Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
О популярности выставки «Интеравто» можно судить по огромным пробкам, возникающим на МКАД рядом с «Крокус Экспо» в дни проведения мероприятия. Тысячи машин посетителей выставки сжигают дорожающий бензин и выбрасывают в атмосферу вредные вещества. Невольно при этом возникает мысль, что старая парадигма развития автомобильной промышленности исчерпала себя и прогресс движется в сторону альтернативных источников и накопителей энергии. Эти актуальные тенденции станут одним из акцентов 7-й Международной выставки «Интеравто», которая пройдет с 24 по 28 августа 2011 г. в «Крокус Выставка, организатором которой является «Крокус Экспо», — крупнейшее мероприятие для всего российского автомобильного рынка. Поддержку ей оказывают Министерство промышленности и торговли РФ, НП «ОАР», РСПП, Ассоциация европейского бизнеса в РФ и его Комитет производителей автокомпонентов, а также ряд других министерств и объединений. Темы экспозиции сформированы следующим образом: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, автохимия, лаки, краски, расходные материалы для ремонта, автокомпоненты, оборудование для гаражного сервиса, шины, диски, автоаксессуары. Такое размещение создаст максимальное удобство экспонентам и посетителям. Экспозиция коммерческого транспорта, т. е. автомобилей специального назначения («скорые помощи», автобусы, грузовые машины, автоприцепы), — новация «Интеравто».
Особое внимание уделено формированию нового специального раздела «Инновационные материалы и технологии в автомобилестроении: композиты, полиуретаны, термообработка, уплотнительная техника, промышленные газы», тематика которого как никогда актуальна. Сегодня на Земле живет более 6 млрд человек, из которых только около 12% имеют машины. Страшно подумать, что произойдет, если даже малая часть и оставшихся 88% примкнёт к числу автолюбителей. Очевидно, что энергетические потребности будущего не могут быть удовлетворены только за счет природных видов топлива. Насколько бы экологически чистыми ни были выпускаемые сегодня автомобили, природных ресурсов не хватит еще на 400–500 млн транспортных средств, сжигающих природное топливо. Поиски решений надвигающейся проблемы спровоцировали появление альтернативных источников энергии и гибридных автомобилей, работающих на аккумуляторах, газе, водороде и ином горючем. Теперь практически все крупные автомобилестроители занимаются разработкой автомобилей с гибридными двигателями, которые сочетают в себе небольшой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и электропривод с аккумуляторными батареями.
Гибридные двигатели позволяют на 20–30% эффективнее использовать топливо по сравнению с традиционными ДВС и выбрасывают в атмосферу значительно меньше вредных веществ. Это огромное достижение, если учесть, сколько миллионов долларов ежегодно тратится на едва заметное повышение экономичности автомобилей за счет улучшения аэродинамики кузовов и отдельных агрегатов.
Гибридные автомобили перестали быть экзотикой и на российских дорогах, но их доля в общем объеме продаж все еще крайне мала — 0,5–1% от общего числа проданных машин. В развитых странах долю гибридов можно ориентировочно оценить в 5–10% от общего количества реализованных автомобилей. Главным фактором нашего отставания служит нежелание властей стимулировать продажи более экологичных машин, а также отсутствие экономических стимулов. Есть и другие причины невысокой популярности гибридов в России. Они до сих пор воспринимаются скорее как технологическая новинка. Потребитель всегда боится нового. А сравнительно невысокие цены на топливо и отсутствие жестких экологических норм никак не способствуют преодолению этой боязни, равно как и слабая информированность покупателей, довольно ограниченные знания об особенностях работы гибридного автомобиля. В довершение ко всему не располагают к себе и цены, заметно превышающие заграничные.
Кардинально снизить цену на гибриды поможет не только улучшение отношения к ним со стороны властей, но и массовое производство гибридных установок – это уменьшит себестоимость. Нужна разработка новых материалов, которые удешевят гибридную установку, возможно, потребуются новые конструктивные решения, технологические находки. Но назвать конкретную дату, когда гибриды «пойдут в массы», нельзя. Несмотря на это, сегмент гибридных автомобилей имеет значительный потенциал для развития в России. Продажи автомобилей, в которых используются гибридные технологии, повышаются пропорционально росту цен на традиционные виды топлива.
Как показал опрос, проведенный в 2010 г. компанией Nielsen, порядка 85% отечественных автомобилистов допускают в будущем возможность покупки гибридного автомобиля. Возможно, именно это послужило толчком для «АвтоВАЗа» начать работу над созданием первого в своей истории электромобиля. По предварительным данным, новинка будет называться Ellada и будет построена на базе модели Lada Kalina. Сейчас ходовые макеты «электролады» уже проходят испытания на заводе. Однако массовое производство подобных машин может начаться только тогда, когда появятся условия для их эксплуатации.
