тел. (495) 223-42-15

Дайджест

Как добиться успеха в Иране: уроки России и Китая

«Гардиан», Великобритания

Правительство Хасана Рухани пытается привлечь в Иран западный капитал в расчете на соглашение о ядерной программе и на снятие санкций. На этом фоне заинтересовавшимся Ираном инвесторам имеет смысл вспомнить уроки экономик распавшегося Советского Союза в начале 1990-х гг. и Китая конца 1990-х, то есть эпохи гайчжи (китайский аналог приватизации, – Прим. пер.): не экономьте на юристах, рассматривайте доверие к себе как ценный ресурс и опасайтесь спрутов.

Со времен выступавшего за прагматичный подход к экономике президента Акбара Хашеми Рафсанджани иранские власти не раз пытались продавать часть принадлежащих государству предприятий «реальному частному сектору». Они применяли целый ряд разных идеологических стратегий и оперировали большими объемами капитала, однако, по мнению исследователя из Принстонского университета Кевана Харриса, в итоге 80% приватизированных активов попали в щупальца связанных с режимом организаций – банков, оборонных компаний, религиозных структур, пенсионных фондов и популистских социальных проектов.

Иран совсем не похож на пространство безграничных возможностей, о котором говорят некоторые представители администрации Рухани. Пришедшим в эту страну иностранным инвесторам приходится считаться с примерно 120 псевдочастными компаниями, на долю которых, по оценке бывшего заместителя министра промышленности Мохсена Сафаи Фарахани, приходится половина ее ВВП.

«Квазигосударственные игроки очень сильны. Они, как спруты, охватывают своими щупальцами иранскую экономику, – объясняет Марвин Зонас (Marvin Zonas) из Школы бизнеса Бута Чикагского университета. – Иностранные фирмы, безусловно, налаживают отношения с теми из них, кто хочет работать эффективнее... Однако ни деловая культура Ирана, ни его закрытая политическая структура в ближайшее время не изменятся».

Тем не менее в Иране работают десятки иностранных компаний, готовых мириться с местными тонкостями. Вслед за производственными и конструкторскими компаниями из Турции и Китая, никогда полностью не соблюдавшими режим санкций, в страну вернулись южнокорейский Samsung и ряд европейских автопроизводителей, воспользовавшихся секторальными поблажками, которые были введены США в 2013 г. после начала ядерных переговоров.

Из-за санкций большинство международных банков избегают операций, связанных с Ираном, поэтому такие компании, как китайский производитель компьютеров Lenovo или французский автопроизводитель Renault, прибегают к схемам по обмену нефти на свою продукцию и к иным формам бартера.

Эмигранты, начавшие потихоньку возвращаться в Иран после последних президентских выборов, также пробуют осуществлять инвестиции, однако зачастую сталкиваются с коррупцией и недоверием.

На Тегеранской фондовой бирже (ТФБ), которая населена в основном большими промышленными холдингами, частично принадлежащими псевдочастным структурам, также нередко происходят странные вещи. В мае 43 человека за один день торгов скупили 18 млн акций Mobin Petrochemical Company, заставив её стоимость вырасти больше, чем на 30%. Позднее парламентский комитет отменил эти сделки, которые руководство ТФБ объяснили «дефектами программного обеспечения».

Андреас Швейцер, возглавляющий швейцарско-иранскую консалтинговую фирму Arjan Capital, говорит, что «особенности» иранской деловой среды заставляют его держать непропорционально большой юридический отдел. «На иранскую экономику следует смотреть примерно как на китайскую или русскую, для которых также характерно большое государственное участие, – объясняет он. – Инвестор сам должен решить, готов ли он работать в таких условиях. Если да, то ему приходится приспосабливаться. На наш взгляд, иностранцам с небольшими проектами в Иране делать нечего – слишком велики издержки».

По словам Швейцера, в странах, в которых государство контролирует большую часть экономику, «невозможно предотвращать поглощение бизнеса государственными структурами».

По мнению Швейцера, чтобы добиться успеха в Иране, необходимо привлекать местный капитал и пользоваться местными кадрами и инфраструктурой. В идеале иностранными должны быть только верхушка менеджмента и технологии, считает он. Сейчас Arjan Capital консультирует иностранные фирмы, интересующиеся несколькими секторами: строительством, гостиничным бизнесом, энергетикой и торговыми сетями. «Иранцы, как и китайцы, любят западные бренды, поэтому мы привлекли ряд очень серьезных компаний... с долгосрочными планами, – говорит Швейцер. – Никто не приходит в страну, чтобы построить одну гостиницу. Бизнес приходит сюда надолго, потому что укоренение обходится ему дорого».

Как это часто бывает в переходных экономиках, отдельные проблемы связаны с набором персонала. Из-за многолетней изоляции от мировых тенденций иранским работникам не хватает навыков, позволяющих занимать позиции менеджеров среднего и высшего звена. «20 лет назад в России, чтобы заполнить одну вакансию, требовалось провести 16 собеседований. В Иране нужно вдвое больше», – поясняет Швейцер.

Швейцер добавляет, что Иран остается регулируемой экономикой, и инвесторам не следует переоценивать готовность страны к притоку людей и продукции из-за рубежа. «Не стоит поддаваться давлению энтузиазма – будет лучше, если этот процесс станет проходить организованно и займет несколько лет, – утверждает он. – Иначе получится цунами, которое принесет больше вреда, чем пользы».

Иран пытается привлечь в страну западный капитал. Однако потенциальным инвесторам следует хорошенько взвесить все «за» и «против», прежде чем вкладывать деньги в какие-либо проекты в этой стране.

