тел. (495) 223-42-15

«Вторая нога» российской экономики

Панельная сессия на тему «Малый и средний бизнес как драйвер роста российской экономики», которая прошла в рамках ПМЭФ, обозначила основные проблемы, с которыми сталкиваются почти 5 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей в России.

Одна из главных тем, которую обсуждали участники сессии, – необходимость государственной поддержки малого и среднего бизнеса, то, какие изменения важны для данной сферы российского предпринимательства.

Что такое микро- и малый бизнес в России на сегодняшний день? Это чуть более 5 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей, почти 18 млн человек, которые в нем заняты, то есть около 25% трудоспособного населения нашей страны. Доходы от микро- и малого бизнеса составляют 312 млрд руб. При консолидированном бюджете Российской Федерации, равном почти 24 трлн руб., это менее 2%. Если посмотреть на многих наших западных и восточных партнеров, то там мы увидим совсем другие цифры малое предпринимательство обеспечивает от 50% до 90% вклада в экономику.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, губернатор Тульской области Владимир Груздев подчеркнул, что для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей должно быть как можно меньше контрольно-надзорных функций, процедуру регистрации стоит сделать проще и понятнее. Госрегулирование, по словам губернатора, нужно, в первую очередь, в плане оказания государственной и муниципальной поддержки.

Губернатор Тульской области напомнил об апрельском заседании Госсовета под председательством Владимира Путина, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства. Чтобы решения, которые были приняты по итогам Госсовета, действительно принесли положительный эффект, необходимо установить цифровые показатели перед федеральным правительством и губернаторами РФ. О намерении обратиться с такой просьбой к президенту страны прямо во время панельной сессии и заявил Груздев.

«Попытки провести подобный Госсовет предпринимались на протяжении последних десяти лет, – признался губернатор Тульской области, который и возглавлял рабочую группу совета. – Эта задача была из разряда "миссия невыполнима". Но мне кажется, что мы с миссией справились, однако сейчас важно понять: какую политическую цель ставит перед собой власть, должны ли мы получать больше налогов от микро- и малого бизнеса? Или все-таки вопрос самозанятости является основным, и мы формируем ответственный средний класс в предпринимательстве? Указы Президента от 2012 г. были направлены на формирование устойчивого среднего класса в социальной и бюджетной сфере. Но это одна нога, а любая экономика и любое государство хорошо развиваются, когда есть две ноги. Поэтому развитие и поддержка предпринимательства, на мой взгляд, – это не менее важная политическая задача».

Заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева во время сессии огласила результаты исследования, которое в 2014 г. по заказу банка и Минэкономразвития РФ провела Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Главным фактором, сдерживающим подъем малого и среднего предпринимательства, по данным этого исследования, ожидаемо оказалась недоступность источников финансирования. В ближайшее время также может остро встать проблема нехватки квалифицированных кадров.

«Доля заемных ресурсов в объеме рабочего капитала МСП [малого и среднего предпринимательства] в России – немногим больше 15%, в странах с высоким уровнем дохода – более 35%. В России около 20% субъектов МСП имеют банковские кредиты в пассивах, в странах с высоким уровнем дохода этот показатель – в районе 45%. Кроме того, по уровню защиты прав кредиторов и заемщиков Россия получила от Всемирного банка только три балла из десяти в рамках проекта Doing business [рейтинг стран по уровню условий ведения бизнеса]. Средний показатель членов ОЭСР – семь из десяти», – привела статистические данные Макиева.

Другие цифры, которые прозвучали во время сессии, оказались также не самыми позитивыми. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» ежеквартально проводит замер, отражающий деловую активность малого и среднего бизнеса в стране. Критериев девять – бизнес-ожидания, продажи и прибыль, цены реализации, себестоимость, кадры, количество клиентов, доступность финансирования, баланс запасов и инвестиции.

«Если индекс меньше 50%, значит тенденция негативная. Если больше – присутствует экономический рост. Так вот, мы зафиксировали то, что общий индекс во II квартале, по сравнению с I [нынешнего года] и IV кварталом [предыдущего], вырос. Он доходил до 40%, сейчас достиг 44,6%. Индекс ожидания от продаж – 48,1%, по кадрам – более 52%. Стоимость трудовых ресурсов значительно снизилась благодаря изменению курсовой разницы, соответственно затраты на труд у малого и среднего бизнеса также оптимизировались. Тревожный фактор – готовность к инвестициям, сейчас он достиг 41%. И, наконец, самый низкий индекс – это доступность финансовых ресурсов, 38%. На основе этих данных можно уже сделать вывод, что в III квартале мы роста не увидим», – отметил глава «Опоры России» Александр Калинин.

