тел. (495) 223-42-15

Авторынок: что дальше?

Даже горькая истина не перестает быть истиной: для автопроизводителей настали трудные времена. Впрочем, не для всех и не везде.

На волне валютных колебаний

По-настоящему серьезные трудности по понятным причинам, как экономическим, так и геополитическим, испытывает автомобильный рынок России.

Активнее всего цены на автомобили росли в конце 2014 начале 2015 г., когда рубль был на максимально низких уровнях. В среднем по рынку рост составил около 40%. Затем валютный курс стабилизировался, и примерно с весны у части автопроизводителей постоянные суммы на ценниках стали ниже, а у других начали действовать спецпредложения.

Но затем участники автомобильного рынка снова заговорили о росте цен. А поскольку уровень жизни остается прежним либо снижается, спрос неизбежно падает. А уж на автомобили тем более, что и подтверждает статистика.

По итогам 2014 г. в России было продано 2,5 млн автомобилей – на 10,3% меньше, чем годом ранее, гласит статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Любопытно, что по прогнозам АЕБ снижение должно было достигнуть 12%, но статистику улучшили продажи на волне ажиотажного спроса, когда валютный курс начало лихорадить.

В текущем году снижение продаж новых авто ускорилось. За пять месяцев 2015 г. в России рынок новых легковых автомобилей упал на 48,6% (было продано 487,1 тыс. штук). Показательно, что в мае, когда курс валюты был стабильным, в России было продано 125,8 тыс. новых автомобилей и единиц легкового коммерческого транспорта на 37,7% меньше, чем год назад. В марте и апреле относительно прошлогодних результатов глубина падения была более 40%. Суммарный же объем рынка за пять месяцев нынешнего года около 642 тыс. автомобилей (включая коммерческие), в прошлом году за это время было продано более 1 млн штук.

На этом фоне парадоксальный рост продаж показывают премиум-бренды: Porsche, Lexus, Mercedes-Benz и BMW. Поразмыслив, можно прийти к выводу: даже в самые кризисные периоды в этом сегменте рынка покупательские возможности в среднем остаются неизменными.

Понятно, что российский авторынок буквально проседает под тяжестью негативных тенденций. Так, по оптимистичным ожиданиям аналитиков, он обвалится в 2015-м на 24% и вернется к показателям 10-летней давности. Пессимистичный же сценарий, которого придерживаются многие автопроизводители, предполагает сокращение авторынка на 50%.

И тем не менее председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер оптимистично смотрит в будущее: «На первый взгляд, май не продемонстрировал видимого улучшения по сравнению со слабыми результатами продаж предыдущих месяцев этого года. В то же время благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением рубля, отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности».

По мнению экспертов, продажи доступных автомобилей в значительной степени стабилизировались благодаря программе льготного автокредитования, которая запущена с 1 апреля и будет действовать до конца года. Но бренды в среднем ценовом сегменте не имеют господдержки, они и тянут статистику вниз. Наверное, исправить перекос можно было бы за счет расширения действия программы льготного кредитования на автомобили ценой до 1,5 млн руб. (сейчас до 1 млн руб.).

Даешь 100 миллионов!

Такая цифра прозвучала на состоявшейся в Москве конференции «Автомобильный рынок России итоги и прогнозы». Через 34 года, если не случится ничего катастрофичного, мировой авторынок преодолеет 100-миллионную отметку. По данным агентства «Автостат», в 2014 г. в мире было продано 87 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Серьезное падение продаж не позволило России сохранить седьмое место в «большой десятке» стран по объему авторынка. На восьмую строчку Россию потеснила Великобритания, где за год было продано на 300 тыс. машин больше. Еще один игрок из топ-10, утративший свои позиции, Бразилия. В остальных странах «большой десятки» продажи новых машин растут, хотя и не везде стремительно.

Мировой уровень продаж авто показывает положительную динамику уже пятый год подряд. Спрос на новые автомобили на планете по итогам прошлого года вырос на 3,4%.