Как далеко может зайти Китай в Центральной Азии?

Радио «Азаттык», США

В туркменской редакции «Азаттыка» прошел «круглый стол» по обсуждению влияния Китая в Центральной Азии и воздействия его на геополитическую ситуацию в регионе. В нем приняли участие ее директор Мухаммад Тахир, Рейд Стэндиш из американского журнала Foreign Policy, корреспондент «Азаттыка» Галым Бокаш, Брэдли Джардин из Университета Глазго и автор данной статьи Брюс Панньер.

Китай использовал Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) для проникновения в Центральную Азию. ШОС была создана в 1996 г. как мера по повышению взаимного доверия, в результате которой Китай и четыре бывших советских республики (Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия) вывели большое количество военных и вооружения с границы между Китаем и этими странами СНГ. В 2001 г. в ШОС вступил Узбекистан, и таким образом Китай получил доступ ко всем четырем странам Центральной Азии.

Торговля между странами Центральной Азии и Китаем выросла с 1 млрд долл. в 2000 г. до 50 млрд долл. в 2013 г., отметил Брэдли Джардин. С тех пор Китай подписал новые соглашения с центрально-азиатскими государствами, в частности в марте с Казахстаном на сумму около 23 млрд долл. Экономическое присутствие Китая заметно по всей Центральной Азии. Национальную китайскую нефтяную корпорацию CNPC можно видеть почти во всех областях Казахстана, сказал Галым Бокаш.

Китай успешно использует торговлю для налаживания хороших отношений в Центральной Азии. Однако эксперты указывают на то, что Пекин прежде всего интересуют природные ресурсы региона. Китай поставляет нефть из Казахстана, газ из Туркмении, Казахстана и Узбекистана, уран из Казахстана, разрабатывает золото в Киргизии и Таджикистане и добывает редкие металлы в Таджикистане. Большинство инфраструктурных проектов, профинансированных Китаем – автомобильные и железные дороги и трубопроводы, – ведут обратно в Китай. Конечно, центрально-азиатским странам выгодны эти проекты, особенно учитывая то, что они сами не смогли бы их осуществить и что в регионе еще относительно немного иностранных инвесторов помимо нефтегазовой и металлургической промышленности. По мнению Рейда Стэндиша, Центральная Азия также выиграет от инициативы Китая «Великий шелковый путь». Китай пытается использовать Центральную Азию как «стартовую площадку, соединяющую Китай по земле с Европой», считает Рейд Стэндиш.

Некоторые другие страны и международные организации в последние годы также объявляли о своих инициативах по возрождению «Шелкового пути», однако они не оказали заметного влияния в Центральной Азии. Не всем в Центральной Азии нравится рост экономического влияния Китая. По словам Галыма Бокаша, некоторые люди в Казахстане «с подозрением относятся к деятельности Китая в частном секторе, в бизнесе, особенно в Алматы и крупных городах». По его словам, некоторые смотрят на Китай в Казахстане «со смесью страха и притяжения».

Брэдли Джардин говорит, что в Таджикистане Китай профинансировал строительство автострады Душанбе – Чанак, однако после ее открытия вдоль дороги появились кабинки для оплаты, принадлежащие сомнительным компаниям, участвовавшим в строительстве. Эти компании взимают плату с местных жителей за проезд по ней, поэтому граждане Таджикистана не могут воспользоваться дорогой, считает Брэдли Джардин. Многие рыночные торговцы в Казахстане, Киргизии и Таджикистане жалуются на то, что китайские торговцы получили доступ к приграничным базарам и начали продавать субсидируемые китайскими властями товары по таким низким ценам, с которыми местным торговцам не под силу конкурировать, что привело к их вытеснению с рынка.

Китай только начинает применять свою стратегию мягкой силы, считает Рейд Стэндиш. По его словам, у Китая пока нет «того влияния, которое в Центральной Азии имеет Россия или даже США». «Это невозможно получить за один день, это не то, что дают 40 млрд долл. в виде автомобильных и железных дорог, а то, что строится со временем. В ближайшее десятилетие мы увидим, сможет ли Китай вывести свое экономическое влияние на более осязаемый и долгосрочный уровень», – говорит Стэндиш.

Галым Бокаш рассказал о подходе Китая к казахстанской молодежи, отметив популярность конфуцианских центров в крупных городах, Алматы и Астане. «Власти Китая выделяют около двух тысяч грантов для казахстанских студентов на изучение китайского языка или других предметов в Китае. Год за годом китайские университеты вытесняют российские университеты и набирают популярность», – сказал Бокаш.

После распада Советского Союза в 1991 г. и появления новых независимых государств в Центральной Азии соперничество за влияние в регионе происходило в основном между Россией и Западом. Сейчас влияние Китая в Центральной Азии превзошло влияние Запада, что еще более усугубляется в связи с выводом войск из Афганистана. Рейд Стэндиш отмечает, что Россия по-прежнему имеет силу, но сейчас находится в более уязвимом положении, чему виной является политика Кремля.

Даже в годы подъема российской экономики Москве было нелегко соперничать с инвестициями Китая в Центральной Азии. Недавние экономические проблемы России предоставили Китаю новые возможности, которыми он обязательно воспользуется. Репутация России в Центральной Азии пострадала в связи с украинским кризисом. Хоть Москва и отрицает свою причастность, но уже многие в Центральной Азии высказывают свои опасения, особенно на фоне риторики о том, что «Казахстан не был государством».

