тел. (495) 223-42-15

На Тихоокеанском рубеже

Россия впервые принимает у себя встречу глав государств и правительств стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Решение провести саммит на острове Русский, который расположен вблизи Владивостока, в одном из заливов Тихого океана, поставило руководство страны, региона и подрядной организации перед целым рядом серьезных вызовов.

Остров Русский административно входит в состав города, но всегда оставался изолированной и малоосвоенной территорией. Для того чтобы провести такое масштабное мероприятие, как саммит 20-ти глав государств и правительств, на который прибывают многочисленные делегации и большое число журналистов, необходимо обеспечить инфраструктуру, гостиницы, системы связи, транспорт и многое другое. На Русском ничего этого не было, все нужно было создавать с нуля.

Решение о месте проведения форума АТЭС было принято в конце 2008 г. Имелось в виду организовать его на базе комплекса зданий Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), строительство которого было предусмотрено Федеральной целевой программой по развитию Дальнего Востока. Между тем еще не было даже проекта ДВФУ. В тот момент, когда до саммита оставалось всего три с небольшим года, никто не мог дать гарантий, что объект будет возведен в срок — ведь по действующим нормативам на реализацию подобного проекта предусмотрено не менее пяти лет.

Перед правительством стояла непростая задача найти организацию, которая взялась бы построить и сдать ДВФУ за столь короткое время, строго уложившись при этом в предусмотренную смету расходов и обеспечив требуемое качество работ. Выбор пал на российскую компанию «Крокус Интернэшнл», которая имела опыт масштабного и ускоренного строительства.

Оценивая проект строительства ДВФУ по традиционным меркам, нельзя не признать его сложность. И действительно, строить на острове надо было с нуля, в тяжелых климатических условиях. Необходимо было подготовить и расчистить площадку для фундаментов. Между тем там не было ни энергоснабжения, ни отопления, ни водопровода, все стройматериалы нужно было завозить с континента по морю, включая песок, гравий и пресную воду. Надо было соорудить причалы для приемки материалов и оборудования, возвести жилье для строителей, обеспечить их питанием и медобслуживанием. Дополнительные сложности создавал рельеф местности с перепадом высот до 60 м с глубокими оврагами и балками, что требовало проведения масштабных земляных работ, которые по объему в два-три раза превышали перемещение грунта при строительстве крупной гидростанции. Все это было связано с огромными дополнительными расходами.

Заданные сроки завершения строительства ДВФУ составляли отдельную проблему. При возведении зданий университета генеральному подрядчику нужно было уложиться меньше чем в три года, что почти вдвое короче действующих нормативов. Строить быстрее, чем положено по нормам, — такого в стране еще не было. Ведь традиция отечественных строителей — продлевать сроки возведения крупных объектов.

В проектировании комплекса зданий ДВФУ участвовала известная международная компания «Клинг Стаббинс», имеющая богатый опыт в создании университетских кампусов. Однако условия на Русском оказались столь необычными, что по ходу реализации в проект пришлось вносить изменения. Они в основном касались расширения площадей зданий, улучшения архитектурных решений, установки более современного оборудования, включения новых объектов. При этом не предусматривалось увеличивать первоначальные сметные расходы.

В результате таких изменений общая площадь зданий ДВФУ выросла с 500 до 900 тыс. кв. м. В проект, в частности, была добавлена коммунальная зона (опреснительная установка, очистные сооружения, комплекс переработки бытовых отходов), лабораторный корпус, реабилитационный центр, пожарное депо с центром для подготовки спасателей и др.

Все работы были завершены летом 2012 г., что дало возможность еще до сентября провести на острове Русский в помещениях ДВФУ несколько мероприятий и убедиться в полной готовности комплекса к встрече участников саммита.

Вот что рассказал редакции журнала «БиВ» генеральный директор ЗАО «Крокус», руководитель строительства ДВФУ Арас АГАЛАРОВ:

— На участие в этом проекте изначально мы не претендовали. Но наши потенциальные возможности стали известны оргкомитету по подготовке к саммиту АТЭС и госкомиссии по развитию Дальнего Востока. Я имею в виду построенный нами комплекс «Крокус Сити» (более 800 тыс. кв. м, что включает торговые и выставочные павильоны, конференц-залы, концертный зал) в довольно короткие сроки.

