Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Назвать спортивный автомобиль «ягуаром» само по себе было хорошим маркетинговым ходом. Но столь многозначительное имя нужно было сначала оправдать, а потом и приучить к нему богатую публику.
Как угодить женщине
Побудительные мотивы запуска проектов, ставших впоследствии знаменитыми, бывают чаще всего случайными, а то и странными. Так, известный ныне всему миру автомобиль «ягуар» обязан своим рождением желанием угодить молодой девушке.
В 1921 г. молодой человек по имени Уильям Лайонс из английского города Блэкпул задумал жениться. В качестве одного из аргументов, который должен был помочь ему завоевать расположение юной леди, Уильям решил использовать свой мотоцикл. По тем временам это была большая редкость, выгодно отличавшая паренька от прочих воздыхателей. Но катать даму на багажнике тогда считалось дурным тоном, и Лайонс решил заказать коляску к нему.
Заказ он разметил у своего приятеля Уильяма Уэлмсли, владевшего авторемонтной мастерской там же, в Блэкпуле. Ну а чтобы творение полностью соответствовало прекрасному грузу, который Уильям собирался разместить в коляске, проектировать ее он взялся сам. У Лайонса, несомненно, были художественные способности: коляска получилась элегантной, со стремительными обводами. Восторгам невесты и ее подружек не было конца. Ей даже придумали имя — Sidecar Swallow — коляска-«ласточка».
Через год после свадьбы молодой супруг начал подумывать о финансовых перспективах семьи. Они не были радужными. Вот тут Лайонс и вспомнил об успехе коляски-«ласточки». Его друг Уэлмсли охотно согласился войти в компанию, которая должна была заняться производством колясок для мотоциклов по образцу Sidecar Swallow. А деньги — 1000 фунтов — заняли у тестя Лайонса.
Партнеры сумели так хорошо организовать процесс, что ежедневно делали до десяти колясок. И хотя каждая стоила 21 фунт — деньги немалые, раскупали их охотно.
За четыре года предприятие окрепло, а Лайонс и Уэлмсл стали подумывать о том, чтобы взяться за изготовление кузовов автомобилей. Эксперимент решили провести над Ostin 7 — маленькой машинкой с 4-цилиндровым двигателем мощностью в 15 л.с. Из этого уродца их стараниями получился недорогой спорт-кар.
Узнав об успехе, руководство Ostin выдало мастерской заказ на изготовление легких алюминиевых кузовов, благодаря чему скорость автомобиля выросла с 35 до 80 км/час. Это был серьезный успех, в том числе и финансовый, и в конце 1927 г. предприятие Лайонса и Уэлмсли смогло, наконец, перебраться в столицу британского автомобилестроения — Ковентри. Число заказчиков резко выросло. К Ostin присоединились Fiat, Swift и Standard. А в 1931 г. на Лондонском автосалоне был представлен первый собственный автомобиль Лайонса — SS-1.
Но куда двигаться дальше? Лайонс настаивал на выпуске дорогих автомобилей, Уэлмсли же был сторонником машины для среднего класса. Споры зашли так далеко, что в 1933 г. партнеры расстались. Уильям Лайонс стал единоличным владельцем компании SSCars Ltd. В начале 1935-го он предложил рынку SS90 — именно такую скорость, 90 миль/час, развивал автомобиль.
Но это была лишь генеральная репетиция. Премьера состоялась осенью того же года в лондонском отеле Mayfare, где Лайонс с соратниками показал спорт-родстер SS 100 Jaguar. Машина была не только красивой, но и амбициозной. Табличка с цифрой «100», красовавшаяся на капоте, гарантировала владельцу невиданную скорость в 100 миль в час. Ну и, конечно, льстило грозное название Jaguar.
Салон автомобиля отделывали буковым шпоном и дорогими тканями, по заказу устанавливали даже радиоприемник. В общем, SS 100 Jaguar покорил не только британцев, но и избалованных роскошными машинами американцев. В результате до начала войны было выпущено 309 новых «Ягуаров».
Гонки за прибылью
Годы войны и послевоенный период оказались тяжелыми как для фирмы Лайонса, так и для всей автомобилестроительной промышленности Британии. Металл строго лимитировался, сырья для производства покрышек было мало, да и продажу бензина государство ограничивало. И тем не менее английские производители упорно держались за пышный декор и пожирающие горючее мощные моторы. Этот не самый разумный курс привел к краху некоторых фирм, а положение остальных оказалось весьма неустойчивым.
В 1946 г. по стране прошла волна забастовок, в которых приняли участие и рабочие Jaguar Cars (так теперь называлась компания). Уильяму Лайонсу удалось уговорить профсоюзных лидеров повременить с их требованиями. Единственный выход он видел в расширении экспорта. Компания лихорадочно налаживала связи в США, Франции, Швейцарии, Дании, Австрии и Бельгии.
За три следующих года было произведено 12 тыс. автомобилей Jaguar, из которых примерно треть отправилась на экспорт, главным образом в Северную Америку, с тех пор основной внешний рынок для Jaguar Cars.
В 1949 г. на Нью-йоркском автосалоне детище Лайонса собрало восторженные отзывы и массу заказов. Руководители Jaguar Cars оказались в затруднительном положении: лимиты на алюминий не позволяли их выполнить. После долгих расчетов решили делать кузовы из тонких стальных листов. И не прогадали. Машина в Америке пошла на «ура», а у компании появились средства на модернизацию.
Не менее удачна была политика Лайонса в отношении поставщиков комплектующих. Их он уверял, что если те поднимут цены, то, естественно, вырастет и стоимость автомобиля, и фирма тогда разорится, а поставщики останутся без заказов. Этот несложный шантаж позволял на протяжении многих лет поддерживать уровень дивидендов акционеров на высоте. Кстати, самый большой пакет акций был у самого Лайонса.