Экономическое присутствие Китая заметно во всех государствах Центральной Азии. Китай успешно использует торговлю для налаживания с ними хороших отношений. Однако, считают эксперты, Пекин прежде всего интересуют природные ресурсы региона. Не всем в Центральной Азии нравится рост экономического влияния Китая.

Вдоль Волги по железной дороге

«Вэньхуэйбао», Гонконг

Компания «Российские железные дороги» объявила, что право на проектирование высокоскоростной железной дороги Москва – Казань получил российско-китайский консорциум. Общая сумма контракта составляет 388 млн долл. Протяженность магистрали – 770 км, она будет проходить через семь субъектов РФ, на территориях которых живут более 25 млн человек. Всего планируется сделать 15 остановок, среди них Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань. Пока что путь из столицы до Казани занимает около 11 часов, по высокоскоростной дороге можно будет добраться всего за 3,5 часа. По предварительным прогнозам, в первые несколько лет среднегодовой объем пассажиров составит 10,5 млн человек. Дорогу пустят в эксплуатацию в 2020 г.

Дорога от Москвы до Казани тянется на восток. Казань – один из живописных городов на Волге. В будущем, когда жители Гонконга поедут в Россию, им не нужно будет ограничивать себя лишь Москвой и Санкт-Петербургом. Можно будет полюбоваться и Волгой. Казань – столица Республики Татарстан. Одним из самых ранних государств на территории Татарстана была Волжская Булгария. Впоследствии оно было захвачено монголо-татарами и стало называться Золотой Ордой. (…)

Девять татарских племен были многонациональной группой: часть говорила на тюркских языках, часть – на монгольском. Поволжские татары объединились с половцами, говорившими на тюркских языках, и волжскими булгарами. Впоследствии именно эта группа стала называться казанскими татарами, которые после выступления против них Чингисхана продолжили переселение в сторону современной России. И по времени это как раз совпало с последним периодом правления китайской династии Южная Сун (1127–1279).

Право на проектирование высокоскоростной железной дороги Москва – Казань получил российско-китайский консорциум.

Отношения России и Китая сложнее, чем кажется

«Бизнес инсайдер», США

Одним из основных побочных продуктов сближения Москвы с Пекином станет «расширенное» сотрудничество в Средней Азии, как говорит Александр Габуев, старший научный сотрудник и руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги.

«Наибольшее воздействие от укрепления российско-китайских отношений ощутит на себе Центральная Азия, то есть Афганистан, Монголия и пять постсоветских государств Средней Азии, – пишет Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги. – В результате, вероятнее всего, возникнет торговая и инвестиционная зона, охватывающая центральную, северную и восточную части Евразии. Поскольку Китай станет ее движущей силой, этот регион можно будет назвать Большой Азией – от Шанхая, ее делового центра, до Санкт-Петербурга, ее аванпоста на границе с Европой».

«Путинская концепция “Большой Европы” от Лиссабона до Владивостока, объединяющей Европейский союз и Евразийский экономический союз, постепенно вытесняется концепцией “Большой Азии” от Шанхая до Санкт-Петербурга», – пишет Тренин.

Между тем, несмотря на совместные инфраструктурные проекты и политическое сотрудничество, в Средней Азии далеко не всё гладко. «Взаимно полезные и с виду дружелюбные по отношению друг к другу, бывшая сверхдержава и потенциальная сверхдержава ведут соперничество за господство в Евразии», – пишет Анита Индер Сингх, профессор Центра мира и урегулирования конфликтов в Нью-Дели, в своей статье, опубликованной на сайте издания Diplomat.

«Пока Россия выстраивает свою стратегическую ось в восточном направлении и пытается сохранить влияние в Центральной Азии, Китай продвигается на запад с намерением стать великой евразийской державой». Источником напряженности является тот факт, что Китай стал главным кредитором соседей России, которые прежде входили в состав Советского Союза. Россия, испытывающая финансовые трудности, не может предложить им такие же «щедроты и инвестиции», как Пекин.

Китайские инвестиции в энергетический сектор Казахстана «раздражают» Россию, пишет Сингх, а Туркмения (занимающая четвертое место по запасам природного газа) ищет «новые экспортные маршруты для сведения к минимуму своей зависимости от российских трубопроводов».

Между тем «Россия поддерживает экономическую деятельность Китая, а российские чиновники и аналитики пишут о четком разделении обязанностей, которое устраивает обе стороны: Китай обеспечивает экономические инвестиции, а Россия отвечает за безопасность и использует свое политическое влияние», – пишет Александр Кули, профессор колледжа Барнарда.

Однако это разделение между политическими и экономическими функциями не всегда работает. Как пишет Кули, Россия «негласно противостояла или медлила практически по каждой масштабной экономической инициативе», которую Китай предлагал в рамках ШОС. «Россия не хочет и дальше повышать возможности Китая даже в рамках многосторонних альянсов, поскольку она стремится продвигать свои собственные региональные экономические структуры», такие как Евразийский экономический союз или российско-казахский Евразийский банк развития, пишет Кули.

«В частных беседах представители Китая говорят о недовольстве Пекина такой скрытностью России, но несмотря на это, Китай всё же продолжает вести свою экономическую деятельность в рамках их двустороннего альянса», – добавляет он.

Учитывая всё это, Китай знает, что пока он должен на публике представлять свои отношения с Россией как «дружбу равных», поскольку это поможет ему достичь своих экономических и политических целей в регионе и во всем мире. Пекин также уважает установленные Москвой «красные линии» в вопросах о заключении военных альянсов и создании военных баз на территории бывшего Советского Союза, – пишет Тренин в своей статье о российско-китайском альянсе. – Это резко контрастирует с западной политикой расширения НАТО и Евросоюза на пограничных территориях бывшего Советского Союза в Восточной Европе».

