Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Международная специализированная выставка «Дорогаэкспо», которая пройдет с 10 по 13 октября, занимает одно из ведущих мест в календаре собственных проектов МВЦ «Крокус Экспо». Популярность проекта среди отечественных и зарубежных специалистов растет от года к году. Дорожное строительство остается одной из приоритетных забот государства.
«Дорогаэкспо» — это масштабная экспозиция, отражающая развитие дорожной инфраструктуры и демонстрирующая последние достижения, инновационные разработки и решения, она максимально широко представляет спектр продукции и услуг: от проектирования дорог до их обслуживания.
Не секрет, что состояние дорог в нашей стране не идеально. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество остается главной задачей государства в сфере транспорта.
В 2008 г. была принята, а в 2014 г. скорректирована «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» — проект более чем масштабный. И, конечно, его актуализация в соответствии с происходящими в стране изменениями должна пойти на пользу дорожному хозяйству.
Новая редакция Транспортной стратегии направлена на формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок, интеграцию в мировое транспортное пространство, реализацию транзитного потенциала страны, повышение уровня безопасности транспортной системы.
Общее представление об уровне развития транспортно-логистических услуг в различных странах дает индекс эффективности логистики (LogisticsPerformanceIndex, LPI), регулярно рассчитываемый Всемирным банком. В глобальном логистическом рейтинге лидируют Германия, США и Канада. Наши «соседи» по БРИКС: ЮАР, Китай, Бразилия и Индия — занимают 23-е, 26-е, 45-е и 46-е места соответственно. Россия в глобальном логистическом рейтинге находится только на 95-м месте, уступая почти в два раза лидирующим странам по показателям эффективности процесса таможенной очистки, качеству логистической, транспортной и информационно-технологической инфраструктуры, своевременности поставок и возможности их отслеживать по пути следования грузопотоков.
Рейтинг развития дорожной сети России по сравнению с другими странами, составленный Всемирным экономическим форумом, показал, что по качеству автомобильных дорог РФ занимает 136-е место в мире из 144 (эксперты оценили качество российских дорог в 2,3 балла из 7), значительно уступая развитым и многим развивающимся странам мира. Низкие показатели транспортно-эксплуатационного состояния и плотности дорожной сети накладывают серьезные ограничения на развитие всей российской экономики, поскольку на транспортные издержки приходится от 10 до 30% себестоимости многих видов товаров и услуг (в промышленности доля автотранспортных издержек составляет 10–15%, в строительстве — до 20%, в сельском хозяйстве и торговле — до 30%).
Россия существенно отстает от развитых стран мира по протяженности и плотности дорожной сети. Притом что территория России (17 млн кв. км) почти вдвое превышает территорию Канады, США и Китая, протяженность автомобильных дорог общего пользования у нас в 1,2 раза меньше, чем в Канаде, в 1,6 раза — чем в Китае и в 5 раз — чем в США. По плотности автодорог на 1 тыс. жителей РФ в 2–3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам. Среднегодовой пробег российских автомобилей в 2–2,5 раза ниже, чем в развитых странах.
Глобализация производственных схем, перемещение производств из Европы в Азию и доставка продукции обратно к европейским потребителям превращают транспортировку в одну из функций производственного процесса. Транспортный комплекс РФ может стать составляющей глобальной системы производства за счет выгодного географического положения страны для обслуживания грузовых потоков.
Стратегия развития транспортной системы РФ предполагает развитие международного транспортного коридора «Восток-Запад» как альтернативного сухопутного пути доставки грузов из стран АТЭС в Европу взамен водного пути через Суэцкий канал. Если при прохождении морского маршрута через Суэцкий канал грузы находятся в пути до 45 суток, то при использовании международного сухопутного транспортного маршрута «Европа — страны АТЭС» время перевозки может уменьшиться до 10–12 суток.
Важное значение для обслуживания международных транспортных потоков имеет проект развития международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», который обеспечит России выход на новые растущие рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Его общая протяженность составит 8,5 тыс. км, из них 2,3 тыс. км — по территории РФ, 2,8 тыс. км — Казахстана, 3,4 тыс. км — Китая.
Для внедрения новых технологий дорожного строительства в регионах страны планируется создать сеть инновационных центров дорожного хозяйства. Они будут оснащены специальными стендами и испытательными полигонами для опытной проверки новых конструкций дорожных одежд, покрытий и материалов. Также там будет необходимая лабораторная база для разработки и испытания образцов современных технических средств организации и безопасности движения, прогрессивных технологий зимнего содержания дорог, нового оборудования для обустройства дорожной сети.
На долю автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения приходится 94% общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в России. Поэтому на период до 2030 г. наибольшие объемы работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию предстоит выполнить на дорожной сети субъектов РФ и муниципальных образований.
Общая сумма капитальных вложений на реализацию мероприятий Транспортной стратегии в части дорожного хозяйства на 2010–2030 гг. составит 29,3–33,6 трлн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 17,9–8,7 трлн руб.; средств бюджетов субъектов РФ — 10,7–13,8 трлн руб.; внебюджетных средств — 0,7–1,2 трлн руб.
В результате протяженность сети автомобильных дорог общего пользования увеличится до 1370,2 тыс. км (на 63,3%), в том числе: автомобильных дорог федерального значения — до 82,8 тыс. км (на 59,2%); автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения — до 553 тыс. км (на 12%); автомобильных дорог местного значения — до 734,4 тыс. км (в 2,5 раза).
Для достижения целей Транспортной стратегии предусматривается до 2030 г. обеспечить ввод в эксплуатацию 32,4 тыс. км платных автомагистралей и скоростных автомобильных дорог I технической категории; 62,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения (в том числе 23,7 тыс. км за счет строительства и 38,5 тыс. км за счет реконструкции); 163,8 тыс. км — регионального или межмуниципального значения.
Для повышения темпов создания дорожной сети предусматривается целый ряд мер. Так, предлагается поэтапный переход на дорожные фонды третьего поколения, которые должны стать частью долгосрочной программы коммерциализации дорожного сектора, перевода его на рыночные условия функционирования и управления им как бизнесом. Перспективная система дорожных сборов должна быть основана на электронной системе взимания платежей со всех пользователей автомобильных дорог пропорционально их пробегу на базе использования средств мобильной связи, бортовых устройств, устанавливаемых в автотранспортных средствах, систем глобального позиционирования и дистанционного управления.
Кроме того, нужно вводить и новые технологии в строительстве дорог. В будущем проектирование автомобильных дорог должно стать процессом автоматизированным, а все работы — от получения картографических и геодезических данных до составления точных проектных планов и чертежей — должны будут происходить быстро, без задержек. Такой подход приведет к оперативности процесса без какого-либо ущерба для качества готовых проектов.
Игорь КОНДРАШОВ
Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2012 г. составляла 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 38 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 903 тыс. км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 711 тыс. км дорог с твердым покрытием), 101 тыс. км внутренних водных путей, 2,5 тыс. км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс. км троллейбусных линий, 639 тыс. км воздушных трасс, из которых более 468 тыс. км являются международными. (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.)
На автомобильный транспорт приходится 56% общего объема перевозок грузов и 8,6% общего грузооборота, 44% объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом — растет. (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.)
Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31% общего числа населенных пунктов. Население каждого из 260 таких населенных пунктов составляет более 1 тыс. человек. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.)
Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза. В России нет скоростных автомобильных дорог. (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.)
Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения (15 млн человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций
Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 60,8%
Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, составляет в настоящее время 38,7%
Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27% протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам