тел. (495) 223-42-15

Подсчитать, сохранить, доставить

В конце ХХ в. глобальная логистика стала важнейшим стратегическим инструментом развития мировой экономики. Сегодня её сети, объединяющие людей, рынки, материки, оцениваются в триллионы долларов.

О логистике, как о системе мер, способных активизировать процессы в мировом хозяйстве, в нашей стране заговорили в 80-х годах прошлого столетия. На неё уповали, как на панацею от всех экономических бед. Термин «логистика» звучал, как волшебное заклинание, хотя для большинства советских руководителей его смысл оставался тайной за семью печатями.

Между тем ни в самом этом слове, ни в его содержании ничего принципиально нового не было. В переводе с греческого оно означало всего лишь «счетное искусство». И этим искусством занимались представители всего трех профессий: кладовщик, экспедитор и снабженец. Однако процессы кооперации, интеграции и глобализации, развернувшиеся в середине ХХ в., заставили пересмотреть отношение к логистике, поскольку неожиданно выяснилось, что без неё невозможно функционирование мирового конвейера, в который превратилась современная экономика.

В 1996–1997 гг. Мичиганским университетом при под­держке Совета логистического менеджмента было проведено исследование по проблемам глобальной логистики транс­национальных корпораций, результаты которого вошли в книгу «Логистика мирового класса». Учеными были отобраны 111 компаний, практика организации глобальных логистических цепей которых была признана наилучшей. Результаты исследования показали, что эти компании добились таких результатов благодаря четырем концептуальным факторам – позициони­рованию, интеграции, гибкости и измеримости. Эти компании смогли выстроить отношения с поставщиками и заказчиками на основе современных информационных технологий и использовании передовых методов транспортировки, научились быстро реаги­ровать на специфические запросы потребителей, внося в соответствии с ними изменения как в производство, так и в распределение, в конечном счете обеспечив тем самым неоспоримые преимущества перед конкурентами.

Россия вне логистической системы

Ученые, занимающиеся проблемами логистики, в истории её развития выделяют четыре этапа. Первый приходится на 50–70-е годы ХХ в. В США эту фазу обозначили как период «физического распределения». Появление этого термина связано с тем, что большинство компаний к этому времени практически исчерпали возможности роста прибыли в производстве и заинтересовались способами оптимизации распределения продукции, т. е. повышением качества и сроков её поставок. Эксперты уже тогда указывали на то, что собственно производство товаров занимает лишь 2% от суммарного времени цикла производственно-коммерческой деятельности. Зато 93% времени движения товара от источника сырья до конечного потребителя расходовалось на его прохождение по различным каналам сбыта и, главным образом, на хранение. Поэтому максимальное внимание было обращено на развитие складских комплексов и их механизацию, создание и приобретение оперативных транспортных средств, налаживание информационных сетей и формирование банков данных. Иначе говоря, предпринимались попытки совершенствования работы на отдельных участках складывающейся логистической системы.

Второй этап занял куда меньше времени — с середины 70-х до начала 80-х годов. Именно в этот период пришло осознание того, что даже удачное решение вопросов снижения стоимости перевозки сырья и конечной продукции, размещения складов, определения оптимального объема поставок не дают нужного эффекта. Все эти процессы необходимо рассматривать в комплексе, переходя к управлению материальными потоками по всему производственному циклу. Критерием экономической эффективности стали считать минимум суммарных затрат на транспортировку, материально-техническое обеспечение и собственно производство. Это уже была логистика.

Начало третьего этапа развития логистики ученые обычно относят на 90-е годы. Определяющим для него стал принцип «точно в срок», в соответствии с которым стали использоваться технологии, позволявшие обходиться без больших запасов сырья, деталей, полуфабрикатов — всего необходимого в процессе производства. Точно так же поступали и с готовой продукцией. Её теперь не накапливали на складах, а вывозили оптимальными для используемого транспорта партиями. Процессы на предприятиях теперь были рассчитаны буквально по минутам. Правда, всё это вело к крайней неустойчивости системы. Любой сбой, любая ошибка вызывали необходимость остановки производства и переналадку системы. Но в то же время реализация принципа «точно в срок» давала серьезную экономию. Ведь издержки, связанные с хранением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции на складах, составляли в среднем 10–15% для стран Западной Европы и 20–28% для государств СНГ.

Наступление четвертого этапа совпало с началом эры глобализации, которая приняла планетарный характер с приходом нового столетия. В разных частях мира возникли общие экономические пространства со свободным движением финансовых средств, товаров, услуг, рабочей силы. В результате интернационализация производства и капитала приняла такие масштабы, что взаимозависимость экономик практически всех стран стала свершившимся фактом.

Специалисты, анализируя характеристики этого периода, подчеркивают, что «в новой глобальной логистической системе все ресурсы становятся информационно-пространственно-временными». Развернутые телекоммуникационные связи неимоверно расширяют возможности компаний. Расстояния больше не являются препятствием для интеграции. Сроки операций резко сокращаются. Появляется большое число международных логистических посредников. Особое значение приобретают транспортные коридоры, между которыми резко обостряется конкуренция. Национальные рынки все больше попадают под контроль транснациональных корпораций, в том числе занимающихся логистикой.

Для России, экономика которой застряла на первом этапе развития логистики, наступление эры глобализации сулит как невиданные возможности, так и окончательный крах надежд когда-нибудь войти в число передовых государств. Уже неоднократно объявлялось, что одним из базовых приоритетов внутренней и внешней политики России в современных условиях является ускоренная интеграция её торгового и транспортного комплексов в мировое логистическое пространство. Было обнародовано множество президентских программ, нацеленных на создание новых транспортных узлов и коридоров. Однако планы остались большей частью на бумаге. Общий ущерб от негативных последствий транспортной деятельности по-прежнему ежегодно составляет в РФ не менее 7–8% от ВВП. Пожалуй, единственный крупномасштабный проект, который был реализован в последние годы, это создание Таможенного союза, снявшего многочисленные барьеры для движения товаров с востока на запад. Но до формирования всей необходимой инфраструктуры для такого трансконтинентального пути руки у транспортных чиновников пока не дошли и не известно, дойдут ли.