«Послушная Россия предоставит Китаю больше ресурсов для того, чтобы он смог подготовиться к решающей битве за статус великой державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия может превратиться в площадку для испытания Китаем его моделей мирового господства (особенно в финансовой сфере), которые Пекин хочет реализовать».

В любом случае, когда речь заходит о политическом партнерстве России и Китая, всё вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд.

Украинский конфликт заставил Россию сблизиться с Китаем, однако это вовсе не означает, что в отношениях между этими странами не существует никаких проблем. Когда речь заходит об их политическом партнерстве, всё вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд.

Чем болеют города-гиганты

«Би-Би-Си», Великобритания

В мире сейчас насчитывается более трех десятков мегаполисов, каждый из которых раскинулся на огромной территории и служит домом для более чем 10 млн человек. У крупных городов есть свои плюсы: чем больше людей и чем активнее их взаимодействие, чем развитей инфраструктура, тем больше появляется новых возможностей и вариантов оптимизации городских процессов. Но быстрый рост населения ведет также и к загрязнению, росту цен на недвижимость и износу городских объектов.

Эти проблемы, по мнению физика-теоретика Джефри Уэста, становятся серьезнее по мере увеличения числа жителей: «Чем больше город, тем статистически больше всего в нем происходит в расчете на душу населения. Больше случаев СПИДа, больше высоких зарплат, больше преступлений, больше изобретений и так далее. И всё это хорошо укладывается в разные схемы и прогнозируется».

Уэст говорит, что эта концепция линейного масштабирования, похоже, работает во всех мегаполисах мира: «Для того, чтобы продолжать развитие, необходимо всё время искать новые решения, причем делать это всё быстрее и быстрее. Поэтому промежутки времени между внедрением новых решений постоянно сокращаются, и для поддержания роста приходится постоянно наращивать темп жизни».

Итак, принципы существования гигантских городов во многом схожи, но факторы, определяющие вектор развития каждого из них, сильно различаются. Каждому мегаполису приходится в процессе роста справляться со своими характерными проблемами. Пять историй из разных городов-гигантов в совокупности помогают нарисовать более полную картину возможных последствий бурного урбанистического развития.

Каир: перенаселенность

В столице Египта живет более 18,5 млн человек, и уже почти 10 лет назад градостроители открыто признали, что она перенаселена и перегружена. В марте египетские власти, как пишет британская газета Guardian, обнародовали проект решения этой серьезной проблемы, в рамках которого планируется с нуля построить новый «безымянный Каир» к востоку от существующего города. Обойдется этот проект в 30 млрд ф.ст., на его реализацию отводится пять-семь лет. «Безымянный Каир» должен занять более 1800 кв. км, на которых, помимо прочего, планируется разбить парк, вдвое превышающий по площади Центральный парк в Нью-Йорке.

Главная загвоздка с подобными упражнениями в городском планировании заключается в том, что в них не принимается в расчет человеческая природа, говорит градостроитель Уэндел Кокс: «Планировщики склонны полагать, что они могут волевым решением распределить людей по неким рабочим местам, и люди никуда больше с них не денутся. Но мир динамичен. Такой подход попросту не работает».

Лондон: цены на жилье

Население британской столицы уверенно растет и уже достигает почти 10 млн человек. Этот рост дорого обходится тем, кто снимает жилье, и тем, кто его покупает. Сейчас средняя арендная плата в Лондоне вдвое выше, чем по остальной Британии: 1412 ф.ст. в месяц.

«Лондон стал очень популярным местом назначения для тех, кто может выбирать, в какой стране жить. Так было не всегда, но в последние 20–30 лет он начал привлекать всё больше состоятельных иностранцев. В результате цены на жилье в центре города очень сильно выросли», – отмечает архитектор Майкл Бэтти.

В рамках проекта «Лондон меняется» в центре города появились плакаты с высказываниями недовольных квартиросъемщиков. Среди них есть, к примеру, такие: «В Лондоне грустно, если ты не богач». Или: «Я не могу себе позволить жить в городе, в котором я родился».

Бэтти, однако, не уверен, что существует готовый способ сдержать рост стоимости жилья и цен на аренду. «Нам приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте – я имею в виду, что всё больше и больше людей приезжают в Британию, они пользуются местными услугами, покупают жилье и транспортные средства», – говорит Бэтти. Все это очень сильно сказывается на транспорте, на системе здравоохранения – на всём подряд. В какой-то мере это происходит из-за того, что мы как нация почти не имеем опыта жизни в условиях такого роста».

По мнению Уэндела Кокса, рост арендной платы и цен на жилье частично вызван ограничениями на пригородную застройку: жилье нельзя строить на территории так называемого «зеленого пояса», окружающего Лондон. «Главная проблема – это невозможность использовать землю», – считает Кокс. Концепция «зеленого пояса» была придумана в 1940-х гг. с тем, чтобы оставить ландшафты вокруг британских городов как можно более нетронутыми. Однако несколько десятилетий спустя, на фоне роста населения Лондона, его жители начинают задумываться: а стоит ли сохранять эту зелень и в наши дни?

