тел. (495) 223-42-15

Рывок в будущее

Электромобили – дорогая игрушка или истинное будущее мирового автопрома? Еще несколько лет назад автомобили, работающие на электричестве, а не на бензине, казались абсолютной экзотикой. Сегодня они получают все большее распространение и о покупке задумывается рядовой автолюбитель.

Цены на электро-авто колеблются в настоящее время в диапазоне от доступных 15 тыс. долл. до 100 тыс. за модели категории «люкс». Однако в ближайшие годы все должно измениться, уверены эксперты, электромобили станут доступнее для среднестатистического потребителя и бензиновые автомобили будут вынуждены отступить.

Пламенный мотор

Главной проблемой владельцев электромобилей на сегодняшний день остается обслуживание: зарядки такого авто хватает в среднем на тот же пробег, что и 1/3 бака бензина стандартного автомобиля, к тому же эту зарядку нужно еще найти. Даже в мегаполисах это не просто. Аккумулятор – самая дорогая и самая чувствительная точка в производстве любого электромобиля, и именно аккумуляторы должны, по мнению экспертов, вывести эту часть авторынка в лидеры.

С 1995 г. до 2016 г. цена литий-ионных аккумуляторов упала с 5 тыс. долл. до 400 и продолжает снижаться. Рост популярности и продаж электромобилей объясняется в первую очередь снижением цены и размеров аккумуляторов. Агенство Bloomberg представило прогноз рынка до 2022 г. и предполагает, что уже в этот короткий период могут появиться электромобили, которые будут стоить дешевле авто с обычным двигателем внутреннего сгорания.

Снижение цен на аккумуляторы удешевляет стоимость таких автомобилей в целом. Еще несколько лет назад более 50% стоимости электромобиля составляло его зарядное устройство. Сейчас этот процент в среднем составляет 33%, а к 2025 г., согласно прогнозу Bloomberg, снизится до 20%. Причем речь идет не только о персональных автомобилях, но и о других транспортных средствах, использующих электричество в качестве топлива – это и грузовики, и лодки, и др.

Новейшие технологические достижения в области аккумуляторных батарей вызваны высоким спросом на них в бытовой электронике, а не только в автотранспорте.

Впереди планеты всей

Один из самых известных электромобилей, американская Tesla, впервые появился на рынке в 2006 г. В 2018 г. по всему миру было продано около 2 млн электрических транспортных средств разных компаний, это составляло лишь 2% от общего объема продаж автомобилей в мире. В России, по данным за 2018 г., было лишь 2500 официально зарегистрированных электромобилей.

Сейчас, по официальным данным, по дорогам мира ездят уже около 5 млн электромобилей, более 1 млн из них – в Китае.

Китай считается мировым лидором в этом секторе, что связано, в том числе, и с плохой экологической ситуацией в стране. Китайские власти несколько лет поддерживали производителей электромобилей различного рода субсидиями. Сейчас объемы поддержки снижаются, а через несколько лет, возможно, будут прекращены, так как, по мнению китайских властей, производители стали больше надеяться на государственные вливания, нежели на собственные инновационные разработки, и прогресс в этой сфере остановился.

Интересный факт: крупнейшим после Китая автопарком электромобилей обладает Республика Чили, поставившая цель 100%-ной электрификации общественного транспорта к 2040 г.

В секторе грузового транспорта электромобили пока не слишком распространены, в основном их используют как легкий коммерческий транспорт, в 2018 г. в мире насчитывалось около 250 тыс. единиц такой техники.

Популярность транспортных средств этого типа продолжает расти. В июле 2019 г. Tesla стала самым продаваемым автомобилем в Норвегии, увеличив свою долю на рынке почти до 50%. В Австралии за первые шесть месяцев текущего года продажи электромобилей и гибридов (автомобилей совмещающих бензиновый и электродвигатели) удвоились, несмотря на то, что в целом рынок автомобилей в стране просел за тот же период более чем на 8%. Наибольший рост продаж и доли рынка электроавтомобили показывают в Китае и США.  

Международное энергетическое агентство (МЭА) недавно представило весьма оптимистичный прогноз рынка электромобилей до 2030 г., согласно которому продажи и мировой запас авто этого типа за указанный период удвоятся, до 23 млн и 130 млн транспортных средств соответственно. По мнению тех же экспертов, Китай сохранит свое лидерство в этой области с долей рынка 57% (28% – без учета двух- и трехколесных транспортных средств). В Европе к 2030 г. электромобили займут около 26% рынка, а в Японии – 21%. В отношении продаж прогноз МЭА также подчеркивает лидерство Китая, на который будет приходиться до 70% электромобилей, проданных в 2030 г.