Время совместных усилий

Сколь бы масштабны ни были перемены, которые пришли с началом эры глобализации, они меркнут по сравнению с тем, что эксперты предсказывают логистике в ближайшее время. По их убеждению, уже к концу нынешнего десятилетия пользователи логистических сетей будут иметь доступ к информации о местоположении и текущем состоянии их товаров в любой момент времени. Это станет возможным благодаря тому, что все данные будут храниться в высокопроизводительных общих серверах, а не в персональных компьютерах. Более того, система «умных перевозок» уже начала работать, и клиенты многих морских компаний, занимающихся перевозкой грузов, сегодня могут по интерактивным картам в Интернете в любой момент выяснить, где находится контейнер с их товаром.

Реализация совместных проектов выйдет далеко за рамки привычной кооперации. При осуществлении большинства деловых операций компании будут использовать автоматизированную связь между корпоративными базами данных. Логистические цепочки так тесно переплетутся, что выгодным станет сотрудничество даже с конкурентами.

Компании, занимающиеся логистикой, будут все более плотно работать с клиентами, стараясь предложить индивидуальные решения транспортных и производственных вопросов. При обслуживании корпоративных клиентов логистические провайдеры будут брать на себя больше задач по производству и консалтингу. Одной из главных услуг станет управление рисками. В том числе предоставление гарантий высокого качества, подлинности и безопасности. Кроме того, логистические компании будут предлагать дополнительную поддержку в области таможенного оформления.

Рост сектора частных клиентов потребует совершенствования городской логистики, строительства сетей, по которым будут доставлять заказанные товары в каждый дом, в каждую квартиру, или разработки других методов транспортировки.

Логистика все в большей мере будет становиться движущей силой экономики. Глобальные альянсы в логистической отрасли откроют новые транспортные маршруты и центры, большинство из которых будут расположены во внутреннем Азиатском регионе, в центре нового экономического бума. Создание транспортных коридоров со всей требующейся инфраструктурой неизбежно придаст колоссальный импульс рынкам транзитных стран. Это в свою очередь потребует объединения капиталов, поскольку такие проекты нуждаются в огромных инвестициях, привлечению к участию в них государств.

Мировой рынок логистических услуг сегодня переживает фундаментальные изменения, которые окажут кардинальное влияние на роль и масштабы деятельности его участников, структуру и формы их взаимоотношений. А в конечном счете, как показывают последние исследования, это неизбежно приведет и к кардинальным переменам в экономике мира.

Андрис ШЛЕПЕТИС

 

Собственно производство товаров занимает лишь 2% от суммарного времени цикла производственно-коммерческой деятельности. Остальное расходуется на его прохождение по различным каналам снабжения, сбыта и хранения.

В новой глобальной логистической системе особое значение приобретают транспортные коридоры, между которыми резко обостряется конкуренция.

Общий ущерб от негативных последствий транспортной деятельности составляет в России не менее 7–8% от ВВП.

Знание логистики позволяет планировать, контролировать и управлять транспортировкой и складированием сырья, его переработкой, созданием продукта, а затем доведением его до конечного потребителя. Конечной целью всех логистических операций является обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Впервые термин «логистика» был использован в трактате о военном искусстве византийского императора Льва VI. А в России его пустил в употребление в XIX в. барон Генрих Жомини — военный теоретик и писатель, генерал от инфантерии, тот самый, о котором Денис Давыдов написал: «Жомини да Жомини, а о водке ни полслова», продемонстрировав тем самым отношение армейских рубак к логистике.

В настоящее время разработан проект евразийского международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Начинается он в Шанхае, проходит через территорию Казахстана и России. Конечной точкой автострады ее авторы видят Санкт-Петербург с его портовыми возможностями. Данный проект был представлен на петербургском Международном форуме «Евразийская интеграция в XXI веке».

«Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний» — такое исследование опубликовал журнал «Логистика». В исследовании приняли участие около 200 российских и иностранных компаний из различных отраслей экономики. Респондентам задавались вопросы о том, что изменилось в логистике в России в прошлом году и какие задачи предстоит решить в следующем.

Опрошенные компании полагают, что в условиях нарастающей глобализации бизнеса усилится консолидация и специализация логистических компаний. Соответственно, будет и дальше расти конкуренция на рынке логистических услуг. Вырастут требования к качеству логистического сервиса и значимость оптимизации затрат на логистику в ее разнообразных аспектах. Аутсорсинг логистики станет одним из главных инструментов сокращения затрат на те виды непрофильной деятельности предприятий, которые не создают добавленной ценности для клиентов. Будет развиваться электронная торговля, география доставок будет постоянно расширяться с учетом развития регионов России. По мнению 41% респондентов, с вступлением России в ВТО начнет усиливаться конкуренция на рынке логистических услуг. 16% опрошенных отмечают положительное воздействие этого события на улучшение таможенных процедур. В связи с ростом импорта спрос на логистические услуги будет по-прежнему расти.

«Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», % опрошенных

Оптимизация работы склада 27

Оптимизация транспортировки 13

Оптимизация логистики и логистических бизнес-процессов 13

Оптимизация цепочек поставок 13

Управление логистическим персоналом 8

Внедрение инноваций и новых технологий в цепочке поставок 8

Оптимизация запасов 7

Оптимизация затрат 7

Интеграция логистики 3

Скачать статью (.doc)