Существенно помочь малому и среднему бизнесу, по мнению Калинина, может снижение налоговых ставок. Согласился с этим и руководитель Департамента налогового и юридического консультирования КПМГ России Михаил Орлов:

«В рейтинге Doing business Казахстан, например, находится выше, чем мы. Во многом благодаря именно налогообложению. Остальные административные барьеры у них выше, но за счет низких налогов они создают климат более благоприятный, чем в России. Если говорить про наше административное бремя, то я вижу необходимость реформирования налогового контроля. Но не путем ограничения, а путем работы с контролёрами. Наши налоговые инспекторы до сих пор уверены, что их задача – обеспечить доход бюджета, а не законность в налоговой сфере. У нас до сих пор действует закон, согласно которому эффективность инспектора определяется по объему доначисления по итогам контрольных мероприятий». «Можно ли в таких условиях ожидать от него объективности?» – задал риторический вопрос Орлов.

По его мнению, государство должно изменить свою философию по отношению к малому и среднему бизнесу. Этот вид предпринимательства не стоит воспринимать как источник дохода, в первую очередь стоит подумать о занятости активного населения страны, подчеркнул Орлов.

«Конечно, для того, чтобы малый бизнес активно развивался, лучший вариант его поддержки – это дерегулирование, – сказал председатель Комитета Госдумы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. – Если какие-то институты создаются, то только для того, чтобы малый бизнес чувствовал себя комфортно, в том числе с точки зрения доступа к финансовым ресурсам. Вот я рассчитываю, что федеральная корпорация поддержки малого бизнеса [поручение о создании корпорации Путин дал на Госсовете] будет заниматься, прежде всего, созданием комфортной среды для малого бизнеса, чтобы он мог успешно развиваться».

По словам Аксакова, следующий, 2016, год в России стоит сделать Годом предпринимателя – «чтобы все средства информации, чтобы все чиновники только об этом говорили».

«Абсолютно прав Владимир Груздев в том, что надо давать чиновникам задачи по достижению определенных планок – иначе шевелиться не будут. В то же время, конечно, надо выделять больше средств и эффективно контролировать расход этих средств», – отметил Аксаков.

«Основные функции, которые должна будет взять на себя федеральная корпорация, прописаны, – добавил заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев. – <…> Малый бизнес, если вдруг он решит получить поддержку, должен иметь "окно", в которое можно обращаться».

Президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что возможность прямого обращения в Федеральную антимонопольную службу действительно очень ценно для предпринимателей.

«На самом деле очень много примеров, когда специальные меры, в том числе и меры регулирования, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, бывают эффективны, – подчеркнула управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития Наталия Ханженкова. – Это и льготное налогообложение, особые условия госзакупок, учитывающие интересы малого бизнеса, создание специальных институтов поддержки, упрощение для малого бизнеса правил регистрации. Но я бы все-таки сказала, что, наверное, главным фактором остается общая бизнес-среда. Поэтому, в первую очередь, стоит говорить о её улучшении – расширении поля для конкуренции, либерализации таможенного, налогового администрирования, вопросах доступа к инфраструктуре и к кадрам».

Александра ВЛАДИМИРОВА

Федеральная корпорация поддержки малого бизнеса будет заниматься, прежде всего, созданием комфортной среды для малого бизнеса, чтобы он мог успешно развиваться.

«Какую политическую цель ставит перед собой власть, должны ли мы получать больше налогов от микро- и малого бизнеса? Или все-таки вопрос самозанятости является основным, и мы формируем ответственный средний класс в предпринимательстве?»

«Государство должно изменить свою философию по отношению к малому и среднему бизнесу».

В рейтинге Doing business Казахстан находится выше России во многом благодаря более низким налогам.

«Наши налоговые инспекторы до сих пор уверены, что их задача – обеспечить доход бюджета, а не законность в налоговой сфере».

Главным фактором, сдерживающим подъем малого и среднего предпринимательства является недоступность источников финансирования. В ближайшее время также может остро встать проблема нехватки квалифицированных кадров.

Микро- и малый бизнес в России – это более 5 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей, почти 18 млн человек, которые в нем заняты, то есть около 25% трудоспособного населения страны. Доходы от микро- и малого бизнеса составляют 312 млрд руб., это менее 2% консолидированного бюджета Российской Федерации, равном почти 24 трлн руб. В развитых странах малый бизнес обеспечивает гораздо больший вклад в экономику.

Двадцать лет назад экспорт Индии в сфере IT составлял примерно 100–200 млн долл. За это время цифра выросла в тысячу раз. Сейчас это 100 млрд долл. Эти цифры во время сессии привел вице-председатель правления частной инвестиционной группы SUN Group Шив Викрам Кхемка. «И начиналось всё с маленьких компаний, – рассказал он. – Правительство просто не знало, как регулировать их деятельность, поэтому и не регулировало. Так они добились успеха. В отсутствии регулирования может быть создана громадная отрасль».