тел. (495) 223-42-15

Планов громадье

Собственная автомобильная промышленность – предмет гордости страны и индикатор ее экономического развития. Во второй половине ХХ в. именно автопром стал важнейшим признаком движения страны к процветанию. Советский Союз в этом смысле отстал, казалось, навсегда. Россия пытается наверстать упущенное.

В 2000-е гг. российский автопром получил государственную поддержку. В новообразованных автомобильных кластерах России было открыто несколько десятков автомобильных заводов с иностранным капиталом, выпускающих автомобили под марками известных производителей – Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan и другие. Вместе с тем, государственная политика была направлена на стимулирование отечественного производства и спроса на российские автомобили.

Стратегия развития

На сегодняшний день развитие российского автопрома осуществляется в соответствии с утвержденной в 2018 г. «Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». В соответствии с этим документом основными задачами являются удовлетворение российскими производителями 80–90% внутреннего спроса на современную автомобильную технику; рост экспорта автомобильной техники и компонентов; наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производимых автомобилей до 70–85%; выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, автономного вождения, подключенного автотранспорта, газомоторной техники, стимулирование спроса на такую технику, организация послепродажного обслуживания и создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

Реализация Стратегии-2025 позволит, в частности, обеспечить обновление российского парка автотранспортных средств всех типов и появление новых продуктов, рост инвестиций в производство автомобилей и автомобильных компонентов на территории России.

Итогами реализации предшествующей программы развития автопрома стало обеспечение потребности рынка за счет внутреннего производства автомобилей. Произошел качественный переход от страны-импортера подержанной автомобильной техники к стране с развитым сборочным циклом.

Иностранцы не сдаются

Российская автомобильная промышленность имеет высокий уровень концентрации производства и представлена практически во всех сегментах автомобильного транспорта – легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов.

Преобладающие позиции в производстве автомобилей занимают иностранные модели, в то время как производство отечественных моделей сократилось.

Более 60% произведенных в России моделей легковых автомобилей относится к моделям с высоким уровнем локализации (50% и выше), спроектированным на базе платформ ведущих мировых автопроизводителей.

Производство автокомпонентов имеет ключевое влияние на экономику автопроизводителей и может быть источником конкурентного преимущества отрасли. При текущем положении дел отрасль автокомпонентов в России не обладает конкурентным преимуществом на региональном или глобальном уровнях по причине низких масштабов производства и высоких транспортных издержек. Рынок автокомпонентов характеризуется жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, высоким объемом контрафактной продукции.

Догоняем 2012 год

Объем рынка легковых автомобилей в РФ достиг своей высшей точки в 2012 г., составив 2,8 млн штук. В последующие годы этот показатель снижался. Прогнозируется, что в 2020 г. продажи легковых автомобилей достигнут 1,7 млн штук, в 2025 г. – 2,2 млн штук, но так и не достигнут максимального значения 2012 г.

По данным Федеральной службы государственной статистики, производство легковых автомобилей в 2017 г. составило 1,3 млн штук. По оценке Министерства экономического развития РФ, их производство в 2020 г. составит 1,6 млн, в 2025 г. – 2,2 млн штук.

В России, согласно данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2019 г. насчитывалось 51,8 млн единиц автомобильной техники (в 2008 г. – 38,2 млн), 84% от этого количества приходится на легковые автомобили (43,5 млн шт.). Доля коммерческой и грузовой техники составляет 8% (4,1 млн) и 7% (3,8 млн) соответственно, на парк автобусов приходится около 1% автомобильного рынка (0,4 млн шт.).

На каждую тысячу жителей страны, по данным агентства «Автостат», приходилось в 2018 г. 297 автомобилей, что практически вдвое ниже аналогичного показателя в странах Европы, где в среднем на тысячу населения приходится 587 автомобилей. В рейтинге стран по автомобилизации населения на 1 тыс. человек Россия занимает 54 место, пропустив вперед такие страны, как США, Великобританию, Францию, Германию, Израиль, Китай, Австралию.

Совокупный объем российского производства автомобилей всех типов (легковые, грузовые, легкие коммерческие и автобусы), согласно отчету НП «Объединение автопроизводителей России», в 2018 г. составил 1 768 тыс. штук, увеличившись на 13,9% по сравнению с 2017 г. Рост производства отмечен в секторах легковых автомобилей и автобусов, в то время как в секторе грузовых автомобилей наблюдался спад.

Продажи российских автопроизводителей в 2018 г. выросли на 14%, чему способствовал рост спроса на легковые автомобили Lada, в частности – на модели Vesta, Largus и Granta. Продажи легковых автомобилей UAZ продемонстрировали обратную динамику (–3% к результатам 2017 г.) и сократили свою долю на рынке до 1,2%.

Прирост продаж иномарок российского производства оказался выше среднеотраслевого уровня и составил 15%. По результатам 2018 г. более 60% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент.