Уверенно лидирует на мировом авторынке Китай, где в прошлом году была реализована почти треть от мирового объема продаж. В январе–декабре 2014 г. в Поднебесной было продано 23,6 млн новых автомобилей – это на 7,8% больше, чем годом ранее.

В целом Азиатско-Тихоокеанский автомобильный рынок занял по итогам 2014 г. почти половину (45%) глобального спроса. Второе место мирового рейтинга продаж сохранили за собой США. В 2014 г. рынок там вырос на 6% по сравнению с предыдущим годом и составил 16,5 млн машин. Существенно отстает от конкурентов, но уверенно занимает третью строчку рейтинга Япония, где в прошлом году было реализовано 5,5 млн автомобилей.

Следом в рейтинге стран-лидеров расположились Бразилия (3,3 млн штук, снижение на 7%), Германия (3,25 млн штук, рост на 2,6%), Индия (3,1 млн штук, рост на 2,1%), Великобритания, Россия, Франция (2,1 млн штук, рост 0,4%) и Канада (1,8 млн штук, рост 6,2%).

По оценке аналитиков, рынки США и Европы не смогут демонстрировать темпы роста, сопоставимые с темпами роста рынков развивающихся стран, хотя и сохранят в обозримом будущем свое положение в рейтинге. Роль Японии, скорее всего, будет снижаться, а японские производители больше станут ориентироваться на потребности покупателей других рынков.

Рост автомобильного рынка США за I полугодие 2015 г. достиг 4,4% (8,5 млн авто), сообщает издание Automotive News. Если тенденция сохранится, то продажи новых автомобилей в США за год достигнут 17,2 млн штук. Заметим, что рубеж в 17 млн новых авто был достигнут в последний раз только в 2001 г.

Лидером продаж по-прежнему остается General Motors, на втором месте – Ford, а третьей стала Toyota, опередившая Fiat Chrysler Automobiles. Самым стремительным ростом продаж на американском рынке отметились такие марки, как Mitsubishi, Jeep и Acura.

В США, как и в Европе. продолжается бум на внедорожники в июне продажи в данном сегменте увеличились на 11% против снижения на 3,6% в сегменте легковых автомобилей. Основные причины такого успеха улучшенная экономичность, неуклонно уменьшающийся вес внедорожников и, разумеется, более низкие цены на топливо.

Немцы наступают

А вот полный список претендентов, которые участвовали в конкурсе «Всемирный автомобиль года» (WCOTY), победители которого были объявлены на Нью-Йоркском автосалоне в апреле. В финал вышли десять моделей разных марок: три немецкие, две американские, две японские, а также по одному «французу», «корейцу» и «британцу». Кроме того, определялись лучшие автомобили года в категориях «Представительский», «Спортивный», «Экологичный» и «Дизайн».

При публикации «лонг-листа», как всегда, не обошлось без сюрпризов. В список номинантов вернулся седан Volkswagen Passat. В прошлом году ни одна модель концерна в него не попала. Модели BMW в нынешнем году представлены во всех категориях престижного конкурса. Одним из претендентов на победу стал минивэн BMW 2 Series Active Tourer. Это первая переднеприводная модель за всю историю немецкого производителя, построенная на платформе MINI. Также в число номинантов вошли кроссоверы Citroën C4 Cactus и Nissan Qashqai, седаны Hyundai Genesis, Volkswagen Passat, Mercedes-Benz C-Class, внедорожник Jeep Renegade, хетчбэки Mazda2 и MINI 5 door/MINI 4 door, спорткар Ford Mustang.

Победителем в абсолютной категории стал Mercedes-Benz C-Class, который смог обойти Volkswagen Passat и Ford Mustang. Лучшим представительским автомобилем 2014 г. журналисты назвали купе Mercedes-Benz S-Class. Самым спортивным автомобилем стал Mercedes-AMG GT, а самым красивым в номинации «Дизайн года» Citroën C4 Cactus. Лучшим «Зелёным автомобилем» признали купе BMW i8.

