тел. (495) 223-42-15

THE FINANCIAL TIMES

Экспортеры российского зерна вынуждены снижать цены

«Файнэншл таймс», Великобритания

Несмотря на насыщение мирового рынка зерна, Россия останется в долгосрочной перспективе поставщиком самой дешевой пшеницы в страны Северной Африки и Ближнего Востока.

Трейдеры столкнулись большими сложностями, пытаясь продать российское зерно после снятия запрета на его экспорт из России. Запрет, сотрясавший международные сельскохозяйственные рынки и длившийся почти год, заставил  покупателей с опасением относиться к политическим рискам, связанным с импортом российского зерна. Спроса на российское зерно почти нет, заявил Аркадий Злочевский, президент российского зернового союза. Пониженный интерес к перспективе поставок зерна нового урожая из России, которая перед введением прошлогоднего запрета занимала третье место в списке крупнейших мировых производителей, привел к снижению глобальных цен на пшеницу. Это продемонстрировало, что крупные импортеры, например, Египет, не выражают активного желания покупать зерно, подтверждая понимание того, что мировой рынок насыщен. Так или иначе, российские экспортеры были вынуждены понизить цены, что повлекло за собой понижение мировых цен в целом. Цены на мукомольную пшеницу в российских портах упали на 25%, достигнув 240 долл. за т, согласно сообщениям московского НИИ сельскохозяйственных рынков. Прогнозируется, что цены продолжат падение.

Это привело к снижению на 28% цен на европейскую мукомольную пшеницу, которая продается в Париже. В  начале июля цена упала до 183 евро за т.

Тогда же был отмечен спад цен на рынке кукурузы под воздействием повышения прогноза на урожай  в США.  Это также повлияло на снижение цен на пшеницу.

Падение цен приведет к смягчению проблем политиков в развивающихся странах, которые прилагают тщетные усилия в борьбе с высокой инфляцией. В мае Россия объявила о планах снять запрет на экспорт зерна, но многие высокопоставленные чиновники заявили о том, что он может остаться в силе, если слишком поднимутся внутренние цены, что подтвердило сомнения основных покупателей о статусе России как надежного поставщика.

Египет, традиционно крупнейший закупщик российского зерна, отказался от российской пшеницы, высказав опасения по поводу отсутствия гарантий поставок. Россия рассчитывает выставить свое предложение на тендере в Иордании в августе, что поможет оценить настрой рынка. Ричард Фергюсон, аналитик «Ренессанс капитал», заявил, что отказ Египта закупать российское зерно – это «нормальная реакция рынка» на неопределенность, которая появляется после запрета на экспорт. Андрей Сизов, управляющий директор в «СовЭкон»,  московской сельскохозяйственной консультационной компании, заявил, что интерес к российскому зерну вернется, как только цены на мировых рынках стабилизируются.

В долгосрочной перспективе Россия, скорее всего, останется поставщиком самого дешевого зерна на крупные рынки Северной Африки и Ближнего Востока, считают аналитики.

Крупнейшие производители пшеницы в мире
(млн т, сезон 2008/2009 гг.)
ЕС (27 стран) 151,2
Китай 112,5
Индия 78,6
США 68,0
Россия 63,8
Канада 28,6
Украина 25,9
Пакистан 21,5
Австралия 20,9

Источник: Pocket World in Figures 2011, The Economist.

«Совкомфлот» планирует заработать на перевозках арктической нефти

«Файнэншл таймс», Великобритания

Развитию разработок месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России препятствуют высокие налоги.

Российские нефтяные компании выражают неудовлетворение тем, что действующий налоговый режим делает невозможной разработку обширных нефтяных месторождений на российском шельфе. Однако «Совкомфлот», по-видимому, не считает, что такая ситуация сохранится надолго.

Государственная судоходная компания, активно работающая в Арктике, делает ставку на обслуживание шельфовых проектов по добыче нефти и газа, готовясь к предстоящему в этом году первичному размещению акций.

В начале июля компания, перевозящая пятую часть нефти, которую экспортирует Россия, приняла новую стратегию. Среди прочего, в преддверии разработки новых газовых месторождений на севере и востоке страны она намерена расширить бизнес по транспортировке сжиженного природного газа.

Она также собирается увеличить свой флот челночных танкеров, чтобы обслуживать нефтяные месторождения на российском шельфе, и пытается застолбить нишу перевозки нефти в ледовых условиях.

«Совкомфлот» так уверен в потенциале российской нефтегазовой отрасли, что прошлым летом даже провел за 18 дней нефтяной танкер в сопровождении ледоколов из Белого моря в Японию, создав короткий – вдвое короче, чем через Суэцкий канал – путь из Европы в Тихий океан. Таким образом, компания открыла сезонные перевозки по Северному морскому пути.

