тел. (495) 223-42-15

Лучше не будет

Российский автомобильный рынок в ближайшие годы будет далек от своих пиковых показателей 2011–2014 гг. Самое большее, на что можно надеяться в этом году, – повторение прошлогодних результатов. 

Согласно опубликованной летом этого года статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в РФ в I полугодии 2019 г. снизились на 2,4% по сравнению с тем же периодом 2018 г. Общее число проданных автомашин составило 828,7 тыс.

В 2000-е гг. российский автомобильный рынок развивался чрезвычайно неравномерно. В 2008 и 2012 гг. продажи легковых автомашин достигали своего максимума – 2,8 и 2,9 млн штук соответственно. Между этими годами был провал, и в 2009 г. число проданных машин сократилось почти вдвое по сравнению с предыдущим годом. После этого, достигнув пика в 2012 г., в 2015 г. покупки автомобилей снова упали на 35–40% по отношению к самым успешным 2011–2014 гг. В последние 4 года они составляют 1,4–1,6 млн штук. В 2018 г. продажи выросли на 13% – до 1,8 млн, что явилось, как отметил глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, результатом отложенного спроса потенциальных покупателей, которые просто медлили с приобретением нового автомобиля в предыдущие кризисные годы. Однако это не изменило общей ситуации на рынке, и, по оценкам экспертов, продажи в лучшем случае останутся на том же уровне в ближайшие год-два.

Экономическое положение в стране не способствует росту потребительского спроса, в том числе на автомобили. Реальные доходы населения уменьшаются уже несколько лет подряд, наблюдается сокращение среднего класса, являющегося основным покупателем на автомобильном рынке. Не мог не сказаться на этом рынке валютный кризис и падение курса рубля, которые привели к росту цен на автомобили. Это вынуждает покупателей отдавать предпочтение более дешевым машинам. В свою очередь автосалоны с целью оптимизации затрат сокращают модельный ряд машин.

Снижение продаж и активности рынка приводит к уходу с него некоторых компаний. Немаловажную роль в этом играет общий инвестиционный климат в России, оставляющий, по мнению участников рынка, желать лучшего. После 2015 г. о сокращении ассортимента продаваемых в России машин или о полном своем уходе с рынка заявили более 10 иностранных компаний.

В начале 2019 г. о радикальном сокращении своего бизнеса в России сообщила компания Ford. Она закрывает два завода в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод по производству двигателей в Елабуге. После этого Ford прекратит производство и продажи легковых автомобилей в стране, оставив только поставки легких коммерческих автомобилей Ford Transit. Вместе с тем, компания продолжит поддерживать обязательства по гарантийному ремонту и сервису легковых автомобилей.

Текущий 2019 г., по оценкам экспертов, не обещает особых успехов на автомобильном рынке. Здесь существенно то, что развитие автомобильной отрасли крайне чувствительно к экономическим и регуляторным факторам. Среди первых важными являются состояние внешней рыночной конъюнктуры, динамика цен на нефть и обменный курс рубля. В современных условиях играет также немаловажную роль риск введения новых ограничительных мер.

Регуляторные рычаги включают возможную индексацию утилизационного сбора и применение системного механизма государственных субсидий автопроизводителям и поставщикам, компенсирующих инвестиции в локализацию производства. Наряду с этим существенными факторами являются импортные пошлины на автокомпоненты, а также внутренние налоги (например, недавнее повышение НДС).

Оценки ситуации на российском автомобильном рынке на ближайший период заметно менялись в течение первого полугодия. Так, в начале года глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер говорил о возможном росте продаж автомобилей к концу 2019 г. Однако после опубликования итогов продаж в январе-июне он заявил, что «рост рынка в 2019 г. – уже больше не реалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, – повторение результата продаж прошлого года».

БиВ

Производство автомобилей в России* (тыс. шт.)

Годы   2005    2010    2015    2016    2017    2018    2019 (1 полугодие)

Производство           1257    1406    1383    1308    1552    1771    714

*Вкл. легковые, автобусы, грузовые.

Источник: Росстат.

Важными факторами, влияющими на ситуацию на автомобильном рынке, являются состояние внешней рыночной конъюнктуры, динамика цен на нефть и обменный курс рубля

В 2008 и 2012 гг. продажи легковых автомобилей в России достигали своего максимума – 2,8 и 2,9 млн соответственно