Мумбаи: транспорт

Население индийского Мумбаи составляет 21 млн человек и постоянно растет. Общественный транспорт Мумбаи сильно перегружен, особенно железнодорожные ветки, соединяющие пригороды с центром города. По словам Эдварда Глейзера, автора статьи на эту тему в американском журнале Atlantic, «среднее время в пути на пригородном поезде в Мумбаи составляет 50 минут в каждую сторону. Американцы в среднем добираются на работу на поезде в два раза быстрее».

В 1991 г. в попытке сдержать дальнейший рост города в Мумбаи были введены ограничения на максимальную высоту новых строений. Однако это привело лишь к тому, что трущобы расползлись вширь, и обитатели пригородов стали жить дальше от центра, поэтому они и вынуждены ежедневно терпеть долгие поездки в душных электричках.

Согласно отчету специалистов программы Международного сотрудничества и городского развития, состоящие из девяти вагонов поезда в Мумбаи рассчитаны на перевозку 2628 пассажиров, однако в час пик эти поезда, как правило. перевозят около 4500 человек.

Поэтому городские власти вновь задумались над тем, чтобы строить ввысь, а не вширь.

Шанхай: загрязнение воздуха

Китайская экономика быстро растет, увеличиваясь на 7% в год, и мегаполисы страны ощущают на себе последствия этого головокружительного роста. В Шанхае, по мнению специалистов, стальное, цементное и стекольное производства вызвали резкое повышение уровня загрязнения. В итоге местные власти даже задумались над тем, не стоит ли выдавать местным жителям защитные маски.

Купер, специалист по качеству атмосферного воздуха, говорит, что в Китае загрязненность воздуха выше, чем где бы то ни было. Причем этот процесс не замедляется. «Они предпринимают попытки сделать воздух чище, особенно в последние пять лет. Данные, полученные со спутников, говорят нам, что объемы выбросов серы из их электростанций действительно стабилизируются и даже снижаются. Но в целом, по нашим прогнозам, выбросы окислов азота из электростанций и автомобилей будут продолжать расти, по крайней мере в обозримом будущем», – полагает Купер.

Как это сказывается на здоровье людей? Бывший министр здравоохранения Китая Чэнь Чжу недавно заявил, что от загрязнения в Китае ежегодно умирает почти пол миллиона человек. ВОЗ сообщает, что наибольший вред наносят взвешенные в воздухе мельчайшие частицы, не превышающие 2,5 микрона в диаметре. Они способны проникать глубоко в легкие человека, а оттуда и в кровеносную систему.

Китай планирует снизить уровень загрязнения в таких мегаполисах, как Шанхай, к 2017 г., частично за счет закрытия угольных электростанций. Однако в таком случае стране придется искать альтернативные, менее грязные, источники энергии. А между тем шанхайский воздух продолжает представлять угрозу для здоровья.

Джакарта: уровень моря

Индонезийскую столицу постепенно затапливает по мере того, как повышается уровень океана. Тому есть комплекс причин: глобальное потепление, мощные наводнения, вырубка лесов, практикуемое десятилетиями выкачивание грунтовых вод. В один не столь прекрасный день Джакарта может оказаться больше не пригодной для жизни.

В феврале, по данным газеты Wall Street Journal, муссонные дожди парализовали 14-миллионный город, почти 6 тыс. жителей были вынуждены покинуть свои дома. В марте произошло еще более серьезное наводнение. Из-за глобального потепления наводнения будут случаться всё чаще и чаще. Ученый-исследователь Оуэн Купер (США), говорит, что в Индонезии уровень океана поднимается быстрее, чем в большинстве точек земного шара, – со скоростью 6–9 мм в год. «Подъем уровня океана неравномерен, – поясняет Купер. – Океанская вода перемещается по всей планете за счет течений. В некоторых районах уровень моря даже падает, в других, наоборот, растет. У Джакарты больше связанных с этим проблем, чем у других мегаполисов, потому что она расположена в месте, где уровень воды поднимается особенно быстро». Для борьбы с наводнениями городские власти решили построить 32-километровую морскую дамбу и цепь искусственных островов. Этот проект обойдется в 40 млрд долл., при том что средний доход на душу населения в Индонезии едва превышает 10 долл. в день. На осуществление проекта, как ожидается, уйдет 30 лет.

Всё большему числу гигантских городов приходится решать схожие проблемы. Вместе с тем каждому мегаполису приходится в процессе роста справляться со своими характерными трудностями. По прогнозам ООН, к 2030 г. на нашей планете будет 41 мегаполис с населением, превышающим 10 млн человек каждый.

Латинская Америка: экономический рост или кризис?

«Инфолатам», Испания

В странах Латинской Америки сейчас наблюдаются три вектора экономического развития. Ряд стран показывает высокие темпы роста, в других отмечается явное замедление, но есть и такие государства, которые находятся в глубоком кризисе. Однако все они обречены на одну и ту же судьбу – необходимость проведения глубоких структурных реформ.

Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анжел Гурриа не так давно заявил, что «экономика Латинской Америки потеряла былую силу». «Золотое десятилетие» (2003–2013 гг.) ушло в прошлое, и впервые за последние десять лет темпы экономического роста в Латинской Америке оказались ниже запланированных.

Действительно, среднегодовые темпы экономического роста в 2015 г. для латиноамериканского региона составят в среднем 1%, в то время как в других странах ОЭСР – 4%. Этого явно недостаточно не только для того, чтобы сократить разрыв с развитыми странами, но и для уменьшения числа бедных.

ОЭСР определила четыре главных направления реформ: повышение производительности труда, сокращение социального неравенства, укрепление институтов власти, повышение устойчивости развития. Таким образом, речь идет об интегральной программе реформ, включающей в себя политико-институциональные, экономические и социальные факторы.