«Актуализация стратегии обусловлена открытием новых инвестиционных возможностей, связанных с развитием проектов на континентальном шельфе России», – заявил Сергей Нарышкин, глава президентской администрации и совета директоров «Совкомфлота». «Уверен, что реализация [новой] стратегии будет способствовать успешному выходу Совкомфлота на публичные рынки капитала в рамках госпрограммы приватизации федерального имущества», – добавил он. За последнее десятилетие «Совкомфлот» стал крупнейшей судоходной компанией в России по итогам консолидации активов страны в области торгового судоходства. После спорного поглощения в 2007 г. базировавшейся на Черном море танкерной компании «Новошип» «Совкомфлот» стал в большей степени заниматься перевозками нефти.

Как утверждает российская судоходная компания, таяние ледяной шапки в итоге приведет к тому, что перевозки нефти через российские арктические моря станут возможны круглый год, а разрабатывать месторождения на арктическом шельфе будет легче. Однако расширение «Совкомфлота» зависит от того, будут ли нефтяные компании заниматься добычей на шельфе. Между тем российские нефтяники не хотят браться за дорогостоящие проекты в области, в которой у них мало опыта, без налоговой реформы. Первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров считает, что потенциал месторождений на российском шельфе даже больше, чем на бразильском, однако инвестициям препятствуют высокие налоги.

«В России нефтяные компании не могут вкладываться в шельфовые проекты как Petrobras, несмотря на весь их потенциал», – заявил он на конференции в Москве, организованной «Ренессанс капитал».

Заместитель вице-президента компании «Лукойл» по стратегическому развитию Андрей Гайдамак, в свою очередь подчеркнул, что правительству пора прекратить предоставлять привилегии отдельным проектам и необходимо ввести единообразный и справедливый финансовый режим

«Крайне важно привести дискуссию о налогообложении к какому-то завершению, – полагает он. – Правила игры устарели».



BUSINESS NEW EUROPE

Российские металлурги идут вперед в деле модернизации

«Бизнес нью Юроп», Великобритания

Внедрение новых технологий и выпуск современной продукции позволит российским металлургам успешно конкурировать на мировом рынке.

Развитие нанотехнологий и прочих премудростей из области высоких технологий может стать одним из главных направлений работы, поскольку  Россия стремится к модернизации своей экономики и снижению зависимости от экспорта сырья. Цель состоит в том, чтобы продвинуться вперед в направлении увеличения доли добавленной стоимости в цене продукции, и российские производители занимаются этим. У России мало вариантов по превращению своих огромных запасов железной руды в конечную продукцию. С одной стороны, страна не может конкурировать с развитыми экономиками в выпуске высокотехнологичной продукции или, как сказал независимый инвестиционный советник Эрик Краус «она не будет конкурировать, пытаясь создать «Мерседес».

С другой стороны, Россия не может конкурировать и с дешевыми китайскими ценами в попытке превратить свою сталь в кастрюли и сковородки. Но производители стали все чаще налаживают выпуск широкого ассортимента специальной и высококачественной  стальной продукции, стремясь обогнать иностранных конкурентов на внутреннем рынке. Краус говорит так: «Им надо подняться выше в увеличении доли добавленной стоимости, тогда у них будет конкурентное преимущество».

ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТА
Такие компании как ММК и «Северсталь» вступили в новый век со старыми мартеновскими печами, в которых изготавливали стальные слябы. Однако усиление конкуренции со стороны  более эффективных сталеплавильщиков  в странах с низкими производственными затратами заставило их инвестировать в модернизацию производства, которая в ряде компаний продолжается по сей день.

Изменилась и стратегия, отмечает Дмитрий Смолин из инвестиционного банка «Уралсиб». На внутреннем рынке началось замещение импорта, «что в настоящее время дает преимущество в 10–15% над экспортными поставками». А это одна из ключевых целей, говорит банкир.

С ним согласен Барри Эрлих из «Альфа-Банка», который заявляет: «Мы не должны рассчитывать на то, что эти компании будут пытаться экспортировать высококачественные сорта стали. Они не могут конкурировать с японской или американской конечной продукцией».

Такие компании как ММК сегодня вполне успешно отбирают свою долю рынка у иностранных импортеров. Смолин указывает на магнитогорский стан-5000 стоимостью 1,4 млрд долл., который был введен в эксплуатацию в июле прошлого года для производства труб большого диаметра, необходимых российской энергетической промышленности, покупавшей прежде такие трубы в ЕС, Японии и Корее. Он также выделяет стан-2000 той же компании ММК, производительность которого составляет 2 млн т в год. На этом стане будет производиться стальная полоса сверхвысокого качества для работающих в России иностранных автомобилестроителей, число которых быстро увеличивается. Сегодня они вынуждены покупать эту продукцию в Европе из-за отсутствия внутренних поставщиков.