Но в начале 50-х главе Jaguar Cars пришлось поджаться. Требовались средства на спортивную программу. В те годы самым престижным считался 24-часовой марафон во французском Ле-Мане, победа в котором обеспечивала рекламу и сбыт. К соревнованиям 1951-го фактически на базе ХК120 в компании собрали в трех экземплярах первый гоночный автомобиль. Две машины не дошли до финиша, но третья, C-type с Питером Уокером и Питером Уайтхедом, одержала победу.
Триумф Jaguar Cars пришелся на резкий подъем британской экономики. Газеты констатировали: «Дела никогда не шли так хорошо!», благосостояние населения росло, покупательная способность увеличивалась. Многие семьи задумывались о приобретении машин. А уж если брать автомобиль, то, конечно, той марки, которая так прославилась в Ле-Мане.
Мудрый Лайонс оказался прозорлив. Еще в 1949 г. он открыл при компании курсы, где могли проходить тренинг сотрудники расширявшейся сервисной сети. В 1954 г. была сформирована компания Jaguar Cars North America Corp., которая получила права официального импортера Jaguar. А тут еще правительство заказало одну из моделей Jaguar для полиции. В итоге годовой выпуск достиг 10 тыс. автомобилей, а прибыль перевалила за 200 тыс. ф. ст.
Покупки и продажи
В 60-е Jaguar Cars вступила в расцвете могущества. В состав компании вошла даже фирма Daimler. Однако, судя по начавшимся финансовым трудностям, выбор партнера был не самым удачным. Требовался кто-то покрепче, и в 1966 г. Jaguar Cars объединяется с British Motor Corporation.
Тем не менее модельная политика компании оставалась неизменной. С 1961 по 1988 г. она представила целый ряд спортивных купе и представительских седанов, отличавшихся высокой ценой и такими же высокими характеристиками. По престижности автомобили Jaguar пресса сравнивала только с Ferrari и Rolls-Royce. Но наступили другие времена: бензин дорожал, да и рынок все больше ориентируется не на оригинальничающих миллионеров, а на средний класс. Наиболее прозорливые руководители автомобилестроительных фирм начинают внимательно изучать вкусы врачей, адвокатов, инженеров. «Надежно, качественно, по разумной цене и большим тиражом» — вот лозунг автогигантов того времени.
Тот, кто его не разделял, либо закрывал производство, либо продавал его. Именно поэтому в 1989 г. компания Jaguar стала филиалом фирмы Ford. Но на модельной политике компании это опять не отразилось. Не заставлять же такого «аристократа», как Jaguar, возить бидоны с молоком или коробки с галантереей! Магия бренда «престижного автомобиля» продолжала работать. И конструкторы компании, как ни в чем не бывало, продолжали творить «эксклюзив». Более того, в октябре 1999 г. Jaguar объявил о намерении вступить в Международную федерацию автоспорта и принять участие в чемпионате мира в классе «Формула–1». Решение было принято после того, как компания Ford купила команду гонщиков Stewart-Ford, которая получила новое название Jaguar Racing. Для предстоящего соревнования подготовили к выпуску новый спортивный автомобиль. Причем изготовлено было только 100 машин XKR Silverstone — быстрейшего «ягуара» из всех «ягуаров».
Последующие годы были посвящены укреплению представления о «ягуаре» как о самой элегантном и, естественно, дорогом бренде. В 2002 г. на сентябрьском мотор-шоу в Париже состоялась презентация новой модели — Jaguar XJ. Эта 17-я по счету модель из серии XJ благодаря полностью алюминиевому кузову стала на 200 кг легче.
Ныне Jaguar Cars полностью контролируется структурами индийской автомобилестроительной компании Tata Motors, входя в состав группы Jaguar Land Rover. У Jaguar Land Rover есть три завода в Великобритании, в ближайшем будущем откроются новые производства в Индии и Китае.
«Ягуар» по-прежнему остается одной из самых изысканных и дорогих автомашин. Спрос на такие автомобили есть всегда.
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Прародитель шикарного «ягуара» — мотоциклетная коляска-«ласточка», которую молодой Уильям Лайонс спроектировал, чтобы добиться взаимности у своей девушки.
Осенью 1935 г. в лондонском отеле Mayfare публике впервые был представлен автомобиль, в самом названии которого была заложена идея скорости — «ягуар». Это был спорт-родстер SS 100 Jaguar. Табличка с цифрой «100» на капоте, гарантировала владельцу невиданную скорость в 100 миль в час.
В 1956 г. журналы Road&Track и Popular Mechanics провели опрос читателей, чтобы выяснить, какие марки спортивных автомобилей самые популярные. На первом месте оказался Jaguar, на втором — Porsche, на третьем — MG. В том же году Уильям Лайонс получил дворянское звание и удостоился чести принимать на своем заводе королеву Елизавету II, которая для своего гаража приобрела Jaguar МКVII.
В состав Jaguar вошла фирма Daimler, которая немедленно выпустила такие роскошные модели, как Daimler Double Six, Daimler Sovereign, Daimler XJ40, Daimler DS420, Daimler V8 250.
По престижности автомобили Jaguar пресса сравнивала только с Ferrari и Rolls-Royce.
В 1989 г. компания Jaguar стала филиалом фирмы Ford.
За 50 лет Jaguar семь раз выигрывал Ле-Ман, дважды — мировой чемпионат, а также ралли в Монте-Карло и бесчисленное количество менее значительных соревнований.
В 2011 г. продажи Jaguar и Land Rover в России выросли на 33% и составили 14 365 автомобилей.