Зато уже в сентябре 2012 г. запланировано выпустить с конвейеров первый российский гибридный автомобиль. Разработчики (группы «ОНЭКСИМ» и «Яровит Моторс») назвали свое детище Ё-мобиль. Пока известно о трех модификациях Ё-мобилей: Ё-кросскупе, Ё-микровэн, Ё-фургон, в конструкции которых предполагается использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым роторно-лопастным двигателем Вигриянова, и от ёмкостного накопителя энергии. Автомобиль будет развивать максимальную скорость в 130 км/ч, при этом его стоимость будет составлять в зависимости от комплектации от 360 до 490 тыс. руб. В качестве моторного топлива может использоваться как бензин, так и газ (метан).
Оба автомобиля, скорее всего, будут представлены на августовской выставке «Интеравто». По оценкам аналитиков, гибриды захватят 7% рынка к 2015 г. Правда, некоторые автопроизводители собираются производить не гибридные автомобили, а сразу перейти на электромобили. Также существует возможность использования в качестве источников тока не аккумуляторы, а ионисторы (суперконденсаторы), имеющие очень малое время зарядки, высокую энергоэффективность (более 95%) и намного больший ресурс циклов зарядка-разрядка (до нескольких сотен тысяч). Опытные образцы ионисторов на графене имеют удельную энергоемкость 32 Вт·ч/кг, сравнимую с таковой для свинцово-кислотных аккумуляторов (30−40 Вт·ч/кг). Еще одна «технология будущего», применяющаяся уже сегодня, — фотоэлектрические системы, или солнечные батареи.
Пока автомобили на солнечных батареях существуют только в замыслах, а проблема загрязнения окружающей среды усугубляется с каждым днем. Поэтому, пока суд да дело, правительства многих стран стимулируют перевод автомобилей на газ. Особенно активно этот процесс идет в крупных городах, т.к. при сжигании природного газа выделяется гораздо меньше вредных веществ. Кажется очевидным, что в этих условиях газ как замена бензина и дизеля, особенно с учетом цен на традиционные виды моторных топлив, — реальная альтернатива. По мере того как будет расти серийное производство машин на голубом топливе, которое уже освоено практически всеми крупными автомобильными компаниями, будет увеличиваться и число газовых заправок. А вот какое место в мире займет российский рынок газомоторного топлива, будет во многом зависеть от создания у нас стимулов для его развития.
Пока основной движущей силой процесса «автометанизации» нашей страны является, что и неудивительно, «Газпром». В настоящий момент в России действует утвержденная «Газпромом» Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007–2015 годы. Уже достаточно давно найдено самое экологически чистое топливо — водород. Единственным выбросом в атмосферу при его использовании будет водяной пар, что делает водород самым привлекательным видом топлива из всех ныне существующих. Однако за счёт того, что в двигателе, помимо топлива, сгорает еще и масло, выхлоп будет недостаточно чистым. Есть надежда, что в ближайшем будущем ученые решат и эту проблему. Но главное препятствие в другом — для получения очень малого количества водорода путем электролиза требуется огромное количество электро энергии, что делает водород слишком дорогим. Однако, несмотря на все проблемы, сегоднведутся разработки таких двигателей, которые используют водород как напрямую, так и косвенно.
Ирина КОНДРАШОВА
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли за первое полугодие 2011 г. на 56% по сравнению с тем же периодом 2010 г. и составили 1235,4 тыс. единиц. В десятке лидеров продаж легковых автомобилей — 9 моделей, производимых в России.
Ё-мобиль – наше автомобильное всё
14 апреля 2011 г. было подписано соглашение с городскими властями Санкт-Петербурга о строительстве завода по производству «Ё-мобилей». В результате соглашения в индустриальном парке «Марьино» появятся три новых предприятия: завод «Ё-Авто» (сборочное производство), завод «Яровит моторс» (производство грузовых автомобилей) и завод «Техноэксим» (производство новых систем, агрегатов и компонентов для автомобилей). Инвестиции в строительство завода «Ё-Авто» составят около 150 млн евро. Первый камень в основание завода «Ё-Авто» был заложен 8 июня 2011 г. Первый Ё-мобиль выйдет с конвейера до 1 сентября 2012 г. Мощность первой очереди завода под Питером составит 20 тыс. Ё- мобилей в год, а в дальнейшем она может быть доведена до 45 тыс. штук в год.
Площадь «Интеравто–2011» составит около 45 тыс. кв. м. В выставке принимают участие более 600 компаний. В экспозиции представлены 10 регионов России и компании из 17 стран мира. «Интеравто–2010» занимала площадь более 32 тыс. кв. м, в выставке участвовали 586 компаний из 18 стран мира
ПРОГНОЗ ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ В 2030 Г.(млн шт.)
Китай 40,7
США 17,6
Индия 11,7
Бразилия 7,8
Россия 5,2
Источник: Global Insight, Booz & Company.