Сообщается, что целый ряд потенциальных покупателей проверяет качество продукции стана-2000 в целях ее использования на российских предприятиях. Согласно информации отраслевого издания Steel Orbis, технические испытания штампованных изделий компании, проведенные Renault, дали положительный результат. Одновременно идет изготовление опытных партий для компании Ford, а далее опытные партии будут произведены для GM, Volkswagen и других автомобилестроительных компаний. ММК также надеется снабжать работающие в России предприятия Samsung, Bosch и Siemens, на которых производится бытовая техника.

Николай Лядов из ММК в прошлом году заявил: «Стан-5000 усилил позиции ММК на российском рынке проката для трубопроизводителей и обеспечил ему достойное место в крупных нефтегазовых проектах, включая газопроводы Сахалин-Хабаровск-Владивосток и Бованенково-Ухта, а также нефтепроводы БТС-2 и ВСТО.

В апреле «Северсталь» объявила об инвестиционных планах в рамках реконструкции своего стана-5000, чтобы производить высококачественную толстолистовую сталь, необходимую для трубопроводных проектов.

Совершенно очевидно, что такая стратегия гораздо лучше укладывается в планы Кремля по модернизации экономики, чем судорожные попытки зарубежных приобретений (в основном  безуспешные), которые до мирового экономического кризиса предпринимали «Северсталь» и «Евраз». «Почти все российские производители стали сегодня осуществляют органичную модернизацию, что очень важно, поскольку  в экономику приходит новое производство вместо сделок слияний и поглощений, – говорит Эрлих. – Но это не значит, что новых поглощений больше не будет».

Как считает Краус, если российские сталепроизводители будут и дальше вкладывать средства дома вместо возврата к поглощениям, которые происходили в США и других странах, то «они смогут сохранить свою рентабельность и доходность, а со временем и выйти на уровень мировой конкуренции».

REUTERS

Россия предлагает Японии совместно добывать нефть и газ у спорных островов

«Рейтер», Великобритания

Россия пригласит Японию совместно разрабатывать нефтяные и газовые месторождения близ расположенной к северу от Японии островной цепи, пишет деловая газета Nikkei. Речь идет об области, на которую претендуют обе страны. Этот спор уже больше шести десятилетий портит отношения между ними. Как заявил в интервью Nikkei полномочный представитель российского президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, Россия намерена предложить совместную разработку месторождений у одного из спорных тихоокеанских островов – Кунашира.

Этот проект станет частью программы экономического сотрудничества двух стран, которую стороны договорились обсуждать, в том числе на двусторонних переговорах на высоком уровне, которые должны пройти позднее в этом году, пишет газета.

При этом Россия не намерена ограничиваться партнерством с Японией. К разработке природных ресурсов у спорных островов она может привлечь и другие страны. По словам Ишаева, если японские фирмы останутся в стороне от проекта и не будут вкладывать в него средства, разработкой месторождений могут заинтересоваться другие страны: США, Китай, Бруней и Сингапур.

Кунашир входит в состав островной цепи, которую в России называют Южными Курилами, а в Японии Северными территориями. Она была захвачена Советским Союзом после того, как в последние дни Второй мировой войны он объявил войну Японии.

С тех пор спор из-за островов сильно сказывался на отношениях между странами, мешая России и Японии официально заключить мирный договор.

В прошлом ноябре президент Дмитрий Медведев стал первым кремлевским лидером, посетившим один из островов, что усилило трения между сторонами.

Саудовцы должны обойти Россию и продавать Азии больше нефти

«Рейтер», Великобритания

Соперничество двух нефтедобывающих лидеров может привести к снижению цен на нефть.

Крупнейший мировой экспортер нефти Саудовская Аравия безуспешно пытается расширить ее продажи в Азию, где Россия занимает все большую долю самого быстро развивающегося рынка, закачивая в регион все больше нефти. Чтобы получить преимущество в соперничестве с Россией и поставлять больше баррелей в Азию, саудовцам придется совершить еще один болезненный шаг в сокращении мировых цен на нефть, урезав свои собственные цены.

Королевство игнорировало протесты товарищей по ОПЕК и наращивало поставки с целью снижения цен, уровень которых тормозил экономический рост. Большая часть любого повышения саудовских поставок потечет на восток, чтобы удовлетворять стремительную азиатскую экономическую экспансию.

Нынешние российские поставки в Северо-Восточную Азию почти в 5 раз превышают поставки 2008 г. – теперь нефть течет по российскому трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий Океан».

«Саудовцам не только придется скорректировать официальные продажные цены до уровня, который привлечет нефтепереработчиков, но и, возможно, столкнуться с конкуренцией со стороны альтернативных производителей» – говорит Гарри Чилингарян, глава отдела стратегии сырьевых рынков в лондонском филиале BNP Paribas. «А если ВСТО будет продолжать расти, давление тоже будет расти». Перенасыщение североамериканских рынков сделало невыгодным направление нефти на Западное побережье США, оставляя больше поставок для Азии. Обычно США поглощают излишки.