Известный аргентинский экономист Мартин Апас считает, что странам Латинской Америки придется заниматься структурными реформами собственными силами, без иностранной помощи.

По мнению Апаса, серьезнейшей проблемой для Латинской Америки является низкая производительность труда. Латиноамериканским странам придется пройти тяжелый и долгий путь по подготовке высококвалифицированных специалистов, развитию производственной инфраструктуры и финансовых рынков, стимулированию инноваций и технологическому прорыву.

На сегодняшний день в странах Латинской Америке существуют четыре экономические модели.

Страны с очень высокими темпами экономического роста – более 5%. Первое место в этом списке принадлежит Панаме. В I квартале 2015 г. он составил 5,9%, а по итогам года ожидается на уровне 6%. Сюда также относятся Боливия (5,4%) и Доминиканская Республика (5%).

Страны, где на фоне быстрого экономического роста наблюдаются признаки замедления. К этой группе следует отнести Парагвай (4,2%), Уругвай (4%), а также Никарагуа и Перу, где, как ожидается, в 2015 г. рост ВВП составит 4,5% и 3,5% соответственно.

Страны с низкими темпами экономического роста. Это Колумбия –2,8% (6% в 2014 г.), Чили (2,6%), Гватемала, Коста-Рика, Гондурас (от 3% до 3,5%). В Эквадоре из-за падения цен на нефть экономический рост составит порядка 2%.

Страны, переживающие экономический кризис. В первую очередь, это Бразилия, где отмечается обострение финансовой ситуации и дефицита бюджета. В этом году ожидается падение бразильской экономики на 1,3%. Не намного лучше ситуация в Аргентине, где экономический рост замедлится на 0,8%.

Самая тяжелая ситуация в Венесуэле, экономика которой стоит на пороге краха. Годовая инфляция в Венесуэле достигла 68%, что стало одним из самых высоких показателей в мире. Как ожидается, падение экономики в этом году составит около 7%.

Экономика Латинской Америки потеряла былую силу. Впервые за последние десять лет темпы экономического роста в Латинской Америке оказались ниже запланированных. Новая конъюнктура требует проведения структурных реформ, которые бы позволили улучшить экономическую ситуацию в среднесрочной перспективе и закрепить социальные достижения последнего десятилетия.

Зачем китайцы строят заводы в России?

«Санкей Симбун», Япония

Из-за экономического спада западные автопроизводители сворачивают производство на территории России. Тем не менее китайский автопром атакует российские рынок. В 2017 г. как минимум две китайские компании планируют построить заводы на западе России. По всей видимости, китайские предприятия полагают, что в связи со сближением стран в политической и экономической сфере на их долю выпал хороший шанс.

По информации местных СМИ, компания Great Wall Motors уже начала строительство завода в Тульской области. По плану выпуск автомобилей начнется в 2017 г. В 2020 г. завод будет производить 150 тыс. автомобилей в год. Компания Lifan также инвестирует 300 млн долл. в строительство завода в Липецкой области. В 2021 г. планируется начать производство 60 тыс. автомобилей в год. Предполагается, что и другие китайские компании обсуждают возможность строительства заводов в России.

Автопроизводители КНР и ранее собирали автомобили в России, однако это происходило на заводах, которые принадлежали российскому капиталу. В настоящее время Great Wall Motors производит в России внедорожники Hover, а Lifan – внедорожники X60, являющиеся самым успешным китайским автомобилем на российском рынке. Обе компании также предлагают покупателям «седаны».

В 2014 г. в России было продано 82 тыс. китайских автомобилей. Если новые заводы будут успешно построены, то они будут производить в два раза больше автомобилей.

Из-за западных санкций и обвала рубля количество продаваемых в России автомобилей резко сократилось. В этом году объемы продаж уменьшились на 25%. Это привело к тому, что западные автопроизводители стали быстро покидать российский рынок.

Что стоит за активизацией китайских компаний? Они решили, что улучшение отношений между странами предоставляет им уникальный шанс.

Российско-китайские экономические отношения нельзя назвать простыми. В 60-х годах между странами произошло военное столкновение. И по сей день существует напряжение в приграничных областях. В экономически слабом и малонаселенном Дальневосточном регионе России опасаются экономической и этнической экспансии Китая. Российское правительство долгое время ограничивало инвестиции из Китая.

Тем не менее после украинского кризиса в российско-китайских отношениях произошел перелом. В условиях сокращения западных и японских инвестиций Россия перестала с предубеждением относиться к вложениям из Китая. Кремль взял курс на расширение инвестиций со стороны КНР.

Вместе с тем велика вероятность, что появление китайских заводов обострит конкуренцию с российскими производителями, которые продают автомобили в тех же ценовых категориях, что и китайцы. Корейские автопроизводители, которые выходят на российский рынок с дешевыми моделями, также опасаются экспансии китайских компаний.

Западные автопроизводители уходят с российского рынка в связи с сокращением продаж из-за экономического спада. Между тем китайские компании строят в России новые автозаводы и предполагают в ближайшее время вдвое увеличить продажи своих автомобилей.

Неунывающее очарование туризма

«Блумберг», США

Двойное потрясение – от массовой расправы в Тунисе и от финансового кризиса в Греции – отправило в штопор акции туристической индустрии. Но эта отрасль в последние годы всё легче приспосабливается к новым условиям работы и обретает запас жизнестойкости. И скорее всего, она восстановится довольно быстро.