Доля импорта в совокупных продажах в 2018 г. составила около 16%. В связи с ухудшившейся макроэкономической ситуацией и ослаблением национальной валюты по итогам 2018 г. продажи импортных автомобилей выросли лишь на 6%.

В 2019 г., согласно отчету аналитического агентства PwC, ожидается замедление темпов роста продаж легковых автомобилей на фоне возможного снижения доходов населения и валютных колебаний.

Автомобилем надо делиться

В мировой автомобильной отрасли продолжаются революционные изменения эксплуатации и производства автомобилей. Спрос на более совершенные технологии, экономная эксплуатация автомобилей, забота об экологии, проникновение интернета вещей в различные отрасли, в том числе и автомобильную, вызвали появление таких глобальных трендов, как каршеринг и райдшеринг, появление автономных автомобилей, производство электромобилей и встроенных технологий.

Стремительную популярность приобретают сервисы общего пользования автомобилей.

Согласно Стратегии-2025, одним из наиболее популярных сервисов стал каршеринг (car-sharing) – вид краткосрочной аренды автомобилей. К его преимуществам относятся возможность поминутной аренды, возвращение автомобиля практически в любой точке внутри определенной зоны, бесплатная парковка около вокзалов и аэропортов, низкая стоимость поездки. Смежный вид сервиса на рынке аренды автомобилей – это райдшеринг (ride-sharing), совместные поездки на автомобиле, где участники делят расходы между собой. В некоторых странах Западной Европы, США, Канаде райдшеринг разрешен на законодательном уровне, а пользователи сервиса имеют ряд преимуществ на дорогах.

Еще одним трендом в области общего пользования автомобилем являются услуги e-hailing, т.е. заказ автомобиля через мобильное устройство или компьютер (Uber, Яндекс.Такси и другие сервисы).

Общемировые тенденции направлены в сторону возрастания популярности таких сервисов. По разным прогнозам, продажи легковых автомобилей общего пользования в мире к 2030 г. могут достичь от 3 до 10 млн штук (общие продажи – от 115 до 126 млн автомобилей). Перспективы развития российского рынка предполагают увеличение доли автомобилей для каршеринга до 10% (более 200 тыс. шт.) к 2025 г.

Рынок райдшеринга в России пока развивается плохо в силу слабой регуляторной базы и репутационных рисков. Представителем таких услуг является, например, сервис BlaBlaCar, репутация которого на российском рынке пока крайне низка.

Запланированное отставание

Оптимистичный сценарий для российского рынка, согласно Стратегии правительства России, подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4–5 лет. Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 г. может достичь 1–1,5% (т.е. 15–25 тыс. автомобилей).

По данным «Автостата», в России в 2017 г. было продано 95 новых электромобилей, общий парк таких автомобилей составил 1133 единицы, большинство из которых приходится на Москву и Московскую область.

Беспилотные автомобили на сегодняшней день являются одной из самых обсуждаемых тем в мировой автоиндустрии, однако для рядового пользователя это является лишь теорией и подтверждением научного прогресса, а не перспективой внедрения таких автомобилей в персональное пользование. В России технологии беспилотного транспорта развивают «Яндекс» и научно-исследовательский центр НАМИ.

Согласно Стратегии-2025, в рамках «дорожной карты» Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению «Автонет» запланирована реализация ряда проектов, направленных на развитие инфраструктуры для автономных транспортных средств, в том числе создание полигона для комплексных испытаний автомобилей с системами помощи водителю и автономных автомобилей, создание и отработка технологий безлюдной добычи и перевозки твердых полезных ископаемых с применением роботизированной карьерной техники, а также создание на территории России высокоскоростных автотранспортных коридоров для автономных транспортных средств.

Наталья ГРЕБЕНЮК

В 2018 г. компания «Яндекс» и правительство Татарстана подписали соглашение о сотрудничестве в деле развития беспилотных технологий. Теперь беспилотным автомобилем «Яндекс.Такси» на территории Иннополиса в Татарстане может воспользоваться любой взрослый житель города, давший согласие на проведение участия в тестировании, а значит, это первая зона в России, где беспилотный транспорт служит нуждам обычных пассажиров. В 2019 г. такой автомобиль начал работу и на территории инновационного центра Сколково в Москве.

Согласно отчету PwC, в 2018 г. рынок легковых автомобилей продолжил свое восстановление и показал рост в 13%, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию.

Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в РФ в 2018 г. (шт.)

Lada Vesta 103 367

Lada Granta 96 895

KIA Rio 96 412

Hyundai Creta 66 245

Hyundai Solaris 63 119

В России в 2017 г. было продано 95 новых электромобилей, общий парк таких автомобилей составил 1133 единицы

На 1 тыс. жителей РФ приходилось в 2018 г. 297 автомобилей, что почти вдвое ниже, чем в странах Европы

По состоянию на 1 января 2019 г. в России насчитывалось 51,8 млн единиц автомобильной техники