Два главных потребителя региона – Япония и Южная Корея, являющиеся членами МАГАТЭ, сделали аварийный сброс своих нефтяных запасов, добавив на рынок еще больше нефти. Когда предложение настолько велико, нефтепереработчики с неохотой подписываются на увеличение закупок у Саудовской Аравии.

ВСТО также обеспечивает лучшее качество, чем большая часть саудовской сырой нефти, что дает переработчикам, у которых нет возможности перерабатывать более тяжелую нефть, мало резона закупать больше у арабов.

Нефть, качаемая через ВСТО, изменила расклад игры в Азии, ранее захваченной ближневосточными поставщиками. Россия в сутки продает Китаю 300 тыс. баррелей, а остальные 600 тыс. могут поставляться в Тихоокеанский регион, в Северную и Южную Америку и даже в Европу.

Член ОПЕК Саудовская Аравия и независимый производитель Россия добывают порядка четверти мировой добычи нефти, каждая примерно по 10 млн баррелей в сутки. Хотя после финансового кризиса в рамках соглашений ОПЕК саудовцы ограничили производство, неучастие России в организации позволило ей качать нефть в свободном режиме.

Российский ВСТО

Россия качает нефть по ВСТО напрямую в Китай через новый отрезок трубы, открытый в этом году, избавляя его от необходимости импорта из Саудовской Аравии. Кроме того, повышение экспорта восточносибирской нефти через тихоокеанский нефтепорт Козьмино получило признание среди переработчиков на трех континентах.

«Саудовская Аравия и Россия всегда будут соперничать за долю рынка в большинстве регионов», – говорит Джон Вотрейн, директор консалтинговой компании Purvin & Gertz в Сингапуре, добавляя, что «с точки зрения геополитики, у обеих стран есть интерес в том, чтобы поставлять нефть широкому кругу клиентов в Европе, Азии и США».

«Тот факт, что ВСТО идет до расположенного у воды Козьмино, позволяет России достигать рынков Северо-Восточной Азии, которых она не могла достичь в экономическом смысле ранее, и эта нефть лучше качеством, чем большая часть саудовской», – говорит Вотрейн.

Недостаток нефти марки Brent в Европе из-за гражданской войны в Ливии и большие скидки на марки нефти, привязанные к базовой цене Dubai (среди которых и нефть марки ВСТО), создают беспрецедентные возможности для восточносибирских грузов и они, по крайней мере на бумаге, доходят даже до Испании.

Это может означать, что дополнительные объемы российской нефти-сырца, добытые на другом конце света и оцененные в привязке к марке Dubai, отправляются, чтобы закрыть дыру в поставках в Средиземноморье, с которой ничего не смогли сделать саудовцы. «По качеству нефть ВСТО близка к ливийской нефти-сырцу, – говорит источник, близкий к поставкам саудовской нефти. – Она также привлекательна в сравнении с нефтью из Западной Африки, которая привязана к более дорогой марке Brent». 

Гибкие закупки

Разница в цене дубайской нефти-сырца и нефти марки Brent выросла 15 июня до 9,20 долл. за баррель, что стало самым большим дисконтом с октября 2004 г. Это произошло менее чем через неделю после того, как саудовцы заявили о повышении поставок в Азию. Эта разница вынудила Repsol-YPF, крупнейшую нефтяную компанию Испании, купить партию нефти марки ВСТО.

«Я допускаю увеличение подобных гибких закупок нефти марки ВСТО европейскими переработчиками в зависимости от условий фрахта», – говорит Чилингарян из BNP Paribas. «Цены на нефть марки Brent будут поддерживаться ограниченным потенциалом увеличения производства легкой качественной нефти, а нефть марки Dubai будет находиться под давлением, так как страны Персидского залива, входящие в ОПЕК, будут пытаться выбросить на рынок дополнительные баррели тяжелой нефти и нефти средней плотности».

Соперничество за долю азиатского рынка – это лишь последнее столкновение в давней борьбе двух гигантов нефтедобывающего мира. Москва вызвала раздражение некоторых членов ОПЕК, когда в конце 2008 г. не выполнила своих обещаний сократить объемы производства в соответствии с рекордными сокращениями, предпринятыми Организацией стран-экспортеров нефти.

Соперничество за азиатский нефтяной рынок может пойти на пользу потребителям от Китая до США, так как оно окажет негативное давление на цены как раз в тот момент, когда восстановление мировой экономики колеблется под грузом высоких цен на энергоносители.