Резкое снижение курса акций туристических компаний и фирм-перевозчиков отразилось не только на крупных туроператорах, типа TUI и Thomas Cook, но и на Royal Caribbean Cruises и Priceline, которые менее подвержены проблемам на юге Европе и на севере Африки.

Наверное, этот пессимизм будет недолговечным, потому что мировая индустрия путешествий восстанавливается с молниеносной скоростью. Вначале поток туристов в Тунис и Грецию спадет, но их места заполнят другие направления. Например, когда в 2011 г. на площади Тахрир в Египте вспыхнули волнения и заполнение отелей на морских курортах упало почти на 40%, от этого существенно выиграли ОАЭ, где за год наполняемость гостиниц выросла на 8%.

Cтатистика показывает, что даже в тех местах, где имели место катастрофические события, после спада начинается оживление. По данным консалтинговой фирмы Deloitte, которые были опубликованы в докладе Всемирного экономического форума о конкурентоспособности отрасли туризма и путешествий за 2015 г., наполняемость гостиниц в Нью-Йорке после событий 11 сентября 2001 г. восстановилась за 34 месяца, а на американском рынке в целом – за 45 месяцев, хотя положение там усугубилось в силу экономического спада. Для сравнения, Мадрид после взрывов на железной дороге восстановился за 12 месяцев, а Лондон после терактов в июле 2005 г. – за 9 месяцев.

В 2013 г., спустя два года после аварии на Фукусиме, в Японию приехало рекордное количество туристов – 9 млн человек. После вспышки атипичной пневмонии в Азии и свиного гриппа в Мексике цифры заполнения отелей там восстановились за год. Данные Deloitte указывают на то, что даже крупные теракты не оказывают на туристов длительного впечатления.

Такая способность к быстрому восстановлению отчасти является результатом усилий туристических стран. Когда на Бали в Индонезии после серии взрывов в 2005 г. снизилось количество туристов, остров воспользовался резкой девальвацией индонезийской валюты и провел рекламную кампанию под лозунгом «Наши потери – это ваш выигрыш!» Греция может подумать об аналогичных действиях, если туда вернется драхма, которая тут же обесценится. Да и в Тунисе туристические потоки тоже весьма чувствительны к ценовым колебаниям: если цены низки, туристов не удержат даже теракты.

Растущая доступность путешествий и совершенствование туристической индустрии превращают наш мир в продукт. Сегодня в поездках гораздо меньше элемента приключений, чем 20 и даже 10 лет назад. Это удобно, потому что население богатых стран, обеспечивающих основную массу туристов, постепенно стареет. Туристы старшего возраста меньше интересуются щекочущими нервы приключениями, и поэтому туристическая отрасль делает для такого контингента пребывание в одной стране очень похожим на пребывание в другой. Во многих случаях отдыхающие даже не интересуются тем, что происходит в стране, куда они собираются ехать. Когда в Бангкоке в 2008 г. произошла серия переворотов, на курортных островах Таиланда снижения туристического потока не заметили.

Несмотря на происходящие в мире потрясения – природные катастрофы, террористические акты и финансовые кризисы – туристическая индустрия продолжает активно развиваться. В основе этого лежит растущая доступность путешествий и совершенствование туристических услуг.

Расцвет БРИКС остался в прошлом

«Финанц унд Виртшафт», Швейцария

Пару лет назад многие эксперты предсказывали, что страны–члены БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР – смогут стать главными драйверами роста мировой экономики. Наивная экстраполяция их стремительного роста породила представление о блестящем будущем этих стран, а вместе с ними и всего мира.

Но теперь их расцвет, похоже, остался в прошлом. Экономики Бразилии и России переживают спад, а рост Китая и ЮАР значительно замедлился. Лишь в Индии продолжается рост, который уже превышает рост Китая. Удастся ли странам БРИКС соответствовать ожиданиям? Или проблемы, с которыми они столкнулись, непреодолимы?

Хотя в Китае, Индии и Бразилии по-прежнему весьма велика доля сельского населения, эти страны добились серьезных успехов в борьбе с бедностью, причем в последние десятилетия вырваться из её объятий удалось нескольким сотням миллионов человек (в первую очередь, в Китае). Численность среднего класса в этих странах растет также весьма интенсивно.

Общий рост стран БРИКС в последнее время превысил совокупный рост развитых стран. Всего пару десятков лет назад подобную ситуацию невозможно было себе даже представить!

Тем не менее странам БРИКС, вероятно, будет трудно стабильно расти всё выше и выше. Как известно, рост по достижении определенного уровня обычно замедляется – как правило, когда доход на душу населения достигает 15–20 тыс. долл. (примерно треть от показателя США). За последние десятилетия лишь отдельным странам, например Южной Корее, Тайваню и Сингапуру, удалось преодолеть «ловушку среднего дохода» и продолжить расти.

Наряду с проблемами, которые вынуждены решать почти все развивающиеся страны – в частности проблему институтов или плохого государственного управления, – каждой из стран БРИКС приходится сталкиваются со своими собственными вызовами. Так, для Бразилии таковыми стали рецессия, низкие цены на нефть и беспрецедентный коррупционный скандал в государственном нефтяном концерне Petrobras.

Россия также испытывает давление, возникшее из-за снижения мировых цен на нефть. Неблагоприятная ситуация усугубляется экономическими санкциями США и европейских стран. И, наконец, России приходится бороться с серьезными демографическими проблемами – стремительно сокращающейся численностью населения, более короткой, по сравнению с развитыми странами, продолжительностью жизни и оттоком квалифицированной рабочей силы за границу.