Эколог класса люкс

Одно из главных достоинств электромобиля, на котором акцентируют внимание все производители – это его экологичность. Автомобиль с бензиновым двигателем за одну милю (около 1,6 км) выбрасывает в атмосферу 381 г углекислого газа (СО2), у автомобиля-гибрида этот показатель равен 196 г, а у полностью электрического автомобиля – 129 г. Такие показатели, которые приводит Союз обеспокоенных ученых (Union of Concerned Scientists), делают электромобили идеальными для больших городов, где эмиссия автомобильных выбросов всегда высока.

Однако и у электромобилей есть недостатки. Критики отмечают, что существуют проблемы с загрязнением от создаваемой двигателем электроэнергии, но его потенциальный вред еще мало изучен. Условно говоря, электромобиль чище авто с дизельным или бензиновым двигателем, но все же не безгрешен.

С ростом числа электромобилей растет и потребность в электроэнергии: в 2018 г. электро-авто потребляли порядка 58 ТВт энергии.

Экологические проблемы, обязательства по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу подталкивают политиков к активному лоббированию рынка электромобилей. Ведущие страны мира уже вводят различного рода меры: это и прямые субсидии, и коррекция стандартов экологичности топлива, и законодательное ограничение выбросов. Политическая поддержка продолжает расширяться. Так, в США после введения федеральных налоговых льгот Tesla и GM продали за несколько месяцев более 200 тыс. автомобилей.

В ЕС также одобрены несколько политических инструментов, способствующих продвижению электромобилей: топливные стандарты и директивы о чистых транспортных средствах, предусматривающие закупку электрических автобусов и других транспортных средств для государственных нужд. Япония намерена при помощи электромобилей снизить выбросы парниковых газов на 80% к 2050 г., а Индия, крупные города которой также страдают от чрезвычайно высокого уровня загрязнения, запустила программу по ускорению внедрения электромобилей, подразумевающую снижение закупочной цены на гибридные и электромобили.

Будущее требует жертв?

Электромобиль от привычных нам авто с двигателями внутреннего сгорания отличает не только и не столько вид топлива. По сути, электромобиль – это большой компьютер на колесах, не требующий столь сложных инженерных разработок. И в этой небольшой детали кроется главный «дьявол»: вытеснение с рынка традиционных автомобилей вызовет эффект домино и отразится на смежных авторынку областях. Увеличение числа автомобилей, в которых нечему ломаться, уничтожит рынок техобслуживания, сократится число рабочих мест для механиков и пр. и пр.

Больше всех по этому поводу переживают немецкие автоконцерны, дела которых с электрификацией не так хороши, как у молодых стартапов. Баварский автоконцерн BMW в марте текущего года заявил о масштабной программе экономии на фоне общего падения прибыли и увеличения инвестиций в электромобили. Volkswagen также объявил об амбициозных планах электрификации автопрома. Автопроизводители Германии объявили, что вложат 60 млрд евро в электромобили в ближайшие 3 года.

Ряд экспертов продолжают рисовать будущее традиционного автопрома в абсолютно черных тонах: аккумуляторы электромобилей, которые будут служить несколько десятков лет без поломок, сократят число покупателей автомобилей, а то и вовсе сделают покупку бессмысленной. Еще одна наметившаяся тенденция – увеличение предложений каршеринга, также связана с развитием новых технологий. В обозримом будущем услуга заказа беспилотного электромобиля по необходимости может привести к сокращению автомобильной отрасли в объеме до 90%.

Полностью избежать последствий, вызванных увеличивающейся электромобилизацией автопрома, уже невозможно. Смогут ли власти и электрогиганты в какой-то мере нивелировать эти последствия – время покажет.

Наталья ПОПОВА

Крупнейшим после Китая автопарком электромобилей обладает Республика Чили, поставившая перед собой цель 100%-ной электрификации общественного транспорта к 2040 г.

Наибольший рост продаж и доли рынка электромобили показывают в Китае и США

Автопроизводители Германии объявили, что вложат 60 млрд евро в электромобили в ближайшие 3 года

Продажи электромобилей крупнейшими производителями в 2018 г.

Tesla   245 240

BAIC* 151 524

BYD* 105 237

Nissan 87 875

Anhui Jianghuai*       67 683

Cherry*          65 157

Zhejiang Geely*         54 554

Hawtai*          53 042

Renault           45 886

Dongfeng       *          44 671

*Китайский производитель.

Не включая коммерческий транспорт и гибриды.

Источник: http://www.tadviser.ru/