«Между Россией и ОПЕК никогда не было особого сотрудничества, – говорит Грег Приди, аналитик из вашингтонской Eurasia Group. – Саудовцы никогда не ждали, что Россия будет сотрудничать или делить их бремя стабилизирующего производителя».

Крупнейшие производители нефти в мире
(млн т, 2009 г.)
Россия 10,0
Саудовская Аравия 9,7
США 7,2
Иран 4,2
Китай 3,8
Канада 3,2
Мексика 3,0
ОАЭ 2,6
Ирак 2,5
Кувейт 2,5

Источник: Pocket World in Figures 2011, The Economist.

THE GLOBE АND MAIL



Россия стремится стать лидирующим поставщиком газа в Европу

«Глоб энд Мэйл», Канада

«Северный поток» и линия газопровода «Южный поток» дадут возможность «Газпрому» завоевать европейский рынок там, где Норвегия не сумела это сделать.

Этой осенью, когда задуют холодные ветра, Россия начнет отбирать у Норвегии лидерство в поставках газа в Европу. К октябрю газопровод «Северный поток» пропускной способностью в 55 млрд куб. м в год, способный обеспечить количеством энергии, сравнимым с 14 АЭС или 15 угольными электростанциями, начнет поставлять сибирский газ через Балтийское море в Германию, которая собирается закрыть 17 АЭС к 2022 г. Как только газ начнет поступать, банки будут готовы финансировать второй крупный российско-немецкий газопровод «Южный поток» пропускной способностью в 63 млрд куб. м в год.

«Северный поток» позволит Германии перестать закупать дорогой норвежский газ, в то время как «Южный поток» с запланированными к 2014 г. пунктами назначения в Восточной Европе и Италии позволит России стать крупнейшим поставщиком энергии в Европу. Стало ясно, что единственным альтернативным источником энергии, который бы освободил 80 млн немцев от атомной энергии, является российский газ, несмотря на то, что Германия уже превратилась в крупнейшего европейского производителя ветряной энергии.

Интерес «Газпрома» и немецкой компании Wintershall состоит  не только в гарантии поставок необходимых объемов газа. Вопрос также заключается в цене. Немецкие поставщики газа неоднократно оспаривали стоимость газа, прекращая закупки.

В начале июня в Норвегии прошла газовая конференция, на которой немецкий поставщик газа VNG, владеющий акциями норвежских оффшорных месторождений, неожиданно сообщил компании Statoil, что та должна снизить цены в своих 10 и 20-летних контрактах с компанией Continent. Директор по газу Майкл Людвиг заявил, что избыток природного газа снизил рыночную цену.

Statoil продает почти весь свой объем производства в Европу по долгосрочным контрактам, и на протяжении многих лет компания конкурировала с «Газпромом» за первое место в импорте в Германию. Четверть объема норвежского газопровода в 120 млрд куб. м газа рассчитана на рынок Германии, но лишь 75% из этого количества в итоге закупается.

«Северный поток» и линия газопровода «Южный поток» дадут возможность «Газпрому» завоевать европейский рынок там, где Норвегия не сумела это сделать.

В Европе существует мнение, что относительный избыток газа скоро может обернуться его дефицитом. Несмотря на значительные запасы сланцевого газа в Германии, Польше, Швеции и США, реально существенный рост его производства произойдет где-то в отдаленном будущем. К тому же Франция временно запретила разработку сланцевого газа и угольного метана, несмотря на многообещающие новые технологии добычи.

Европа продолжает делать ставку на газ. Обозрение компании BP «World Energy Outlook» предполагает, что 30 млрд куб. футов в день из 50 млрд куб. футов в день от Continent будет поставляться через газопроводы к 2030 г. К тому времени смешанные контракты российского газа покажут свою полную мощь.

Тем временем директор по газу компании Wintershall признает, что европейское производство газа резко сокращается». «К 2030 г. у нас будет дефицит в 170 млрд куб. м в год», – добавил он. Даже британско-американский газопровод Nabucco больше не воспринимается как конкурент «Южному потоку», а скорее как союзник. «Первый рассчитан на новые поставки каспийского газа. Второй предоставит средство для транспортировки российского газа в Восточную и Южную Европу».

Крупнейшие производители природного газа в мире
(млрд куб. м, 2009 г.)
США 593,4
Россия 527,5
Канада 161,4
Иран 131,2
Норвегия 103,5
Катар 89,3
Китай 85,2
Алжир 81,4
Саудовская Аравия 77,5

Источник: Pocket World in Figures 2011, The Economist.

FOREIGN POLICY


Станет ли сланцевый газ настоящей встряской или простой суетой?

