тел. (495) 223-42-15

Транспорт будущего: разумный и быстрый

Словосочетание «транспорт будущего» рисует в воображении «космические корабли, бороздящие просторы вселенной» или телепорты, сокращающие время в пути до сотых долей секунды. И хотя в реальной жизни всё прозаичнее, но не менее впечатляюще. На прошедшей в рамках ПМЭФ панельной сессии «Транспорт будущего» обсуждались перспективы развития транспортной отрасли.

Три кита

Автономность, безопасность и цифровые технологии – таковы три основных направления, по которым будет развиваться транспортная отрасль мира в ближайшие 20–25 лет.

Автомобили без водителя, поезда без машиниста, самолеты без пилотов. Именно такое будущее рисуют эксперты, обещая, что транспорт станет быстрее, разумнее и безопаснее. Автопилот в самолетах уже давно не считается инновационной технологией. Парктроники и парковочные радары можно купить повсюду. Сейчас автомобили умеют самостоятельно тормозить или помогать водителю остановиться наилучшим образом. Новые скоростные поезда, например «Сапсан», на котором в Санкт-Петербург прибыли многие участники Питерского форума, тоже практически полностью автоматизированы. 

Представитель компании Daimler Эберхард Зееб не считает автономность автотранспорта новинкой последних лет. Компания использует цифровые технологии в автомобилестроении более 20 лет. «Уже сейчас, если вы ведете современный автомобиль на современном шоссе, то можете ничего не делать, автомобиль способен самостоятельно поддерживать дистанцию от впередиидущего транспорта и делать многое другое. Таким образом, часть ответственности водителя перекладывается на механизмы», – рассказал Зееб в своем выступлении, оговорившись, что ближайшие десять лет вполне способны подарить нам авто с ещё большим набором чувствительных сенсоров, которые позволят передать управление самой машине в специфических ситуациях, например в пробках.

Второй кит, на котором стоит будущее транспортной отрасли, – безопасность – самый важный в этой триаде. Участники встречи наперебой рассказывали о тех исследованиях и разработках в области безопасного управления и торможения, которые ведут их компании. Хайнц Херманн Тиле, владелец и председатель наблюдательного совета Knorr-Bremse AG, уверен, что разрабатывать систему экстренного торможения, которая будет просто срабатывать в случае необходимости, бессмысленно. Нужны сложные, чувствительнее и тонкие системы, которые будут учитывать множество факторов и позволят этой технологии выйти на новый уровень. Исполнительный директор компании Palfinger Херберт Ортнер отметил, что «потребитель не заинтересован в технологиях как таковых, он заинтересован лишь в решении проблемы в кратчайшие сроки с минимальными затратами». Машина без водителя начнет продаваться лишь тогда, когда люди начнут доверять этой машине. Единственный путь для будущего развития, по мнению Ортнера, – кооперация всех участников транспортной системы, объединение их деятельности и технологий. Речь идет в первую очередь о цифровых технологиях.

Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин уверен, что технологические и экономические предпосылки для создания транспортных средств, способных передвигаться автономно, существуют уже сейчас. Но насколько это будет востребовано людьми? Насколько общество готово воспринимать такое транспортное средство? Насколько готовы законодательные базы стран мира регулировать движение «автомобилей без водителя»? И насколько готовы инфраструктуры современных дорог?

Ответить на все эти вопросы сложно. Тот же Когогин уверен, что в ближайшие 20–25 лет дорожная инфраструктура в России вряд ли сильно изменится. Наши климатические условия не позволят значительно улучшить остановку, считает он. Поэтому автономный автомобиль, пригодный для российских условий, должен уметь адаптироваться к окружающей среде.

90 – 60 – 30

Когда-то автомобиль изменил мир, полностью поменяв отношение к скоростям и путешествиям. И, конечно, революция в транспортной сфере начинается именно с него. Во вступительной речи модератор дискуссии Николаус Ланг, старший партнер The Boston Consulting Group, озвучил три цифры, призванные определить будущее отрасли, и в первую очередь той её части, что связана с автотранспортом: на 90% меньше вероятность ДТП; на 60% меньше нагрузки на дороги; на 30% меньше вредных выбросов.

Еще одна тенденция надвигающейся транспортной революции – создание многоцелевых транспортных средств и их кооперация. Если раньше каждое из направлений – авиация, железнодорожный транспорт, метро или автомобилестроение – развивались независимо друг от друга, то сейчас у них общие перспективы развития и общее будущее, в котором все транспортные средства будут сочетаться, комбинироваться и взаимодействовать друг с другом.

Операционный директор авиакомпании Finnair Вилле Ихо разделил транспортную революцию на четыре этапа: сначала формируется потребность в некоей технологии, позволяющей достичь желаемого, например добраться из пункта А в пункт Б. Затем изобретается сама технология, например самолет. С годами эта технология совершенствуется, улучшается, например становится более экологичной и менее затратной. Следующий этап – создание дополнительных сервисов и услуг, например глобальной системы дистрибуции билетов на транспорт (агрегаторы авиабилетов). И четвертый, последний, этап – установление связей между разными сетями и видами транспорта.

Что это означает для нашей повседневной жизни? В первую очередь, упрощение и удобство логистики. Первые «ласточки» четвертого этапа транспортной революции уже прилетели. С декабря прошлого года авиакомпания Finnair и концерн VR-Group («Железные дороги Финляндии») запустили проект авиа-железнодорожного сообщения, позволяющий купить единый билет «поезд – самолет»: до Хельсинки на высокоскоростном поезде «Аллегро», а затем пересесть на борт авиалайнера в аэропорту «Вантаа». Несмотря на кажущуюся простоту и выгоду, этот амбициозный проект пока сложно назвать успешным. По словам Вилле Ихо, за полгода продано всего пять таких билетов.

