тел. (495) 223-42-15

Китайский феномен

Автомобильную промышленность Китая можно считать экономическим феноменом конца ХХ – начала ХХI вв. Если в странах Европы и Америки эта отрасль формировалась в течение почти ста лет, то Китай вышел в лидеры мирового автопрома меньше чем за тридцать лет.

Первый китайский автомобиль «Цзефан», созданный на базе советского ЗИС-150, был выпущен в 1956 г. на предприятии, построенном при поддержке Советского Союза. В 1958 г. в Китае на базе ГАЗ-51 сделали первый грузовик подъемностью в 2,5 т. Имея зачатки автомобилестроения, власти КНР до середины 80-х гг. XX в. не стремились развивать производство автомобилей, исходя из того, что в стране не было ни сети дорог, ни горючего.

Однако в 1980-е гг. в Китае резко вырос импорт подержанных машин из соседней Японии. Страна стала вторым по величине рынком для Японии после США. Ввоз автотранспорта привел к серьезному дефициту торгового баланса, в связи с чем китайское руководство начало ограничивать его как с помощью пропагандистских усилий, так и за счет ограничения валютно-обменных операций. В 1985 г. были существенно подняты таможенные пошлины на импортные автомобили. Несколько позже ввели еще и «защитный» акциз. В конце 1985 г. правительство вообще установило двухлетний запрет практически на весь импорт автомобилей.

Ограничивая импорт автомобилей, власти одновременно принимали меры для увеличения внутреннего производства путем стимулирования различных соглашений о совместном с иностранными фирмами выпуске легковых автомашин. Развитие собственного автопрома было признано перспективным в рамках политики экономических реформ Дэн Сяопина. Первые результаты стали заметны уже к 1992 г., когда производство автомобилей в КНР впервые достигло 1 млн. К 2000 г. их выпуск вырос до 2 млн.

Вступление Китая в ВТО в 2001 г. еще более ускорило развитие автомобильного рынка, открыв широкие возможности для размещения иностранных производств на территории страны. В 2003 г. выпуск автомобилей достиг 4,4 млн, что вывело Китай на четвертое место в мире среди стран – крупнейших автопроизводителей (после США, Японии и Германии).

Стремительное развитие автомобилестроения превратило его из небольшого сектора машиностроительного комплекса в базовую отрасль экономики Китая. В период между 2002 и 2007 гг. темп роста внутреннего авторынка составлял в среднем 21%, или 1 млн машин в год. В 2009 г. в стране было выпущено 13,8 млн автомобилей, что сделало ее крупнейшим автопроизводителем в мире. В 2013 г. впервые в истории мирового автостроения в одной стране – Китае – было произведено более 20 млн машин (22,1 млн). В 2017 г. выпуск автомобилей в КНР достиг рекордного уровня 29 млн, составив почти 30% от общемирового (96,4 млн). При этом доля китайских производителей на рынке легковых автомобилей в 2017 г. приближалась к 44%.

В 2018 г., несмотря на 4%-е снижение, Китай сохранил свое лидерство в мировом автопроме, выпустив 27,8 единиц автотранспорта, в т.ч. 23,7 млн легковых автомобилей (– 4,1% к 2017 г.), 2 млн легких коммерческих машин (+13%), около 2 млн тяжелых грузовиков (–17%) и 153 тыс. автобусов (–14%).

В ходе экономических реформ последних десятилетий существенно вырос уровень жизни китайцев, что привело к увеличению владения личным транспортом. Так, если в 1990 г. в Китае насчитывалось лишь 816 тыс. личных автомашин, то в 2003 г. их было уже более 12 млн, а в 2009 г. – 62 млн. В конце 2017 г. в Китае, по данным официальной статистики, было зарегистрировано в целом 310 млн автотранспортных средств, из которых более 60% приходится на легковые автомобили.

Такой резкий рост числа автомобилей на дорогах заметно ухудшил экологическую обстановку в городах. Чтобы снизить загрязнение воздуха автотранспортом, правительство Китая ввело в 2006 г. 20%-й налог на новые автомобили с двигателем объемом более 2 л. Одновременно, для стимулирования приобретений малолитражных машин, на них был снижен налог с 5% до 3%.

В 2011 г. власти пришли к выводу о необходимости начать сдерживать рост числа личных автомобилей. С этой целью была остановлена госпрограмма стимулирования авторынка (прекращены сделки трейд-ин для крестьян, повышен до 10% налог с продаж на малолитражные автомобили, введено жесткое количественное ограничение роста автопарка в наиболее перегруженных мегаполисах – Шанхае и Пекине).