«Форин полиси», США

Будущее сланцевого газа под вопросом из-за технологий добычи

В Техасе отрасль сланцевого газа объединилась в попытке остановить негативный пиар, который угрожает ей и в США, и в глобальном смысле – в июне губернатор Рик Пери подписал закон, требующий от отрасли раскрывать полный набор химикатов, используемых для извлечения газа. «Мы увидели свет», – говорит Обри Макклендон, исполнительный директор Chesapeake Energy, и возможно, наиболее громогласный критик тех, кто критикует сланцевый газ.

От Китая и до Восточной Европы и США сланцевый газ, кажется, вовсю стремится нарушить экономическое и геополитическое статус-кво. Видится совершенно ясным, что это до сих пор находившееся вне досягаемости, относительно чистое топливо, может помочь уменьшить будущую зависимость Китая от удушающего угля. Оно может разрушить российскую монополию на рынке природного газа в некоторых частях Восточной Европы. Что же касается США, то наличие сланцевого газа уже значительно улучшило перспективы снижения выбросов углекислого газа. Тем не менее, существуют опасения по поводу способа, которым извлекается этот газ. Процесс, который называется «гидравлический разрыв» (или просто гидроразрыв), заключается во впрыскивании большого количества воды, песка и смеси химикатов в подземные сланцы, тем самым разрывая их и высвобождая газ. Жители нескольких общин, где осуществляется добыча по этой методике, выступили с жалобами на возможное отравление подземных вод, загрязнение воздуха и общие нарушения.

Принимая во внимание возможные последствия, Франция запретила технологию гидроразрыва. Аналогично поступил и город Питсбург. Квебек и штат Нью-Йорк объявили мораторий. Между тем американское Агентство по защите окружающей среды изучает вопрос о том, не должно ли применение гидроразрыва регулироваться Вашингтоном.

Техасский закон рассматривается как попытка сдержать глобальное движение против гидроразрыва. Открытие информации об используемых в этом методе химикатах (которые, как говорят игроки этого рынка, являются патентованной и необходимой тайной) рассматривается как жест доброй воли. Компании продемонстрируют, что они не отравляют подземные воды. Следующей задачей на повестке дня станет убедительная демонстрация того, что все компании сооружают и облицовывают скважины должным образом – на этом пара плохих игроков рынка уже споткнулась в Пенсильвании и других местах.

Хотя гидроразрывом занимаются уже десятилетия, настоящий бум этой технологии наблюдается в последние два года или что-то около того, поэтому общественность пока только исследует данный сектор. Более важным вопросом, хотя это и спорная точка зрения, является готовность отрасли к отступлению на оборонительные позиции и к компромисам. «Зеленые» настаивают на объединении усилий в области принятия законодательства в отношении изменения климата – увязать более широкое использование газа с сокращением выбросов от сжигания угля. Сторонникам расширения производства сланцевого газа придется пойти на это условие, иначе проект со сланцевым газом превратится в простую суету.

OILPRICEM

Китай выигрывает гонку за энергетические богатства Средней Азии

«ОйлПрайс», США


Китай успешно использует энергетические богатства Средней Азии, пока Москва и Вашингтон выясняют отношения.

Многие западные аналитики окрестили разыгравшуюся после распада Советского Союза борьбу за энергетические ресурсы Каспийского бассейна и Средней Азии новой «Большой игрой», хотя на сей раз России противостоят США, а не Британская империя. Однако для беспристрастного наблюдателя самое интересное в этом затянувшемся  споре между Москвой и Вашингтоном за углеводороды, военные базы и влияние – неожиданное появление в нем нового игрока, которого обе стороны недооценивали, но который в итоге сумел взять под контроль изрядную часть богатств региона. Речь идет о Китае.

Тому было множество причин, хотя на первый взгляд у России и США были на руках все козыри.

Москве, если оставить в стороне ее колониальное наследие, помогало то обстоятельство, что она контролировала трубопроводную систему «Средняя Азия – Центр» (САЦ). Российская газовая монополия «Газпром» контролирует комплекс трубопроводов САЦ, которые ведут из Туркмении в Россию через Узбекистан и Казахстан. Восточная ветвь САЦ состоит из трубопроводов САЦ-1, 2, 4 и 5, которые были построены между 1960 и 1988 гг. Строительство началось после обнаружения туркменского месторождения Джаркак.  Первый участок САЦ был запущен в 1960 г., САЦ-4 – в 1973 г. Проще говоря, после того, как в 1991 г. распался СССР, Средняя Азия могла экспортировать энергоносители только по трубопроводной системе, которую контролировала Россия, руководствовавшаяся вновь выученной капиталистической мантрой: «Покупать дешево, продавать дорого».

Куда же «Газпром» продавал среднеазиатский природный газ? Разумеется, в Европу. В 2008 г. «Газпром» продавал Европейскому Союзу  около 170 млрд куб. м газа при объеме добычи в 550 млрд куб. Доля «Газпрома» в мировой и российской добыче газа составляет 17,3% и 85%, соответственно. Туркменский газ составляет четверть газового экспорта «Газпрома» в Евросоюз, но компания кроме этого закупает еще 15 млрд куб. м казахстанского и 7 млрд куб. м узбекского.

