravan Salon — единственная выставка в Дюссельдорфе, в ходе которой на парковке рядом с комплексом устраивается кемпинг — Caravan Center. Каждый год более 65 тыс. посетителей проживают в нем в собственных автофургонах, что, конечно, нельзя не признать еще одним коммерческим успехом хозяев, ведь удобство это не бесплатное (от 18 до 25 евро в сутки за парковочное место). С 2003 г. частью выставочной программы стали специальные автомобильные и пешие туристические походы по Дюссельдорфу и его окрестностям.

Другой сервис — членство в виртуальном Caravan Salon Club. Каждый, кто зарегистрируется на сайте проекта, получит десятки предложений, начиная с бесплатной ночевки в кемпинге и заканчивая 7%-ной скидкой на пневматические подвески.

Успех выставки в Дюссельдорфе дал старт «братскому» проекту на другом конце земли. С 2012 г. компания Messe Düsseldorf (Shanghai) Co. готовит ежегодную выставку All in CARAVANING в Национальном выставочном центре Пекина. В 2015 г. в ней участвовало 294 компании и более 7 тыс. посетителей, в основном — китайцы (91% и 99% соответственно). Площадь нетто составила 11,5 тыс. кв. м.

По дорогам Европы

Удивительный факт: между Германией и Нидерландами нет никаких границ (практически одна страна — Евросоюз), тем не менее незримый барьер существует и называется он — менталитет. На сайте выставки в Дюссельдорфе — абсолютно четкая достоверная статистика (данные ежегодного аудита). Организаторы выставки Caravana в голландском городе Леуварден поступили иначе. На сайте проекта — лишь общие слова и призывы участвовать в 2017 г. Можно ли верить «круглым цифрам» организатора — компании WTC Expo (в 2015 г. — более 400 экспонентов и 48 тыс. посетителей), каждый решает сам. Самый достоверный показатель на сайте — 45 тыс. кв. м, но это площадь брутто всех павильонов комплекса с холлами и коридорами.

Перенесемся в швейцарский Берн, где компания Bernexpo AG ежегодно начиная с 1967 г. проводит Suisse Caravan Salon. Показатели 2015 г.: 323 участника, включая 50 иностранцев, и около 38 тыс. посетителей. Девиз проекта: “Dabei ist alles!” — «Здесь есть все!». В прошлом году «гвоздем программы» стал аукцион, на который выставили легендарный «автобус хиппи» — один из первых гражданских минивэнов Volkswagen T1. Полвека назад, благодаря популярности среди хиппи, он стал лицом эпохи (не у нас, разумеется).

Во времена объединения Германии появились три ежегодные выставки автокараванов: сначала в Дюссельдорфе (1989), потом в Эрфурте (1992), последняя в Бремене (1994). Судьбы их сложились по-разному. Первый проект, как уже было сказано, добился мирового господства. Выставка Reisen & Caravan в Эрфурте до сих пор считается региональной, хотя по своим масштабам давно приобрела общенациональный характер: в 2015 г. — 215 участников, в т. ч. 26 иностранных, и 33 тыс. посетителей. Но вот что касается бременского салона CARAVAN, то он явно отстал: в 2015 г. — 57 экспонентов, в т. ч. 3 иностранных, и 27,4 тыс. гостей.

Говоря о конкуренции, хочется привести еще один пример — финский. В этой стране в 2014 г. состоялись две профильные выставки: в Турку CARAVAN SHOW (54 компании) и в Хельсинки CARAVAN (23 фирмы). Масштаб, прямо скажем, камерный, почти деревенский. Но ведь конкурируют, не могут договориться.

Другие европейские выставки той же тематики (в скобках: год проведения; количество участников/посетителей): Elmia Husvagn & Husbil, Йё́нчё́пинг, Швеция (2014; 150/35,2 тыс.); Kampeer & Caravan Jaarbeurs, Утрехт, Голландия (2014; 149/35,3 тыс.); Caravan Salon Austria, Вельс, Австрия (2015; 135/более 30 тыс.); Caravaning Brno, Брно, Чехия (2015; 44/42 тыс.).

По широким дорогам США

Бескрайние просторы, всеобщая автомобилизация и отличные дороги привели к тому, что в США путешествия в «домах на колесах» стали обычным делом намного раньше, чем в других странах. Закономерно, что и коммерческие шоу, объединяющие производителей и покупателей автофургонов, появились там более 60 лет назад.

Сегодня в США гордятся десятками различных по масштабу RV Show — в одном только штате Индиана их пять. Самыми крупными считаются ежегодные мероприятия в Кентукки, Калифорнии и Пенсильвании.