В конце 2008 г. меня пригласили на правительственное совещание, посвященное подготовке к саммиту АТЭС и строительству необходимой в этой связи инфраструктуры. В одном из выступлений, прозвучавших тогда, предлагалось возвести на о. Русский 120 тыс. кв. м жилых и офисных помещений, конференц-залов, а расходы оценивались на уровне 62 млрд руб. Получалось примерно по 17 тыс. долл. за квадратный метр. При этом не давалось гарантий, что все строительство можно завершить в срок.

Я высказал мнение, что необходимые здания на острове Русский можно было бы построить по 3 тыс. долл. за квадратный метр. При этом в данную сумму я предлагал включить не только строительно-монтажные работы, но и инженерные сети, дороги, а также полное обустройство территории университетского городка, оснащение и оборудование зданий — вплоть до мебели, оконных штор и постельных принадлежностей. Тогда мне никто не поверил, что такое возможно.

Однако мы все же разработали и представили собственный детальный и экономически обоснованный план строительства. Наши прикидки показывали, что при определенных условиях справиться с задачей можно. Правительство поверило нашим разработкам.

Для преодоления сложностей строительства на Русском необходимы были нетрадиционные технологические и организационные решения. Мы использовали зарубежный опыт строительства в сложных условиях, постарались совместить и проводить одновременно разные стадии работ, максимально использовать местные возможности для получения вспомогательных материалов, широко применять современные технологии, значительно упрощающие и удешевляющие все процессы. Это позволило не только существенно снизить стоимость строительства, но и заметно ускорить его. Очень важны были подбор команды и доверительные отношения внутри нее, правильное распределение обязанностей между руководителями среднего звена.

В строительстве ДВФУ было задействовано множество организаций федерального и регионального подчинения, предприятия транспорта, строительных материалов, металлургического производства, таможенная и пограничная службы. Нам удалось наладить взаимодействие всех структур и решать возникавшие межведомственные вопросы, исходя из общегосударственного интереса. При традиционных подходах данный проект был бы, конечно, провальный. Как говорят, «он не должен был выжить».

До начала работ даже у наших специалистов, людей с огромным опытом, были большие сомнения в возможности завершения строительства в установленные сроки. Однако берясь за этот проект, мы понимали, что не имеем права подвести руководство страны. Огромным морально-психологическим стимулом в этой работе было желание реализовать такой необычный замысел — ведь далеко не каждому выпадает в жизни шанс построить целый город или современный университет, какого в России не строили со времени сооружения МГУ им. М.В. Ломоносова.

В начале строительства перед нами стояли две основные задачи — уложиться в намеченные сроки и не выйти за рамки утвержденного объема государственного финансирования. Обе задачи успешно решены.

БиВ

 

За полтора с небольшим года на острове построены 23 учебных и жилых корпуса, создана с нуля вся инженерная и дорожная инфраструктура. В ходе ее формирования было проложено около 22 км дорог с твердым покрытием. За пределами университетского городка было сооружено более 14 км магистрального водопровода, 17 км ливневой и 18 км хозяйственно-бытовой канализации. Для обеспечения энергоснабжения и освещения территории смонтировано 20 трансформаторных подстанций, уложено 42 км электрокабелей, установлено более 1300 фонарных опор, построено 3 км тепловых сетей. В целях снабжения пресной водой смонтированы опреснительные установки мощностью 10 тыс. кубометров в сутки.

Саммит АТЭС–2012 состоится 8–9 сентября 2012 г.

В 2013 г. хозяйкой форума АТЭС станет Индонезия.

Межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 г. В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР. В 1998 г. одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу введен мораторий на дальнейшее расширение членского состава форума, который в 2010 г. продлен на неопределенный срок. На долю участников АТЭС приходится 57% мирового ВВП, 48% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные совещания старших должностных лиц АТЭС.

Председательство России в форуме АТЭС в 2012 г. призвано способствовать органичному встраиванию нашей страны в систему хозяйственных связей в регионе в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.

На посту председателя АТЭС Россия намерена предложить партнерам уделить особое внимание таким вопросам, как укрепление продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем, сотрудничество в целях модернизации.