Портит игру «Газпрому» тот факт, что около 70% его добычи пожирает российский внутренний рынок, сейчас серьезно субсидируемый. Потребление газа в России растет со скоростью, превышающей 3 млрд куб. м в год. Соответственно, чтобы «Газпром» мог освободить для экспорта как можно больше российского газа, треть российского внутреннего потребления должна покрываться из других источников.

А что насчет американцев? Они явились после 1991 г. с чековыми книжками и лекциями про демократию и права человека – а также с не менее четким, чем у Москвы, намерением скупить местные активы по дешевке. Между тем, в отличие от нефти газ можно доставлять только по трубопроводам, либо сжижать его для транспортировки, что обходится дорого. 

В результате в Средней Азии начало проявляться недовольство обеими сторонами.

И тут на сцену вышел Пекин, обладающий деньгами и не склонный к занудным лекциям о политических системах и правах человека.

14 декабря 2009 г. Китай и Туркмения официально открыли первый участок 1139-мильного газопровода с пропускной способностью 40 млрд куб. м в год.  Строительство финансировала Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация – крупнейшая в стране компания, занимающаяся добычей и поставками нефти и газа. В дальнейшем трубопровод был протянут дальше, и сейчас по нему поставляется также узбекский и казахстанский газ.

Новые трубопроводы, ведущие из Средней Азии на восток, продолжают строиться.

Мораль этой истории очевидна – люди, которые просто приходят с деньгами и подписывают взаимовыгодные контракты,  скорее всего, одержат верх и над обитателями Кремля, ждущими благодарности за столетия рабства, и над фокусниками-янки с Уолл-стрит, которые пытаются надуть местных жителей под болтовню о демократии и свободном рынке. Безусловно, гонка за энергоресурсы Средней Азии еще не закончена, но пока пекинские мандарины в ней лидируют.

THE DIPLOMAT


Китай нависает над Дальним Востоком

«Дипломат», Япония

Китайские инвесторы в прошлом году вложили в российский Дальний Восток примерно в три раза больше средств, чем за тот же период потратило на него российское федеральное правительство.

Владивосток лежит приблизительно в 4 тыс. милях от Москвы. Разница во времени между двумя городами составляет 7 часов. Это примерно такое же расстояние и такая же разница во времени, как между Нью-Йорком и Берлином. При этом, если Москва в основном фокусируется на Европе и США и на поддержании централизованного контроля над обширной российской территорией, то экономическое и стратегическое будущее Восточной Сибири и Дальнего Востока России все сильнее выглядит ориентированным на Азию.

Решение российского ВМФ включить два недавно заказанных вертолетоносца «Мистраль», которые, вероятно, будут приняты на вооружение в конце 2013 г., в состав Тихоокеанского флота, явно указывает на стремление московских властей подчеркнуть стратегическую значимость региона. Между тем, в нем явно растет демографическая, экономическая и стратегическая роль Китая.

По данным российских СМИ, за прошлый год китайские инвесторы вложили в российский Дальний Восток 3 млрд долл. – примерно в три раза больше, чем за тот же период потратило на него российское федеральное правительство. Разумеется, финансирование – не единственный критерий взаимодействия региона со страной в целом. Однако расширение экономических и деловых связей между Китаем с одной стороны и Восточной Сибирью и Дальним Востоком России с другой, безусловно, будет мощным инструментом китайского влияния, особенно на фоне продолжающегося укрепления экономической мощи Китая.

Однако почему этот регион и его отношения с Китаем имеют такую значимость? Этому есть несколько причин, локальных и глобальных. Для начала, если Россия будет чувствовать, что ее подстраховывает дружественный и нуждающийся в ресурсах Китай, с ней, вероятно, труднее будет иметь дело по вопросам экономики и безопасности, так как Кремль будет считать, что у него больше влияния. Соответственно, охлаждение между Китаем и Россией могло бы направить Москву на более атлантистский курс и заставить ее больше ценить отношения с Европой и Соединенными Штатами. Между тем в сугубо экономическом аспекте сейчас связи между Китаем и Россией становятся более тесными.

В 2010 г., как пишет The Economic Times, объем торговли между Китаем и Россией возрос вдвое – до 60 млрд долл. Таким образом, торговля вернулась на уровень, предшествовавший мировому финансовому кризису. В 2011 г. товарооборот может достичь 70 млрд долл., что сделало бы Россию одним из 10 крупнейших торговых партнеров Китая. С российской стороны изрядная часть этой торговли относится к Сибири и Дальнему Востоку.