В настоящий момент наилучшими предпосылками для экономического роста – по крайней мере, в краткосрочной перспективе – может похвастаться Индия. Новому руководителю Центрального банка Рагураму Раджане удалось добиться сокращения инфляции, которая до недавнего времени была наибольшей угрозой для национальной экономики. А в этом году рост, согласно прогнозам, должен составить 7,5%. Тем не менее экономическая ситуация остается напряженной, а население Индии, которое по численности вскоре может превзойти население Китая, по-прежнему живет преимущественно в сельской местности и в крайней бедности.

Китай предпринимает попытку переориентации собственной экономики с экспорта на внутреннее потребление. Китайский президент Си Цзиньпин рассчитывает на то, что растущий средний класс сумеет обеспечить спрос на товары промышленного производства, и тем самым руководству страны удастся избежать ситуации, когда избыточные мощности в добывающей промышленности приведут к скачку безработицы.

Экономика Поднебесной по-прежнему подвержена большим рискам. Как и Япония несколько десятилетий назад, Китай столкнулся с конкуренцией в виде дешевизны производства в других странах (например, во Вьетнаме). Его рынок акций перегрет, а программа по борьбе с коррупцией, разработанная Си Цзиньпином, хотя и пользуется популярностью среди широкий слоев населения, пугает отсутствием четких «правил игры».

Хотя экономики стран БРИКС стали в большей степени зависеть от чисто рыночных факторов, правительства этих стран по-прежнему слишком активно вмешиваются в принятие важных экономических решений, из-за чего возникает риск разбалансировки или даже кризисов. Решающее значение для долгосрочного успеха этих стран, видимо, будет иметь их способность развивать институты, поддерживать максимально возможную экономическую свободу и полагаться не на правительство, а, в первую очередь, на конкуренцию.

Расцвет экономик стран БРИКС, похоже, остался в прошлом. Бразилия и Россия переживают спад, а рост Китая и ЮАР значительно замедлился. Лишь в Индии продолжается рост, который уже превышает рост Китая.

Прощай, доллар! Здравствуй, юань!

«Ени Сафак», Турция

Ожидается, что в текущем году объем торговли между Китаем и Россией, которые какое-то время назад объединились против американской гегемонии, достигнет 100 млрд долл., а к 2020 г. удвоится. В мае мы стали свидетелями того, как с подписанием документа о сотрудничестве в рамках «Шелкового пути» стала еще крепче цепочка сделок, пропитанных энергией российского нефте- и газодобывающего сектора. Другим важным событием, которое привлекло внимание экспертов, стало получение российским банковским сектором кредита «в юанях».

Это событие говорит о том, что сотрудничество России и Китая существует не только в торговой сфере. В последнее время они уделяют большое внимание финансовому взаимодействию. Еще в октябре прошлого года Москва и Пекин сделали шаг в сторону осуществления своей мечты – освобождения от западной валюты во взаимных расчетах. Центральные банки двух стран заключили соглашение о валютных свопах с целью оживить торговлю в национальных валютах.

Самый показательный пример – российский энергетический гигант «Газпром». Компания мечтает максимально избавиться от доллара в торговле. В этой связи продолжаются переговоры об использовании юаней и/или рублей при выполнении энергетических контрактов, заключенных с Китаем.

Заявления, которые в последнее время были сделаны российским министром финансов, указывают на то, что Россия смотрит на этот вопрос в долгосрочной перспективе.

Конечно, использовать юань менее удобно, чем доллар, но для этого есть свои причины. Главная из них, как известно, санкции. Предполагается, что если российская экономика предпочтет юань западным валютам в торговле, то это позволит снизить риски. Кроме того, использование юаня позволит сократить расходы каждой из сторон. Между тем, у Китая уже есть опыт торговли в национальных валютах в обход доллара, в частности с Японией.

Стоит помнить, что долгосрочная цель Китая и России – объединение против господства США. Планируется, что одним из столпов двустороннего сотрудничества, которое получило в прошлом году новый импульс, станут финансовые трансформации. Есть мнение, что юань – сила, потенциально способная положить конец власти доллара в мире.

Конечно, здесь же присутствует китайская мечта о том, чтобы открыть юань для более широкого использования на мировых рынках, сделать его резервной валютой. Сегодня порядка 63% резервов центральных банков стран мира номинированы в долларах. За долларом следует евро (22%). Доля фунта стерлингов и йены – около 4%, канадского и австралийского долларов – 2%. Похоже, что в будущем Китай хочет взять крупный кусок этого пирога и разрушить силу доллара.

Сегодня Китай спешит подбросить юань в валютную корзину SDR (специальные права заимствования). Если конечная цель – превращение в резервную валюту, то это очень важный шаг. Команда МВФ посетила Пекин, где её ждал готовый доклад, излагающий план по интернационализации юаня. Как можно понять, Китай серьезно взялся за дело и с нетерпением ждет ответа от МВФ. Если Пекину удастся успешно преодолеть этот критический порог, центральные банки мира вполне могут захотеть хранить юань в своих валютных резервах.

Юань становится основной валютой взаимных расчетов России и Китая. Китай заинтересован в более широком использовании юаня на мировых рынках, в том, чтобы сделать его резервной валютой. По мнению некоторых экспертов, юань – это валюта, потенциально способная положить конец власти доллара в мире.

ИСТОЧНИКИ:

Infolatam

Sankei Shimbun

Bloomberg

Finanz und Wirtschaft

Yeni Safak

The Guardian

Радио аззатык (http://inosmi.ru/world/20150609/228481679.html)

Business Insider"

BBC