Американская ассоциация производителей автомобилей для индустрии отдыха RVIA с 1962 г. организует Recreation Vehicle Industry Annual National RV Trade Show. В 2014 г. в нем приняли участие 286 компаний и 7,4 тыс. гостей. Площадь нетто, арендованная в павильонах Kentucky Exposition Center в Луисвилле, составила 70 тыс. кв. м.

Та же ассоциация на открытой площадке Los Angeles Fairplex в Помоне готовит California RV Show, известное как первое в США шоу автокараванов (год рождения — 1952). Показатели 2015 г.: 146 участников, 35 тыс. посетителей, 78,6 тыс. кв. м. общей площади и 80 тест-драйвов (последний показатель в Калифорнии считают особенно важным).

На другом побережье Америки, в Пенсильвании, с 1968 г. проходит Pennsylvania Recreation Vehicle & Camping Show (в 2014 г.: 142 экспонента, включая 47 производителей, и 46 тыс. посетителей). Устроитель — Pennsylvania Recreation Vehicle & Camping Association. Площадка — Giant Center в городе Херши. Экспозиции в залах и на открытом воздухе занимают примерно 90 тыс. кв. м. Интересный факт: гостям запрещено приводить собак и кошек — для них существует специальная временная гостиница.

Перечислим несколько других известных в США шоу автокараванов: Annual Midwest RV Super Show, Элхарт, Индиана; FRVTA State Convention, Дак Кеу, Флорида; Fall RV & Van Show, Портленд, Орегон;  Southwest RV SuperShow, Даллас, Техас; Fall Maryland RV Show, Тимониум, Мэриленд.

Как известно, американцы не проводят выставочный аудит. В итоге статистическая информация об их мероприятиях, которую можно найти в интернете, не подтверждена независимыми источниками.

Караванинг как образ жизни

Очевидно, что производители «домов на колесах» миллионами нитей связаны с массовым отдыхом и туризмом. Соответственно, экспозиции автофургонов и трейлеров стали неотъемлемой частью сотен туристических выставок по всему миру. Довольно часто именно они определяют лицо своих проектов и самым серьезным образом вмешиваются в конкуренцию узкоспециализированных мероприятий. Подобных примеров немало. Приведем лишь один, самый наглядный.

На западе Германии, в Штутгарте, каждый год начинается с выставки CMT, тематика которой охватывает все виды активного отдыха, вплоть до гольфа и дайвинга. Организатор — Landesmesse Stuttgart GmbH. Тем не менее в 2016 г. из 2068 экспонентов более 850 фирм предлагали товары и услуги, так или иначе связанные с тематикой автокараванов. По словам Оливера Вайделиха, исполнительного директора Немецкой торговой ассоциации караванинга, 52% посетителей СМТ-2016 в первую очередь интересовались товарами для автомобильного туризма.

И два слова о России

У нас специализированных выставок по теме караванинга нет и никогда не было. И это — довольно яркая характеристика образа жизни и уровня доходов российских граждан. При этом у большинства нет не только средств на такую технику, но и желания ее покупать. Не говоря уже о качестве дорог.

Нет сомнений, появление и успешное развитие в России такого рода проектов станет знаковым событием, свидетельствующим о реальном росте уровня жизни и изменении ментальности нашего народа, и уж тогда точно можно будет говорить, что мы наконец-то вошли в число цивилизованных стран мира.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,

«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и Выставки»

Наибольшее количество «караванных» выставок проходит в Европе. Общепризнанным лидером считается Caravan Salon Düsseldorf, однако первенство это не абсолютное, разрыв с конкурентами нельзя считать непреодолимым.

Парижский Salon Vehicules de Loisirs (VDL), в дословном переводе «Салон экипажей для отдыха», в нынешнем году отмечает 50-летний юбилей. Премьера, состоявшаяся в марте 1966 г., для своего времени была впечатляющей: 12 тыс. кв. м, более 100 стендов и 35 тыс. гостей. Сегодня выставка значительно больше, хотя в сравнении с конкурентами не так уж велика: 198 участников, 98,6 тыс. посетителей и около 90 тыс. кв. м. экспозиций в залах и на открытом воздухе.

Успех выставки домов-фургонов в Пекине закономерен — китайцы стали жить лучше и хотят комфортно путешествовать по своей стране

Экспозиции автофургонов и трейлеров стали неотъемлемой частью сотен туристических выставок по всему миру

В России специализированных выставок по теме караванинга нет, и это — довольно яркая характеристика образа жизни и уровня доходов российских граждан

В США путешествия в «домах на колесах» стали обычным делом намного раньше, чем в других странах