тел. (495) 223-42-15

Созидательная триада

Автомобиль, экономика, глобализация – именно в такой последовательности происходило формирование современного мирового хозяйства с его разветвленными производственными связями. Автомобилестроение и впредь будет играть важную роль в интеграционных процессах в мире.

Когда в 1908 г. Генри Форд выпустил модель Т своего автомобиля, ориентированную на массового покупателя, он создал тем самым мощный потенциал влияния на структуру экономики и образ жизни в США. В экономической литературе принято считать, что появление модели Т ознаменовало наступление новой эры личного транспорта. Этот автомобиль был прост в управлении, он не требовал сложного технического обслуживания и мог уверенно ехать даже по сельским дорогам. Но эффект от появления этой модели выходил далеко за пределы частных домохозяйств и автомобильного производства в целом. Массовый выпуск автомобилей для населения и тракторов для фермеров подвели в США солидную основу под развитие целого ряда базовых отраслей промышленности – черной и цветной металлургии, машиностроения и двигателестроения, электротехники и химии.

Взяв курс на производство машин для массового покупателя, Генри Форд первым разглядел в рядовом населении не только армию работников, силами которых создается богатство нации и бизнеса, но и корпус потребителей, который приобретает продукцию, произведенную этим самым бизнесом. Этот поворот в сторону людей сыграл огромную роль в осознании предпринимателями той истины, что те самые работники, от усердия которых во многом зависит успех предприятия, одновременно являются адресатами для продукции, покидающей ворота фирмы. Можно сказать, что рождение современного общества потребления происходило в те времена, когда граждане США приобретали свои первые автомашины.

Массовое производство автомобилей изменило облик страны. Передвижение на автомашинах, которые уже в 1920–1930 гг. стали основным видом пассажирского транспорта в США в городах и между ними, потребовало строительства дорог с твердым покрытием. Дорожное строительство выручит страну в годы реформ Рузвельта, когда для преодоления Великой Депрессии потребуются большие национальные проекты, способные создавать много рабочих мест и привлекать инвестиции.

Автомобильный транспорт предопределил также развитие больших городов – там появились широкие прямые магистрали, способные обеспечивать свободное продвижение большой массы автомобилей. Он повлиял и на облик мелких городков. Здесь сказалась еще и жилищная политика, также заложенная в годы реформ администрации Рузвельта. Курс на создание массы собственников жилья с помощью ипотеки сформировал домостроительную промышленность, ориентированную на быстрое возведение недорогих компактных домов, по большей части на одну семью. Свой дом с гаражом, к которому ведет дорога с твердым покрытием, сформировал облик маленьких городов, раскинувшихся по обширной территории США. Вместе с тем транспортная доступность соседних поселений, административных, общественных, медицинских и культурных центров, больших городов и центров политической жизни привела к вовлечению населения из так называемой глубинки в экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь страны, способствовала укреплению единства нации.

Благодаря технической сложности и многокомпонентности изделия, производство автомобилей повлекло за собой создание и развитие целого ряда важных для хозяйства любой страны отраслей. Это двигателестроение, черная и цветная металлургия, станкостроение, химические производства, переработка нефти, резинотехническое производство и т.д. Неслучайно в течение нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны производство автомобилей было одним из главных, если не главным показателем состояния экономики таких стран, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония. Фактически по конъюнктуре автопрома в те времена судили о положении дел во всей экономике капитализма.

Автомобильное производство сыграло большую роль в процессах глобализации. Поначалу простой экспорт автомашин стал формировать мировую экономическую и производственную культуру. А за этим последовал перенос производства за пределы страны для снижения себестоимости и улучшения логистики поставок. Генри Форд еще в 1911 г. открыл сборочный завод в Великобритании, однако широкие масштабы перенос автозаводов ведущими автомобилестроительными фирмами США, Великобритании, ФРГ и Японии приобрел в 1960–1970 гг. ХХ в.

Заграничные заводы крупных автоконцернов ознаменовали качественный перелом в мировом интеграционном процессе, который в широком обиходе принято называть глобализацией. Перенос машиностроительных заводов из промышленно развитых стран в страны с более низкими издержками имел место и прежде переноса автопрома, но это были скорее единичные случаи. Перенос за границу автозаводов привел к созданию по-настоящему международного производства. Международное разделение труда вышло на новый уровень, на поузловое и подетальное производство, приобретя системный характер. Это было совершенно новым явлением для автомобилестроения и требовало от автоконцернов перестройки всего производственного процесса для сохранения конкурентоспособности своей продукции. Автомобильные заводы-гиганты, олицетворявшие индустриализацию начала-середины ХХ в., представляли собой большой индустриальный комплекс, в котором в одном месте были сосредоточены все технологические стадии производства – от литейных цехов до сборочного конвейера, с которого сходили готовые автомашины. (В нашей стране к заводам такого типа относились ЗИЛ, АЗЛК и некоторые другие). Такой подход больше не работал.

Олицетворением современного автопрома стали сборочные заводы, на которых происходит монтаж автомобиля из частей и узлов, поступающих в буквальном смысле со всех концов света. Например, в 1990-е гг. завод в Германии или Великобритании собирал модель «Форд эскорт» из деталей и узлов, поступавших из США, Канады, Японии и более десятка европейских стран. Аналогичным способом сегодня производятся и другие марки автомобилей. Характерным в этом отношении является строительство в 1960-х гг. завода «Фольксваген» в Мексике для сборки автомобилей и их поставки в основном в США. Решение об этом принималось исходя из того, что экспорт этих машин из ФРГ в США в значительной степени означал «перевозку воздуха» через океан.

Для принимающих стран заводы иностранного автопрома означают включение в международное производство на основе технологического процесса с жестким соблюдением сроков, качества и других условий поставок. В этом как раз и заключается качественно новый уровень экономической интеграции стран-участниц этого процесса. Во внешнеэкономические связи стран-участниц автомобильного производства закладывается мощный элемент стабилизации, который со временем набирает силу и значение по мере расширения участия страны в такого рода производствах. Часто опыт совместного производства в автопроме становится школой приобретения опыта для участия в других международных проектах.

Очевидно, что мировой интеграционный процесс, в котором производству автомобилей принадлежит большая роль, будет продолжаться и далее, преодолевая трудности и препятствия, и создание автомобилей будет занимать в нем достойное место.

Михаил ПОРТНОЙ, д.э.н., главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

Рождение современного общества потребления происходило в те времена, когда граждане США приобретали свои первые автомашины

После окончания Второй мировой войны производство автомобилей было одним из главных, если не главным показателем состояния экономики развитых стран

Благодаря технической сложности и многокомпонентности производство автомобилей повлекло за собой развитие многих важных для любой страны отраслей

Генри Форда вполне можно назвать отцом глобализации – он первым перенес производство в другую страну. Доставлять пользовавшиеся спросом «модели Т» из США в Великобританию становилось все дороже. Форд принял решение построить автосборочный завод в Манчестере, он был открыт 23 октября 1911 г. Детали приходили в ящиках. Бригады из четырех механиков целиком собирали один автомобиль. До 1927 г. таким образом было собрано свыше 300 тыс. автомобилей.

В США в годы автомобилизации транспортная доступность соседних поселений, административных, общественных, медицинских и культурных центров, больших городов и центров политической жизни привела к вовлечению населения из так называемой глубинки в экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь страны, способствовала укреплению единства нации.