Ольга ВОЛКОВА

В 2014 г. в России было продано 2,5 млн автомобилей – на 10,3% меньше, чем годом ранее. За 5 месяцев 2015 г. рынок новых легковых автомобилей упал на 48,6% (было продано 487,1 тыс. штук).

Мировой уровень продаж авто показывает положительную динамику уже пятый год подряд.

В США, как и в Европе, продолжается бум на внедорожники. Основные причины успеха улучшенная экономичность, уменьшающийся вес и, разумеется, снижение цен на топливо.

Уверенно лидирует на мировом авторынке Китай, где в 2014 г. было продано почти 24 млн новых автомобилей – это около трети от мирового объема продаж.

Ссерьезное падение продаж не позволило России сохранить седьмое место в «большой десятке» стран по объему авторынка.

Самые продаваемые автомобили на российском рынке в 2014 г.

Lada Granta. Этот бестселлер «АвтоВАЗа» возглавляет рейтинг самых продаваемых автомобилей в России с 2012 г., когда модель была поставлена на конвейер. В 2014 г. было продано 152,8 тыс. Granta – всего на 8% меньше, чем в предыдущем году.

Hyundai Solaris. Самая популярная иномарка в России. Продается стабильно на уровне примерно 110 тыс. машин. В 2014 г. продано 114,6 тыс. штук против 114 тыс. годом ранее.

KIA New Rio. В конце 2014 г. эта модель буквально взорвала рынок прыжком на первое место рейтинга самых продаваемых автомобилей в России. Вырваться в лидеры ей помогли девальвация рубля и затяжные перебои поставок комплектующих на «АвтоВАЗе». Объем продаж в 2014 г. – 93,7 тыс. (рост на 4,5%).

Renault Duster. Самый популярный внедорожник в стране. В 2014 г. продажи снизились на 8%, до 76 тыс. штук. Ближайший конкурент Duster Chevrolet Niva (43 тыс. машин) даже не вошел в список топ–10.

Lada Priora. Главный кандидат на вылет из десятки лидеров в нынешнем году. В 2014 г. было продано 48 тыс. – на 17% меньше, чем в предыдущем, и на 62% меньше, чем в 2012 г.

Lada Kalina. Эта модель еще недавно была лидером российского рынка. Но после появления другой модели «АвтоВАЗа» – Granta, спрос на Kalina неуклонно падал. В 2014-м продано 65,6 тыс. штук против 68 тыс. штук в 2013-м и 120 тыс. штук в 2012 г.

Lada Largus. Модель, построенная на базе Renault Logan MCV – партнера «АвтоВАЗа». Уверенно двигается к пятерке лидеров топ–10. В 2013 г. Largus занимала девятую строчку рейтинга, а годом ранее плелась в хвосте топ–25. В 2014 г. продано 65 тыс. автомобилей – на 14% больше, чем в 2013 г.

Renault Logan. В России модель с небольшими различиями собирается на двух площадках – в Москве на «Автофрамосе» и на «АвтоВАЗе». В 2014 г. продажи Logan выросли на 18%, до 60 тыс. штук.

VW Polo. В 2014 г. модель рухнула с пятой строчки рейтинга на восьмую, падение продаж составило почти 20% 60 тыс. автомобилей.

Nissan Almera. В 2015 г. модель имеет все шансы приблизиться к пятерке лидеров самых продаваемых автомобилей или даже войти в нее. Almera выпускается на «АвтоВАЗе» с 2013 г. и постоянно прибавляет в продажах. В 2014 г. продано 46 тыс. штук – рост почти в три раза.

Победители конкурса «Всемирный автомобиль года» (WCOTY)

Победителем конкурса в абсолютной категории стал Mercedes-Benz C-Class. Лучшим представительским автомобилем 2014 г. журналисты назвали купе Mercedes-Benz S-Class. Самым спортивным автомобилем стал Mercedes-AMG GT, а самым красивым в номинации «Дизайн года» Citroën C4 Cactus. Лучшим «Зелёным автомобилем» признали купе BMW i8.