Возможно, это нововведение несколько опередило свое время, но представители отрасли уверены в перспективности такого «единого билета». Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов уверен, что будущее российской транспортной системы напрямую связано с данной технологией продаж. В правительство уже внесен закон, предусматривающий порядок действий и ответственность всех типов перевозчиков (страхование пассажира, багажа и т.п.) в рамках действия таких билетов. Закон о прямых и комбинированных перевозках должен в будущем упростить реализацию такой схемы продажи единого билета из пункта А в пункт Б, а не нескольких билетов – на автобус, поезд, самолет, как сейчас.

«Иду по приборам»

Изменения на транспорте будут происходить быстро. Их начало мы уже наблюдаем. Президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссон рассказал, что уже сейчас почти все выпускаемые компанией автомобили снабжаются навигаторами, а развитие информационных систем автомобилей в будущем позволит увеличить их безопасность.

Алексей Цыденов большую часть своего выступления посвятил системе ГЛОНАСС, а точнее её ответвлению, технологии оперативного реагирования в экстренных ситуациях ЭРА-ГЛОНАСС. По его словам, уже сейчас эта система в случае аварии способна передать сообщение в службу спасения с указанием места аварии, модели автомобиля, а также установить голосовое соединение автомобиля с экстренными службами. К 2017 г. планируется выпустить около 1,5 млн автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС, а затем выйти на уровень 2,5 млн транспортных средств ежегодно.

Что касается других видов транспорта, то, как уже упоминалось, на поездах и в самолетах автоматизированные системы уже реализованы и обычны. Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович обратил внимание на то, что вопросы безопасности и совместимости технологий, в первую очередь кибертехнологий, должны быть приоритетными при внедрении новых технологий. Он напомнил коллегам о тех сложностях, которые возникли из-за конфликта стандартов передачи данных LTE (используется в мобильной связи) и GSM-R (используется на транспорте).

Его поддержал Джон Вориз, президент американской компании Amsted Rail. Сейчас Amsted Rail производит уникальную систему датчиков, позволяющую отслеживать компоненты подвижного состава в режиме реального времени в процессе движения. Эти данные впоследствии будут использоваться для производства более надежных вагонов и тормозных систем. Не нужно быть предсказателем, чтобы утверждать: скорость железнодорожного транспорта продолжит расти.

Вице-президент корпорации Intel Кристиан Моралес сказал, что любые технологии будут бессмысленны, если их не интегрировать в систему «умного города», оптимизирующую систему дорожного движения в мегаполисах.

Замечание Моралеса выявило главные препятствия на пути транспортной революции: законодательные и инфраструктурные. Без изменения законодательства невозможно внедрение тех же автоматизированных технологий, ведь нерешенным остается вопрос о юридической ответственности человека. Активное развитие транспорта невозможно без развития инфраструктуры дорог и населенных пунктов, а это юрисдикция государства. Бесконфликтное взаимодействие частного бизнеса и государства в этих сферах позволит технологиям наконец выйти в мир.

И представители государства, и представители частных компаний в ходе дискуссии не единожды повторяли, что решению административных вопросов нужно уделить первостепенное внимание. Новые стандарты и законы должны стать едиными и глобальными, а значит, к их разработке должны подключиться все игроки мирового рынка. Вопрос в том, смогут ли они найти общий язык ради общего блага.

Наталья ПОПОВА

Три показателя призваны определить будущее автомобильной отрасли: на 90% меньше вероятность ДТП; на 60% меньше нагрузки на дороги; на 30% меньше вредных выбросов.

Любые новые технологии на транспорте бессмысленны, если их не интегрировать в систему «умного города», оптимизирующую систему дорожного движения в мегаполисах.

К 2017 г. планируется выпустить около 1,5 млн автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС, а затем выйти на уровень 2,5 млн транспортных средств ежегодно.

Автономный автомобиль, пригодный для российских условий, должен уметь адаптироваться к окружающей среде.

Потребитель не заинтересован в технологиях как таковых, он заинтересован в решении проблемы в кратчайшие сроки с минимальными затратами.

В 1955 г. французский поезд СС7107 поставил рекорд скорости – 320 км/ч. Спустя чуть более 50 лет, в 2007 г., другой французский поезд, V-150, побил этот рекорд почти в два раза, развив скорость 575 км/ч.

Исследователи Victoria Transport Policy Institute прогнозируют, что к 2020 г. полностью автоматизированные автомобили, то есть «авто без водителя», будут составлять около 3% от общего числа. К 2050 г. их доля возрастет до 65%. В будущем управлять автомобилем станет намного легче, сложнее станет распределить ответственность между механизмом и человеком.

Программное обеспечение автомобиля в ближайшие годы станет главным фактором ценообразования в отрасли. Согласно исследованию компании AT Kearney, в будущем программное обеспечение и электрооборудование станут основными статьями затрат при производстве автомобилей. Если в 1995 г. более 60% от стоимости автомобиля приходилось на его механическую часть, то к 2025 г. на нее будет приходиться около 40%. Стоимость программного обеспечения будет составлять около 25% от цены автомобиля (в 1995 г. эта цифра составляла менее 10%).