В большой степени этот рост приходится на долю природных ресурсов – особенно нефти, металлов, угля и древесины. Хотя торговля оружием традиционно играла важную роль, по-видимому, в дальнейшем продажи российского вооружения в Китай будут сокращаться, так как оборонная промышленность Китая сейчас модернизируется, а русские перестают доверять Китаю. Они недовольны тем, что он занимается копированием российских вооружений – таких как истребитель Су-27, который выпускается в Китае с модернизированными комплектующими под названием J-11 . Китайский палубный истребитель J-15 также явно создан на основе российского Су-33. Сейчас российские военные поставки в Китай связаны в основном с выполнением заключенных в прошлом контрактов, а также с поставками комплектующих, пока не освоенных китайской оборонной промышленностью – таких как реактивные двигатели.

В остальных областях торговли между Китаем и Россией картина столь же сложна. В том числе это относится и к экспорту из Китая промышленных товаров. Этот аспект торговых отношений между странами нервирует многих в России, особенно, когда журналисты указывают, что сырье, которая Россия продает Китаю, Китай продает ей обратно, но уже в виде промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью.

Меньше сомнений вызывает торговля природными ресурсами. В течение первых шести месяцев этого года «Транснефть» переправляла в Китай по трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) по 300 тыс. баррелей нефти в день. Хотя пока непонятно, способна ли Россия добывать то количество нефти, которое она изначально собиралась транспортировать через две ветки ВСТО, судя по последним оценкам резервов, Россия может еще некоторое время поддерживать экспорт в Китай на необходимом уровне, и даже его увеличивать.

Кроме того, свою роль играют и запасы угля. Например, в сентябре 2010 г. Китай согласился предоставить России кредит на сумму 6 млрд долл. на разработку месторождений угля в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России и развитие инфраструктуры для его транспортировки. В рамках соглашения Китай обязался импортировать из России не меньше 15 млн т угля в год в течение первых пяти лет, и не меньше 20 млн т угля в год в течение следующих 20 лет.

Однако при всей важности экономики, демография может иметь не меньшее значение для отношений между странами. Это особенно важно в случае России и Китая – двух стран, одну из которых отличает изобилие свободного места в приграничных областях при нехватке населения – по крайней мере, по сравнению с соседом. Население приграничных областей Сибири и Дальнего Востока России составляет по данным Росстата 23,9 млн человек. С другой стороны, общее население граничащих с Россией китайских провинций превышает 111 млн человек.

Хотя подобная демографическая диспропорция между соседями не приводит к миграции автоматически, богатство экономических возможностей, которое предлагает китайским фирмам и предпринимателям восточная часть России, выглядит слишком привлекательным, чтобы они прошли мимо. По оценкам заслуживающих доверия экспертов, в том числе, ученых из Российской академии наук, в конце 2009 г. численность китайских мигрантов в Сибири и на Дальнем Востоке России составляла до 500 тыс. человек.

С учетом того, что большинство китайских мигрантов работают в торговле, сельском хозяйстве и строительстве, их количество в Сибири и на российском Дальнем Востоке должно расти, так как речь идет о регионах, являющихся центрами подобной экономической деятельности. Об этом пишет Российская академия наук в своем докладе за 2009 г. Ученые отмечают, что китайцы стали господствующей группой среди трудовых мигрантов на Дальнем Востоке России, а также в Читинской, Иркутской, Новосибирской и Омской областях.

Вопрос в том, приведет ли это укрепление торговых и демографических связей к укреплению дипломатического партнерства, или, напротив, станет причиной трений и охлаждения между странами? Россия и Китай входят в Шанхайскую организацию сотрудничества, участвуют в шестисторонних переговорах по ядерной программе Северной Кореи и проводят масштабные военные учения – как двусторонние, так и многосторонние. В то же время, рост объемов торговли не может изгладить тот факт, что Россия экспортирует в Китай сырье с низкой добавленной стоимостью, а затем импортирует из него промышленные товары с более высокой добавленной стоимостью. Те же проблемы осложняют экономические отношения Китая со странами Африки и Латинской Америки. В частности аргентинские политики все чаще критически отзываются о торговле с Китаем.

Впрочем, дело не только в динамике российско-китайской торговли. Недоверие России к Китаю усиливает то обстоятельство, что наиболее важны для Китая все же отношения с США – как в области экономики, так и в области безопасности. Это может серьезно ограничить сотрудничество между Пекином и Москвой. Так как источники сырья взаимозаменяемы, во многих случаях Китаю, в конечном счете, есть, кем заменить Москву в качестве партнера. Напротив сотрудничество с Соединенными Штатами для Китая жизненно важно и заменить его нечем – также как и Соединенным Штатам нечем заменить сотрудничество с Китаем.

Гейб Коллинз – сооснователь China SignPost, бывший аналитик сырьевых рынков и научный сотрудник Института китайских морских исследований Военно-морского колледжа США.