Подавляющая часть произведенных в Китае автомобилей продается на внутреннем рынке. На экспорт в другие страны отправляется не более 4%. Вместе с тем, в абсолютном выражении это составляет внушительную цифру в 1 млн машин, которые поставляются в более чем 150 стран. Устойчивым спросом автомобильная техника из Китая пользуется в странах Азии и Африки, где высоко ценятся простота конструкции и низкая цена, а потребитель не требует строгого соответствия высокому уровню международных стандартов безопасности и качества.  

Импорт автомобилей также занимает относительно небольшую часть рынка – порядка 6–7% от общего числа продаваемых в Китае машин. Это результат политики защиты внутреннего рынка через высокие таможенные пошлины, которые составляли до июля 2018 г. 25%. Сейчас они снижены до 15%, но более низкие цены на автомобили, произведенные в стране, обеспечивают местной продукции достаточную высокую конкурентоспособность.

В 2012 г. в КНР была принята специальная правительственная программа, согласно которой китайские компании, благодаря технологическому прорыву, должны войти в десятку лучших мировых автопроизводителей. Отдельная часть программы посвящена переводу отрасли на выпуск транспортных средств на альтернативных или новых источниках энергии, то есть электромобилей и гибридных автомобилей.

В ней предусмотрено введение обязательных квот на продажу электромобилей всеми местными и иностранными автопроизводителями, которые должны ежегодно повышаться – с 8,5% в 2019 г. до 12,5% в 2021 г. При этом только для продукции местных производителей сохранены до 2020 г. льготы на их приобретение. Для стимулирования производителей предусмотрена выплата им 9,3 тыс. долл. за каждый проданный электромобиль и 7,6 тыс. долл. за гибрид.

В 2018 г. производство электрических и гибридных автомобилей в Китае составило 1,3 млн, что на 62% больше, чем годом ранее. По прогнозу государственной Ассоциации автопроизводителей, производство таких машин по итогам 2019 г. вырастет до 1,6 млн. В 2020 г. производство электрических и гибридных автомобилей в Китае достигнет, по оценке агентства IHS Markit, 2,25 млн, что составит рост уже на 40% по сравнению с 2019 г. К 2025 г. доля этих машин должна достигнуть 20% всего производства в стране, что будет соответствовать половине общемирового выпуска.

Китай стал мировым лидером не только по объемам производства. Современный автопром этой страны развивается в значительной степени уже за счет собственных инвестиций. За последние два десятилетия здесь было открыто много народных предприятий, которые успешно переняли иностранный опыт и технологии, активно используя их в своем производстве. Высокотехнологичное промышленное оборудование, которое на первом этапе развития отрасли поставлялось из-за рубежа, в настоящее время заменяется на создаваемое в КНР по технологиям ведущих мировых изготовителей.

Сегодня автомобили производства Китая – это сочетание достаточно хороших технических характеристик и весьма конкурентной цены. Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, Китай пока еще отстает от мировых лидеров в ключевых технологиях, производстве запчастей и компонентов, в инновациях и развитии брендов.

Видимо, принимая это во внимание, в Китае в 2015 г. была принята государственная программа Made in China – 2025, которая предусматривает достижение за 10 лет полной технологической независимости в 10 важнейших отраслях промышленности – от производства чипов до выпуска беспилотных автомобилей. На этот проект правительство предполагает затратить 300 млрд долл.

Борис ПАВЛОВ

Производство автомобилей в Китае (млн ед.)

2000    2005    2010    2015    2017    2018

2,07     5,71     18,06   24,5     29,07   27,77

Источник: «Автостат»

В 2015 г. в Китае была принята государственная программа Made in China – 2025, которая предусматривает достижение за 10 лет полной технологической независимости в 10 важнейших отраслях промышленности – от производства чипов до выпуска беспилотных автомобилей.

В общем выпуске автомобилей в Китае около 44% принадлежит национальным производителям

Первый китайский автомобиль был выпущен в 1956 г. Он был создан на базе советского ЗИС-150 на предприятии, построенном при содействии СССР

В 1992 г. в Китае сделали 1 млн автомобилей. В 2017 г. их выпуск достиг рекордных 29 млн, составив почти 30% от общемирового уровня